Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Риторика первой половины 20 века. Ее особенности, связанные с социально-политической ситуацией в стране





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

В начале XX века в России достигает высокого развития социально-политическое красноречие. Оно развивается с ростом политических партий и происходяшими в обшестве социально-общественными процессами. Социально-политическое красноречие включает в себя политическую речь (выступление с определенной политической программой), митинговую речь (имеет своей целью мобилизацию масс, призыв к какому-

то действию), агитационную речь (разновидность митинговой, отличающаяся масштабом и степенью эмоционального накала), доклады на социально-политические темы и различные отчетные доклады социально-политического характера.

Политическое красноречие не упоминается авторами русских риторик в числе распространенных в России.

Русское социально-политическое красноречие начала XX в. выдвинуло ряд выдающихся политических ораторов, риторическое искусство которых отразилось в работе Государственной Думы (1906–1917 гг.), которую называли школой политического

красноречия. В первые послеоктяюрьские десятилетия возникла школа пролетарского политического красноречия в противовес буржуазному политическому красноречию. Из рабочей среды выдвигаются пролетарские ораторы: Петр Алексеев, Степан

Халтурин, Иван Бабушкин, Петр Заломов и др. В это время политическое красноречие в России характеризуется тремя признаками: 1)оно зовет людей к политическим действиям; 2)обращается к творцам политических актов; 3)пользуется в качестве средства изображением предметов и событий, связь которых имеет политическое значение[39, 108].

В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И.Ленин, Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В.Луначарский, С.М.Киров и др. С 30-х гг. XX в. происходит растворение политического красноречия в официально-деловом стиле речи.

Основополагающим ораторским жанром становится политический доклад, в котором излагается программа партии, дается толкование событий. Исчезает индивидуальность стиля, появляются клишированные выражения; текст снабжается цитатами

из произведений классиков марксизма-ленинизма и др

 

 

Попытки возрождения риторики в России можно отнести к 20-м гг. XX века. Преподавание риторики в учебных заведениях, в том числе в средних, способствовало появлению боль-

шого количества ярких ораторов, представлявших разнообразные политические силы. Их речи звучали на митингах, в залах для публичных лекций. Богатством знаний и ораторских навыков, приобретённых в полемике с политическими оппонентами, во многом объясняется та сила воздействия на слушателей, которую демонстрировали лидеры большевистской партии в первые годы пребывания у власти.

Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918–1924), у истоков которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели: В.Э.Мейерхольд, Н.А.Энгельгардт, А.Ф.Кони, Л.В.Щерба.

Была начата разработка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов институт прекратил свое существование. Многие идеи, высказанные по поводу риторики в 20-е гг. ХХ века, оказались нереализованными в силу известных экстралингвистических обстоятельств. Область свободной, выразительной, убеждающей речи стала запретной.

Риторика как учебная дисциплина была исключена из школьного и вузовского образования. Уничтожение И.В.Сталиным своих политических конкурентов, утверждение единомыслия в советском обществе, низкий образовательный и культурный уровень большинства населения способствовали примитивизации приёмов публичного выступления и превратили риторику в вид «чистого искусства».

Отечественная научная и практическая риторическая традиция была прервана на многие десятилетия. В 20 – 80-е гг. ХХ века в России риторика не преподавалась ни в средней, ни даже в высшей школе; лишь отдельные рекомендации этой науки вошли в теорию литературы, культуру речи, теорию сочинений, использовались при обучении выразительному чтению. Риторика утратила целостность и самостоятельность, не развивалась её теория, старые учебники не переиздавались, новые не составлялись. Кризис не коснулся лишь гомилетики: она преподавалась в богословских учебных заведениях все эти годы.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.