Припомните названия падежей и вопросы каждого падежа. Почему для каждого падежа существует два вопроса (кто? и что? кого? и чего? и т. д.)? В каком падеже ставится подлежащее? Приведите примеры. Какой падеж существительного употребляется после слов нет, нехватает, много, мало? Приведите примеры. Какой падеж употребляется для обозначения предмета, которому что- либо дают, рассказывают, показывают? Приведите примеры. Какой падеж употребляется для обозначения предмета, на который переходит действие предмета, обозначенного подлежащим? Приведите примеры? Какой падеж употребляется для обозначения предмета, которым что-либо делают? Приведите примеры.
Упражнение 127 (137). Укажите в стихотворении имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числе.
Горит восток зарёю новой, Грохочут пушки. Дым багровый Уж на равнине по холмам Клубами всходит к небесам.
А. С. Пушкин.
Упражнение 128 (138). Спишите стихи и подчеркните существительные в винительном падеже.
В окно увидела Татьяна На стёклах лёгкие узоры, Поутру побелевший двор, Деревья в зимнем серебре, Куртины, кровли и забор, Сорок весёлых на дворе.
А. С. Пушкин.
(Куртины — клумбы, цветочные гряды в саду.)
Упражнение 129 (139). Выпишите предложения, в которых есть имена существительные в родительном падеже.
1. Я слышал пенье соловья. 2. Заря окрасила верхушки деревьев. 3. В лесу было тихо, ветра не было. 4. Вода затопила берега реки. 5. Тучи окутали небо. 6. Я читаю книгу товарища. 7.Волна захлестнула муравья. 8. Коля не сдержал своего слова. 9. Враг не выдержал нашей атаки. 10. Мы отогналиврага. 11. Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.
Упражнение 130 (140). Спишите предложения и подчеркните все имена существительные в дательном падеже. Какие это будут члены предложения?
1. Мальчику подарили книгу. 2. Радуются дети весне. 3. Чапаеву подвели коня. 4. Я помахал девочке рукой. 5. Передай привет брату. 6. Работа солнышку везде: зерну скорлупку расколи, цветку расписывай листы, пичужкам приготовь обед, а вишням дай румяный цвет.
Упражнение 131. Прочитайте предложения и укажите все имена существительные в творительном падеже. Какие это будут члены предложения?
1. Плотник быстро и ловко рубил топором. 2. Птица защищается клювом. 3. Коля прекрасно рисует карандашом. 4. Вода билась о берег могучей волной. 5. Шофёр уверенно управлял автомобилем. 6. Возчик ударил лошадь кнутом.
Упражнение 132 (151). Прочитайте стихотворение и определите падеж и число имён существительных.
ВЕСЕННЕЕ УТРО.
Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что солнце встало, Весь проснулся веткой каждой, Что оно горячим светом Каждой птицей встрепенулся По листам затрепетало. И весенней полон жаждой.
А. Фет.
Упражнение 133 (153). Спишите предложения и обозначьте буквами над каждым существительным его число и падеж, как это сделано в 1-м предложении.
и. п. ед. ч. т. п. ед. ч. 1. Володя увлекается спортом. 2. Мальчики стерегли табун лошадей. 3. Павел зачерпнул воды ведром. 4. Мы набрали спелой земляники. 5. Старика старуха забранила. 6. Слон защищается хоботом.