Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Падежи существительных.



Припомните названия падежей и вопросы каждого падежа.
Почему для каждого падежа существует два вопроса (кто? и что? кого? и чего? и т. д.)?
В каком падеже ставится подлежащее? Приведите примеры.
Какой падеж существительного употребляется после слов нет, нехватает, много, мало? Приведите примеры.
Какой падеж употребляется для обозначения предмета, которому что- либо дают, рассказывают, показывают? Приведите примеры.
Какой падеж употребляется для обозначения предмета, на который переходит действие предмета, обозначенного подлежащим? Приведите примеры?
Какой падеж употребляется для обозначения предмета, которым что-либо делают? Приведите примеры.

Упражнение 127 (137). Укажите в стихотворении имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числе.

Горит восток зарёю новой, Грохочут пушки. Дым багровый
Уж на равнине по холмам Клубами всходит к небесам.

А. С. Пушкин.

Упражнение 128 (138). Спишите стихи и подчеркните существительные в винительном падеже.

В окно увидела Татьяна На стёклах лёгкие узоры,
Поутру побелевший двор, Деревья в зимнем серебре,
Куртины, кровли и забор, Сорок весёлых на дворе.

А. С. Пушкин.

(Куртины — клумбы, цветочные гряды в саду.)

Упражнение 129 (139). Выпишите предложения, в которых есть имена существительные в родительном падеже.

1. Я слышал пенье соловья. 2. Заря окрасила верхушки деревьев. 3. В лесу было тихо, ветра не было. 4. Вода затопила берега реки. 5. Тучи окутали небо. 6. Я читаю книгу товарища. 7.Волна захлестнула муравья. 8. Коля не сдержал своего слова. 9. Враг не выдержал нашей атаки. 10. Мы отогналиврага. 11. Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.

Упражнение 130 (140). Спишите предложения и подчеркните все имена существительные в дательном падеже. Какие это будут члены предложения?

1. Мальчику подарили книгу. 2. Радуются дети весне. 3. Чапаеву подвели коня. 4. Я помахал девочке рукой. 5. Передай привет брату. 6. Работа солнышку везде: зерну скорлупку расколи, цветку расписывай листы, пичужкам приготовь обед, а вишням дай румяный цвет.

Упражнение 131. Прочитайте предложения и укажите все имена существительные в творительном падеже. Какие это будут члены предложения?

1. Плотник быстро и ловко рубил топором. 2. Птица защищается клювом. 3. Коля прекрасно рисует карандашом. 4. Вода билась о берег могучей волной. 5. Шофёр уверенно управлял автомобилем. 6. Возчик ударил лошадь кнутом.

Упражнение 132 (151). Прочитайте стихотворение и определите падеж и число имён существительных.

ВЕСЕННЕЕ УТРО.

Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что лес проснулся,
Рассказать, что солнце встало, Весь проснулся веткой каждой,
Что оно горячим светом Каждой птицей встрепенулся
По листам затрепетало. И весенней полон жаждой.

А. Фет.

Упражнение 133 (153). Спишите предложения и обозначьте буквами над каждым существительным его число и падеж, как это сделано в 1-м предложении.

и. п. ед. ч. т. п. ед. ч.
1. Володя увлекается спортом. 2. Мальчики стерегли табун лошадей. 3. Павел зачерпнул воды ведром. 4. Мы набрали спелой земляники. 5. Старика старуха забранила. 6. Слон защищается хоботом.