Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Безударные гласные в корнях слов.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одинаково ли произносятся гласные под ударением и без ударения?
Сравните произношение выделенных гласных в словах:
водa'— вo'ды, рекa'—ре'ки, пoля'— пo'ле.
Как можно проверить правописание безударных гласных?
Покажите это на примере: холмы, встречать, шалун, чистота, рядовой.

Упражнение 22 (21). Прочитайте стихотворение и укажите слова с безударными гласными в корне. Можно ли эти гласные проверить ударением?

Для нас сады весною зацветают, И нашим нивам не видать конца. И шумным говором наш слух ласкают Кудрявые зелёные леса. В колодцах наших, речках и озёрах Прозрачна и живительна вода. По сочным травам в луговых просторах Пасутся наши тучные стада. Янка Купала.

Упражнение 23 (22). Спишите текст и объясните правописание выделенных букв.

Сегодня журавли прилетели. Зиму провели они на тёплом юге, где всегда греет солнце. Пока летят они к нам, много чудесного видят. Видят они и поля, и леса, широкие реки и большие болота. Видят города с высокими домами и много-много деревень и селений. Пролетали они над морем и видели на нём большие корабли и маленькие лодочки с белыми парусами.

Упражнение 24 (23). Спишите стихи, вставляя в слова пропущенные гласные. Объясните их правописание.

1. Подруга дней моих суровых, Г...лубка дряхлая моя, Одна в глуши л...сов с...сновых Д...вно, д...вно ты ждёшь меня. А. С. Пушкин. 2. В л...сной глуши, в лощине мшистой, Из-под з...мли между к...рней Бьёт вверх р...дник струёю чистой И змейкой вьётся между пней. А. М а й к о в.

Упражнение 25 (24). Спишите примеры, вставьте пропущенные гласные и объясните их правописание.

1. Я помню гор высокие в...ршины, прозрачных вод в...сёлые струи. 2. Днём и ночью грузит поезда чёрным зол...том Караганда. 3. По дорожкам, по сн...гам, по л...сным лужайкам приск...кал на праздник к нам длинноухий зайка. 4. Над р...систыми лугами в...терок н...чной гуляет. 5. В р...ке м...стами глубь ясна. 6. Пахнул в...терок, заш...птал в тростнике. 7. Наша речка льётся, сер...брится, вьётся через пашню и л...сок.

Упражнение 26 (25). Выпишите из стихотворения выделенные слова с безударными гласными в корне; рядом с каждым таким словом напишите проверочное слово.

МЫ СТРОИМ.

Пройдёшь по родимомукраю На север, на юг иль восток, Повсюду шумит, не смолкая, Стремительный жизни поток. И ранней и поздней порою Разносится песня труда. Мы строим, мы строим, мы строим Заводы, дома, города... Хлеба колосятся густые, Встают над водою мосты, Садымы сажаем в пустыне, Подземные рубим пласты.

Образец: Не смолкa'я — смo'лкнуть.

Упражнение 27 (26). Спишите рассказ, вставляя пропущенные гласные. Объясните их правописание.

ИЗ ЖИЗНИ ВАНЮШКИ.

(Из прошлого.)

Сидит В...нюшка в м...стерской и вспоминает р...дную д... ревню. Где теперь милые п...ля, покрытые хл...бами? Какой среди них простор и раздолье! Где лес, в котором он собирал ягоды и гр...бы? Где та р...ка, в которой он л...вил плотву и пескарей и резал об осоку ноги? Какая быстрая и светлая эта р...ка! Где з...лёные луга, на которых он сушил и сгр...бал сено? Сколько к...локольчиков и ромашки на этих лугах! Где р...дная избушка? Где любимые товарищи и друзья? Всё куда-то д...леко отодвинулось.

Упражнение 28. Спишите статью и рядом с каждым выделенным словом напишите проверочное слово.

НА РАВНИНЕ.

Мы выехали ранним утром. За холмом всходило солнце. Дул влажныйветерок. Над прудом стоял туман. Пыли не было. Сильная роса лежаланатраве. Вот мы выехали за деревню. Впереди зеленели поля. Далеко видно кругом. Поднимается солнце, стало теплее. Небо ясно. Высоко в небе звенят жаворонки. Вьётся река синеющей лентой. За ней расстилаются зелёные луга, а за лугами — холмы.

Упражнение 29. Спишите примеры и в выделенных словах подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

1. От продажи излишков хлеба колхоз получил большой доход. 2. Разведчика ранило в колено. 3. В нашем городе с каждым годом количество населения увеличивается. 4. На горе вид нелся дом с белыми колоннами. 5. Комары и мошки надоедливо садились на лицо. 6. У нас новый комод. 7. Конопля росла бурно.

Упражнение 30. Даны слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Выпишите слова на тему „Город", составьте с ними 8 предложений (по выбору). Безударные гласные, не проверяемые ударением, подчеркните.

Вокзал, республика, улица, громадный, магазин, киоск, комод, диван, аптека, завод, квартира, трамвай, казак, театр, сигнал, сирень, автомобиль, амбар, вагон, билет, комната, плакат.

Упражнение 31. Данные слова с не проверяемыми ударением гласными распределите по трём темам: 1) занятия людей, 2) орудия труда, 3) машины. Непроверяемые гласные подчеркните.

Комбайн, бригадир, долото, молоток, трактор, капитан, топор, командир, сеялка, матрос, гончар, молот, маляр, портной, лопата, милиционер, багор, артиллерист.

Упражнение 32. Из данного списка слов выпишите слова на тему „Время". Непроверяемые гласные подчеркните.

Календарь, коллектив, месяц, минута, молотьба, порошок, январь, юноша, якорь, февраль, апрель, колодец, коромысло, сентябрь, абажур, вчера, октябрь, пасека, ноябрь, чемодан, артель, одежда, верблюд, декабрь, секунда, газета, сегодня, каникулы.

Упражнение 33. Даны слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Слова эти относятся к теме „Растения". Выпишите их, разделив по значению на шесть групп: 1) деревья, 2) злаки, 3) овощи, 4) цветы, 5) кусты, 6) травы.

Пшеница, берёза, ромашка, ячмень, тополь, горох, орешник, ольха, акация, смородина, овёс, огурец, малина, капуста, осина, колокольчик, черёмуха, яблоня, картофель, конопля, фиалка, чеснок, морковь, жасмин, боярышник, осока, лебеда, одуванчик, калина, арбуз.

Упражнение 34. Из данного списка слов выпишите слова, обозначающие явления природы; запомните их написание.

Мороз, железо, восток, олово, ураган, запад, океан, иней, серебро, заря, горизонт, север, гавань, берег, автомобиль, облака, овраг, корабль, проталина, метель, урожай, мешок, заяц, работа, лагерь, костёр, зарево, зарница.

Упражнение 35. Все слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, помещённые в упражнениях 29, 30, 31, 32, 33, 34, расположите столбиками по данным группам:

о е и а
вокзал громадный республика театр улица киоск магазин аптека

Упражнение 36. Выпишите в свой словарик географические названия и выделите в них безударные гласные, не проверяемые ударением.

Океан, велосипед, пожар, корабль, акула, якорь, облака, капитан, канат, гавань, маяк, беседка, кушак, караван, тайга, обезьяна, матрос, лоцман, вагон, ураган, железо, бамбук, север, орешник, плантация, Кавказ, овраг, запад, горизонт.

Упражнение 37. Выпишите из данной статьи слова, которые можно включить в „Железнодорожный словарик".

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ.

Мы приближаемся к станции. Ровной лентой уходит вдаль полотно дороги с блестящими полосками рельс. Вот и семафор. Впереди темнеет чёрное от дыма паровозное депо. За ним высится водокачка. То и дело раздаются короткие хлопотливые свистки паровозов. На запасных путях стоят товарные вагоны. Подходим к вокзалу. Только что ушёл пассажирский поезд на Харьков. Вокзальная платформа опустела. Окно билетной кассы закрыто. Машиниста с кочегаром сменила другая бригада, и они спешат домой. Стрелочник разговаривает о чём-то со сцепщиком вагонов. Сторож подметает сор. Станция готовится к приёму скорого поезда из Баку.

Упражнение 38. Спишите статью и в выделенных словах подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением.

ОГОРОД.

Огород был позади двора. Сейчас же за двором был небольшой садик. Несколько кустов крыжовника, малины, смородины и три большие яблони. Дальше тянулись гряды. На них были посажены морковь, репа, капуста, редька; свешивались с борозды плети огурцов; торчал на тычинках горох; от лёгкого ветерка покачивал головками спелый мак.

Упражнение 39. Такое же задание, как в упражнении 38.

Чего только не даёт дерево людям! Брёвна и доски для постройки жилищ, дрова для их отопления, столы, скамейки, парты, кровати, корыта. Лодки,телеги, сани, бороны сделаны из дерева. Скрипка, балалайка, гитара, рояльродились в лесу. Из древесной коры плетут лапти, делают мочало, ткут кули ирогожи, гонят дёготь. Листья дерева вместо соломы служат подстилкою для скота. Из ветвей вяжут веники и мётлы, плетут корзины.

Упражнение 40. Такое же задание, как в упражнении 38.

1. Мы отстояли свободу и независимость своей Родины. 2. Александр Васильевич Суворов был великий полководец. 3. По пустыне медленно шёлкараван верблюдов. 4. Вчера мы ландышей нарвали. 5. Тускло горелакеросиновая лампа. 6. Мама купила новое решето. 7. За печкой трещал сверчок. 8. Золотая осень бывает в сентябре. 9. Завтра в нашей школе спектакль. 10. Напеске блестела рыбья чешуя. 11. Ящерица грелась на солнышке. 12. На бахче поспевали арбузы. 13. Пионеры быстро поставили на поляне палатки.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.