1. Слово – основная единица слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
2. Понятие об обособлении.
3. Практическое задание.
Устраните в предложениях речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1. Наступила война.
2. Лектории выполняют большую роль.
3. Вдали показалась стая уток и зайцев.
4. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия.
5. Кричать шепотом – ее любимое занятие.
6. И в этом сражении русские войска потерпели победу.
7. На остановке он прождал ее круглый час.
8. Их новая встреча состоялась глубокой весной.
9. Каждый год в период бархатного месяца сотрудники нашей фирмы отдыхают в Крыму.
10. Я взял самолет и полетел к вам в гости.
Экзаменационный билет №16
1. Многозначность слова.
2. Предложения с уточняющими членами.
3. Практическое задание.
Определите, какую роль играют в тексте выделенные слова и словосочетания.
Вот эти разговоры о «черных списках банков» — какие-то детские игры, ей-богу. Ведь сообразили же руководители Центробанка наконец, что необходимо снизить«норму резервирования» частных банков, обеспечить их умелое слияние, увеличить капитализацию, приняли-таки решение о страховании вкладов — нашли решение хоть каких-то вопросов… И вроде потихоньку началась некая стабилизация, сбивающая волну финансового кризиса. А о чем же раньше-то думали господа Козлов, Игнатьев и другие финансисты? (Львов Д. Детские игры больной экономики // Литературная газета. 2004. 21-29 июля)
Экзаменационный билет №17
1. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность (плеоназм и тавтология).
2. Сложное предложение.
3. Практическое задание.
Укажите СПП с общим второстепенным членом предложения:
а. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо (И. Бунин)
б. В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса (А. Чехов)
в. С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин)
г. Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом
Экзаменационный билет №18
1. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Паронимы.
2. Прямая и косвенная речь. Диалог.
3. Практическое задание.
Определите являются ли омонимами следующие слова:
1 – свет, голова
2 – правый, тушить
3 – ключевой, уход
4 – постоять, забор
5 – икра, кремовый
Составьте с данными словами словосочетания их омонимичности
Вставьте пропущенные глаголы, являющиеся к глаголу «хохотать»
Скоро хохотали все: … мальчик в лифте, … горничная, … официанты в ресторане, … толстый повар отеля, … поварята, … рассыльные, … сам хозяин отеля