Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Грамматический разбор по членам предложения.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Укажите в первом предложении главные члены.
Поставьте вопросы к подлежащему и сказуемому.
Разберите второстепенные члены предложения: какое слово они поясняют и на какие вопросы отвечают?

Старик ловил
ловил
(чем?) неводом
ловил
(что?) рыбу.

Рассмотрите таблицу грамматического разбора второго предложения.

 

Слово На какой вопрос отвечает? Какой член предложения? С каким словом связано по смыслу?
П р е д л о ж е н и е Старуха кто? подлежащее пряла
пряла что делала (старуха)? сказуемое старуха
пряжу что (пряла)? дополнение пряла
свою чью (пряжу)? определение пряжу

Упражнение 79 (83). Разберите данные предложения. При разборе пользуйтесь таблицей.

1. Партизаны захватили вражеских разведчиков. 2, Метель засыпала палатку снегом. 3. Дед торопливо шагал по сугробам. 4. Резкий ветер дул в лицо. 5. Кругом бушевала снежная буря.

Упражнение 80 (84). Спишите примеры и обозначьте члены предложения по образцу первого примера.

п. ск. доп. обст.места
1. Рыбаки вытащили лодку на берег.

2. Завтра пионеры выезжают в лагерь.
3. Сильная буря вырвала дуб с корнем.
4. Маша отыскала в лесу знакомую тропинку.
5. На берёзе появились зелёные листочки.
6. Ласковое солнышко осветило лесную полянку.
7. С моря дул холодный ветер.

Упражнение 81 (85). Прочитайте статью „Весна идёт" и назовите члены каждого предложения.

ВЕСНА ИДЁТ.

Весело смотрит солнце на землю. С крыш каплет вода. На полях появились проталинки. Звонко льётся с вышины песня жаворонка. Он провожает песней холодную зиму. Громко, весело кричат грачи.
Дорога потемнела. Сероватой полоской вьётся она по белой равнине. Деревья стряхнули с себя снег и иней. На вербах появились почки.

 

13. Предложение с однородными членами.

(Повторение.)

Упражнение 82. Прочитайте примеры и назовите в них однородные члены. Какие это будут члены предложения?

1. Прилетели скворцы и жаворонки.
2. Колхозницы и колхозники выехали в поле.
3. Волны бились, кипели, метались во все стороны.
4. От жары листья деревьев поблёкли и пожелтели.
5. За окном вагона мелькали поля, леса, деревни, сёла.
6. Ребята катались с горы на коньках и санках.

Припомните и ответьте на вопросы:
1. Какие члены предложения называются однородными?
2. Каким знаком препинания отделяются друг от друа однородные члены предложения при письме? Покажите это на примерах.
3. Ставится ли запятая, если два однородных члена предложения соединены союзом й? Покажите это на примерах.

В предложении могут быть два или несколько подлежащих при одном сказуемом, два или несколько сказуемых при одном подлежащем, два или несколько второстепенных членов, относящихся к одному и тому же слову и отвечающих на один и тот же вопрос. Такие члены предложения называются однородными членами. При письме однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми, а если два из них соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Упражнение 83 (89). Спишите предложения и подчеркните в них однородные члены.

1. Замёрзли реки, озёра и болота. 2. В лесах, в полях не слышно песен. 3. В речке водятся окуни, ерши и пескари. 4. Вдали виднелись леса, долины, горы. 5. Ноги путались и цеплялись в густой траве. 6. Воздух пропитан гарью и дымом, 7. Ходит, шумит вековая тайга. 8. В ночном небе вспыхивали, сверкали, горели огни праздничного салюта.

Упражнение 84 (90). Прочитайте предложения н объясните, почему поставлены запятые.

1. На заводах, фабриках, шахтах широко развернулось социалистическое соревнование. 2. Колхозники сжали и убрали с полей рожь, пшеницу, овёс и ячмень. 3. На письменном столе лежали книги, журналы и газеты. 4. В облаках пыли потонули сады, улицы, хаты, плетни. 5. Мелькает, вьётся первый снег, 6. Лётчик должен обладать большим мужеством, упорством, выдержкой.

Упражнение 85 (92). Спишите данные предложения с однородными членами; ставьте, где надо, запятые.

1. Лес зазвенел застонал затрещал. 2. По дороге тянулись люди повозки верблюды. 3. Вода пенилась бурлила шумела. 4. Густой туман окутал луга низины реку. 5. Туча растёт клубится извивается. 6. Берег был покрыт камешками раковинками водорослями. 7. Боевая песня льётся ширится растёт.

Упражнение 86 (93). Спишите данную статью; однородные члены подчеркните; ставьте, где надо, запятые.

В ЛЕСУ.

В глухом лесу живут самые различные породы птиц. Здесь можно встретить тетеревов рябчиков диких голубей и рябых кукушек. Своим разнообразным пением оглашают лес дрозды чижи малиновки и сойки. На сучьях на кустах и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнёзда кладут яйца и выводят детей. Из животных увидишь в лесу медведя волка лисицу колючего ежа.

Упражнение 87 (95). Спишите рассказ и подчеркните в предложениях однородные члены.

ГАВРОШ.

Гаврош, бегая взад и вперёд, карабкался вверх, спускался, шумел, мелькал повсюду. Звонкий голос его не смолкал ни на минуту. Громадная баррикада чувствовала его у себя на плечах. Он смеялся над бездельниками, заставлял работать лентяев, ободрял уставших; одних забавлял, других сердил, третьим надоедал, всех тормошил.

Упражнение 88 (96). Из ряда данных слов составьте предложения с однородными членами; расставьте знаки препинания.

Костёр, Федя, Ваня, Сеня, сидеть.
Холмы, пригорки, бежать, ручейки.
Освещать, ярко, солнце, леса, поля, лучи.
Лес, девочки, собирать, земляника, черника.
Синее, шуметь, волноваться, плескаться, море.
Сено, убирать, отец, мать, братья.

Упражнение 89 (97). Составьте предложения, в которые входили бы следующие однородные члены (порядок их можно изменить):

1) поля, леса, луга; 2) сосна, ель, кедр; 3) песни, смех, шутки, 4) пила, топор, молоток; 5) школы, библиотеки, клубы; 6) ягоды, грибы, орехи; 7) шумит, бурлит, пенится; 8) поют, свистят, щебечут.

Иногда между однородными членами предложения ставятся союзы а или но. Перед союзами а, но всегда ставится запятая. Ветер дует с гор, а не с моря. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

Упражнение 90 (98). При списывании подчеркните однородные члены предложения и ставьте запятые, где они нужны.

1. Ночь была тихая но морозная. 2. Сначала подумай а потом отвечай. 3. Коля всё делает хорошо но очень медленно. 4. Зимой солнце светит но мало греет. 5. Готовь летом сани а зимой телегу. 6. Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам. 7. Река была не широкая но глубокая. 8. На смелого собака лает а трусливого кусает.

Упражнение 91 (99). Из данных двух или трёх предложений составьте одно с однородными членами; однородные члены подчеркните.

1. Бабочки порхают над цветами. Пчёлки порхают над цветами. 2. Разноцветные листья летят. Листья кружатся. Листья падают. 3. Мальчики пошли купаться. Мальчики пошли рыбу ловить. 4. Любите птиц. Любите цветы. Любите лес. 5. Много и нашей стране дремучих лесов. Много в нашей стране раздольных полей. 6. В саду растут яблони. В саду растут вишни. В саду растут сливы.

Обращение.

Здравствуйте, Марья Ивановна!
Здравствуйте, ребята!
Петя, иди сюда!
Учащиеся, неустанно овладевайте знаниями!

Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, называются обращением.

Упражнение 92 (101). Прочитайте и скажите, к кому обращаются с речью в следующих предложениях; назовите слова-обращения.

1. Прекрасны вы, поля земли родной. 2. Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка. 3. Эй, садись ко мне, дружок! 4. Вперёд чужой беде не смейся, голубок! 5. Смотри, кума, чтобы не осрамиться! б. Пронеситесь, тучи чёрные, сторонкой1 7. Все за работу, товарищи!

Обращение может быть выражено одним, двумя и несколькими словами. Велика ты, Русь, широко лежишь. Мы тебя, земля родная, никогда врагам не отдадим! Страна моя любимая, я шлю тебе привет!

Упражнение 93 (102). Выпишите сначала те предложения, в которых обращение выражено одним словом, затем — двумя словами и, наконец, — тремя словами.

1. Поведай, песня наша, на весь родимый край, что месяцев всех краше весёлый месяц май. 2. Слушай, Родина, клич пионерский! 3. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. 4. Средь зелёных лесов ты стоишь, деревенька родная. 5. Как не гордиться мне тобою, Родина моя! 6. Шуми, шуми, зелёный лес! 7. Дети, к вам, на радость вашу, ёлку я несу. 8. Ласкай же нас, солнце, своими лучами! 9. Эй, детвора, в школу пора!

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак. Дедушка, найди мне беленький грибок! Школьники! Укрепляйте дисциплину! Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. Домой, ребятишки, обедать пора! Учись, сынок, старайся: пригодится в жизни. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу: точка, восклицательный знак иливопросительный знак: Расцветайте, мои алые цветочки! Что затуманилась, зоренька ясная?

Упражнение 94 (103). Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

1. Учиться надо братец. 2. Всему товарищ свой черёд. 3. Приди весна с радостью. 4. Соседушка я сыт по горло! 5. Слышу лиса про твои чудеса. 6. Где ты Ваня пропадал? 7. Сторонушка родимая я шлю тебе привет. 8. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей. 9. Музыканты вперёд! Запевалы вперёд! Нашу песню победную гряньте.

Упражнение 95 (104). Переделайте данные примеры так, чтобы подлежащее (вместе с пояснительным словом) стало обращением. Расставьте знаки препинания.

1. Пионеры выполняют заветы Ленина. 2. Ребята работают дружно. 3. Развеваются красные знамёна. 4. Шумит зелёный лес. 5. Льётся громче песня. 6. Ветер унесёт грозовую тучу. 7. Дети в школу собираются.

Образец: Пионеры, выполняйте заветы Ленина!

Упражнение 96 (105). Напишите объявление о собрании или о прогулке, употребляя обращения; не забывайте ставить знаки препинания.

Упражнение 97 (107). Придумайте и запишите 5 предложений с обращениями к лесу, к солнцу, к весне, к Родине, к товарищам.

Прямая речь.

Ваня спросил: „Петя, пойдёшь в кино?"
Петя ответил: „Нет, я буду читать книгу".

Прочитайте примеры.
Рассмотрите, из каких частей состоят эти предложения.
Как расставлены в них знаки препинания?

Иногда в предложении бывают чьи-либо слова, переданные точно, так, как они были сказаны. Такие слова называютсяпрямой речью. Прямая речь сопровождается большею частью словами автора. При чтении прямая речь выделяется голосом, а при письме ставится в кавычках. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Павел, уходя из дома, сказал матери: "В субботу у меня будут госта из города".

Упражнение 98 (108). Укажите в данных примерах прямую речь и слова автора.

1. Крестьянин говорит: "Такого-то числа, поутру, у меня двух кур не досчитались". 2. Я сказал Ермолаю: „Поди достань пакли и справь нам лодку". 3. Ребятишки просили: „Дедушка, расскажи нам сказочку". 4. Маленькая девочка бежала и кричала: „Не видали мамы?" 5. Коля спросил Петю: „Ты пойдёшь сегодня в библиотеку?" 6. Поймала кошка соловья и, ласково его сжимая, говорила: „Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят".

Упражнение 99 (109). Составьте и запишите 8 предложений на прямую речь.

Упражнение 100 (110). Прочитайте предложения; укажите в них обращения и прямую речь.

1. Возглашает воевода: „Государь! Проснись! Беда!"
2. Говорит Дадон, зевая: „А? Кто там? Беда какая?"
3. Воевода говорит: „Петушок опять кричит".
4. Балда братца гладит, приговаривая: „Братец мой любимый, устал, бедняжка! Отдохни, родимый".
5. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: „Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам выкуп".
6. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо: „Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую".
7. С поклоном старик отвечает: „Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха".

(Из сказок А. С. Пушкина.)

Упражнение 101 (111). Спишите примеры и расставьте знаки препинания.

1. И молвил он, сверкнув очами Ребята не Москва ль за нами? 2. С громким, весёлым приветом дед обращался к реке Здравствуй красавица Волга. 3. Машутка отцу закричала Возьми меня с собой. 4. Я проводил их всё тем же советом Не попадайтесь зимой. 5. Кажется, шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 6. Мать попросила Позвольте мне повидать сына. 7. А Балда приговаривал с укоризною Не гонялся бы ты поп за дешевизною.

Если передаётся разговор двух или нескольких лиц, то обычно речь каждого говорящего пишется с новой строчки и перед ней ставится тире. В этом случае прямая речь кавычками не выделяется.

— Так он убежал, оленёнок-то?
— Убежал, Гришуха.
— Жёлтенький?
— Весь жёлтенький, только мордочка чёрная да копытца.

Д. Мамин-Сибиряк.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.