Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Имя прилагательное.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Повторение.)

В свежем воздухе сверкает И румянит детям щёки
Первый чистенький снежок. Лёгкий зимний холодок.

Какие признаки предметов указаны: снежок (какой?), холодок (какой?), в воздухе(каком?)?
Как называются слова, обозначающие признаки предметов?
На какие вопросы они отвечают?
С какими словами связываются в речи по смыслу?

Упражнение 169 (200). Прочитайте стихотворение и укажите в нём имена прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу.

Сквозь волнистые туманы По дороге зимней, скучной Пробирается луна, Тройка борзая бежит,На печальные поляны Колокольчик однозвучныйЛьёт печально свет она. Утомительно гремит. А. С. Пушкин.

 

Прилагательные уточняют нашу речь и делают её более ясной, звучной, красивой. Не прошла — стрелой промчалась Пора летняя, прекрасная; Не заметил, как подкралась Осень хмурая, ненастная.

Упражнение 170 (201). Сравните каждую пару предложений и объясните, что нового вносят прилагательные в данные предложения.

1. Шли эскадроны партизан.
Шли лихие эскадроны приамурских партизан.

2. По небу печально тучки плывут.
По серому небу печально осенние тучки плывут.

3. На проталинках показались цветочки.
На проталинках весенних показались ранние цветочки.

4. Вьётся дым над костром.
Вьётся лёгкий дым над костром седым.

Упражнение 171 (202). Прочитайте и объясните, какое прилагательное обозначает вкус предмета, цвет предмета, размер предмета,принадлежность, материал, из которого сделан предмет.

1. На огороде была посажена сладкая морковь. 2. Туча чёрная понахмурилась. 3. Из кустов вылетела маленькая птичка. 4. Весной колхозные поля дружно зазеленели. 5. Через речку ездят по деревянному мосту.

Упражнение 172 (204). К данным существительным подберите подходящие прилагательные.

Заря .... Ручей .... Море .... Дорога .... Солнце .... Лес .... Ветер .... Город .... Улица ... . Вечер ....

Образец: Песня колыбельная, звонкая, весёлая, грустная, могучая, хороводная, комсомольская, народная, хоровая, партизанская.

Упражнение 173 (206). Составьте описание картинки. Используйте в своём описании данные прилагательные, характеризующие берёзу, сосну, дуб, осину, рябину, иву, ель.

Белоствольный, зелёный, высокий, стройный, трепетный, могучий, смолистый, ветвистый, кряжистый, старый, низкий, развесистый, раскидистый, плакучий, тёмный, кудрявый, молодой, статный.

Образец. Вот и лес. Тень и тишина. Высокие, статные сосны шумят своими раскидистыми вершинами. Вот развесистая, кудрявая...

Каждый предмет может иметь несколько признаков.Значит, к каждому имени существительному можно подобрать несколько прилагательных. Молодой, стройный клён красиво раскинул свои ветки. Красивая, весёлая птичка вылетела из кустов. В лесу блестело большое светлое озеро.

Упражнение 174 (205). При списывании к каждому выделенному существительному придумайте по два прилагательных.

1. Сейчас у нас ... зима. На дворе ... снег. На окнах ... мороз рисует ... узоры.
2. По ... лесу протекал ... ручеёк. Лес закрывал от него ... небо и не пропускал ни ... лучей солнышка, ни... ветерка.

Упражнение 175 (209). Перепишите статью, вставляя вместо точек имена прилагательные из данного списка.

УРОЖАЙ.

Куда ни посмотришь — всюду ... рожь и пшеница. Вот что сделали ... труд колхозников, ... солнце и ... дожди. У ссыпных пунктов ... подводы и грузовики. К станции тянутся ... ленты обозов. Но лучше, выразительнее всего говорят об урожае ... ... лица колхозников.

Список прилагательных: довольные, счастливые, золотая, усердный, тёплые, щедрое, длинные, бесконечные.

Упражнение 176 (211). Прочитайте рассказ и выделите прилагательные вместе с теми существительными, с которыми они связаны по смыслу.

В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ.

Парусные суда подходили к мысу одного из полярных островов. Его голые скалы чуть виднелись в туманной дали. Страшная буря всю ночь трепала суда. Могучие волны бросали их из стороны в сторону. Небо заволоклось свинцовыми тучами. Холодные брызги воды бешено вздымались вверх и заливали суда.
Мореплаватели подняли часть парусов и начали быстро приближаться к неизвестному мысу. Скоро суда благополучно обогнули мыс, вошли в тихую бухту и бросили тяжёлые якоря.

Упражнение 177 (213). Подберите прилагательные с противоположным значением и напишите их.

Старый — молодой, крупный, тяжёлый, узкий, храбрый, острый, высокий, глубокий, светлый, верхний, весёлый, сухой, ручной, слабый, близкий, ранний, сладкий, тихий, пасмурный, тёплый, трудолюбивый, вечерний, сегодняшний.

Упражнение 178 (212). Прочитайте стихотворение. Подумайте, как чтит советский народ память героев, павших в борьбе за независимость нашей Родины. Спишите стихотворение и подчеркните прилагательные вместе с существительными, которые они определяют.

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ.

Боевые знамёна склоните И салютом над ними звучали
У священных могил дорогих, Величавые залпы Кремля.
Не забудет народ-победитель Знамя Отчизны родное
Беззаветных героев своих. Будет их сон охранять.
В молчаливой глубокой печали Вечная слава героям,
Приняла их родная земля, Павшим за Родину-мать!

В. Лебедев-Кумач.

Упражнение 179 (214). Выпишите из статьи прилагательные вместе с существительными — сначала мужского рода, затем женского, а потом среднего рода.

ЛЕТНЕЕ УТРО.

Небо ясное, голубое. На востоке горит алая полоска зари. Вот погасла последняя звёздочка. Над лугами стелется белый туман. Дует свежий утренний ветерок. По лугу вьётся узкая тропинка. Золотится пшеницей колхозное поле. Раздалась звонкая песня жаворонка. В кустах у речки запел голосистый соловей.

В единственном числе прилагательные для каждого рода имеют свои окончания. Мужской род Средний род Женский род(к а к о й?): (к а к о е?): (к а к а я?): -ый, -ий, -ой -ое, -ее -ая, -яя смелый охотник колхозное поле широкая река свежий след летнее утро весенняя вода молодой волк

Когда в мужском роде бывает окончание -ый и когда -ой?

Упражнение 180 (215). Выполните работу по данному образцу и подчеркните родовые окончания прилагательных.

1. Душистый (ландыш, черёмуха, сено). 2. Тяжёлый (воз, ноша, горе). 3. Сладкий (сок, ягода, варенье). 4. Тёплый (денёк, вода, гнёздышко). 5. Дикий (виноград, яблоня, животное).
6. Синий (василёк, лента, небо).
7. Холодный (ветер, зима, лето).

Образец: Тёмный лес, тёмная ночь, тёмное ущелье.

Упражнение 181 (216). Данные прилагательные вместе с существительными поставьте во множественном числе; подчеркните окончания прилагательных.

1) Высокий дом. Зелёный дуб. Синий костюм.
2) Высокая мачта. Зелёная ель. Синяя кофта.
3) Высокое здание. Зелёное дерево. Синее платье.

Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются и имеют окончания -ые или -ие.

Упражнение 182 (217). Подберите к существительным соответствующие прилагательные.

1) Подул ветер. Набежала туча. Потемнело небо. Сверкнула молния. Загремел гром. Полил дождь.
2) Журчат ручейки. Поют птички. Летают бабочки.

28 (29). Склонение имён прилагательных.

Имена прилагательные изменяют свои окончания по падежам. Падеж прилагательного зависит от того существительного, к которому оно относится и которое поясняет.

 

Таблица твёрдого склонения имён прилагательных.

Единственное число
падежи Мужской род Средний род Женский род
И.Р.Д.В.Т.П. родной город родного города родному городу родной город родным городом (о) родном городе родное село родного села родному селу родное село родным селом (о) родном селе родная деревня родной деревни родной деревне родную деревню роднойдеревней (о) родной деревне
Множественное число
И.Р.Д.В.Т.П. родные города, сёла, деревни родных городов, сёл, деревень родным городам, сёлам, деревням родные города, сёла, деревни родными городами, сёлами, деревнями (о) родных городах, сёлах, деревнях

Упражнение 183. Просклоняйте данные прилагательные вместе с существительными.

1) Простой пример, задача, упражнение.
2) Молодой колхозник, колхозница, деревцо.
3) Ледяной домик, гора, поле.

Упражнение 184 (218). Такое же задание, как в упражнении 183.

1) Красный флаг, материя, полотно.
2) Частый воздух, вода, озеро.
3) Старый дуб, изба, дерево.

Таблица мягкого склонения имён прилагательных.

Единственное число
падежи Мужской род Средний род Женский род
И.Р.Д.В.Т.П. синий платок синего платка синему платку синий платок синим платком (о) синем платке синее платье синего платья синему платью синее платье синим платьем синем платье синяя лента синей ленты синей ленте синюю ленту синей лентой (о) синей ленте
Множественное число
И.Р.Д.В.Т.П. синие платки, платья, ленты синих платков, платьев, лент синим платкам, платьям, лентам синие платки, платья, ленты синими платками, платьями, лентами o синих платках, платьях, лентах

Упражнение 185 (219). Просклоняйте прилагательные вместе с данными существительными.

1) Дальний край, селение, страна.
2) Соседний колхоз, поле, больница.
3) Зимний день, ночь, утра

Упражнение 186 (220). Найдите в данных предложениях прилагательные; определите их род, число и падеж.

1. Вот уж снег последний в поле тает; тёплый пар восходит от земли, и кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли. 2. Белым туманом одеты холмы. 3. Шумят сады зелёные. 4. В небе прозрачном солнышко сияет. 5. В ветвях широких дуба птичка серая живёт. 6. Дышит утро весенним теплом. 7. Вольный ветер шумит на просторе. 8. По всей земле родной повеяло весной. 9. Сосновый лес наполнен голосами.

Упражнение 187 {221). Спишите статью, поставив в скобках вместо точек вопросы к прилагательным.

НА ОХОТУ.

А то велишь заложить (какие?) беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по (...?) узкой дорожке, между двумя стенами (...?) высокой ржи. Лошадь бежит (...?) ленивой рысцой. Вот и лес. Тень и тишина. (...?) Статные осины высоко лепечут над вами. (...?) Длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся. (...?) Могучий дуб стоит, как боец, подле (...?) красивой липы.

Упражнение 188 (222). Такое же задание, как и в упражнении 187 (221).

Вы едете по (какой?) зелёной, испещрённой тенями дорожке. (...?) Большие, жёлтые мухи висят в (...?) золотистом воздухе. Мошки вьются столбом. Птицы мирно поют. (...?) Золотой голосок малиновки звучит (...?) невинной, болтливой радостью. Далеe, далее, глубже в лес. Лес глохнет. Сквозь (...?) прошлогоднюю бурую листву кой-где растут (...?) высокие травы. Беляк вдруг выскочит, собака с (...?) звонким лаем помчится вслед.

29 (30). Правописание окончаний имён прилагательных.

 

Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода проверяйте ударными окончаниями.
Род.п.(какого?) стро'йного молодо'го клёна глубо'кого большо'го озера
Дат. п. (какому?) стро'йному молодо'му клёну глубо'кому большо'му озеру
Твор. п. (каким?) стро'йным молоды'м клёном глубо'ким больши'м озером
Предл. п. (о каком?) (о) стро'йном молодо'м клёне (о) глубо'ком большо'м озере
В именительном падеже единственного числа мужского рода прилагательные без ударения имеют окончания -ый, -ий, а под ударением — -ой. Стро'йный молодо'й клён. Большо'й глубо'кий пруд.

Упражнение 189 (223). Придумайте и запишите предложения с данными словами так, чтобы эти слова стояли в родительном, творительном и предложном падежах. При записи подчёркивайте безударные окончания прилагательных.

Большой красный флаг; густой тенистый лес; голубое шёлковое платье.

Упражнение 190 (224). Такое же задание, как и в упражнении 189 (223).

Крутой песчаный берег; молодой храбрый солдат; тёмное дождевое облако.

Безударные окончания прилагательных женского рода проверяйте ударными окончаниями. Им. п. (какая?) краси'вая лесна'я полянка Род. п. (какой?) краси'вой лесно'й полячки. Вин. п. (какую?) краси'вую лесну'ю полянку Твор. п. (к а к о й?) краси'вой лесно'й полянкой

Упражнение 191 (225). Придумайте и запишите предложения с данными прилагательными так, чтобы эти прилагательные стояли в родительном, винительном и творительном падежах единственного числа; при записи безударные окончания прилагательных подчёркивайте.

Прекрасная родная страна; тёмная грозовая туча; холодная ключевая вода; стройная молодая берёзка.

Упражнение 192 (226). Такое же задание, как и в упражнении 191 (225).

Густая зелёная трава; широкая прямая дорога; тёмная осенняя ночь; угрюмая сибирская тайга.

В предложении имя прилагательное согласуется с существительным, т. е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. Объясните это на данном примере: Сколько тут было кудрявых берёз! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной. Н. А. Некрасов.

 

Упражнение 193 (227). Перепишите статью и вставьте вместо точек подходящие прилагательные.

В ... полдень июльского дня я вздумал пойти к реке. К ней вела ... тропинка. У самой реки росли ... кусты ивняка. Берега реки были ... В ... воде мелькали ... рыбки. Над водой с ... щебетаньем носились ... ласточки. Вдали синел ... лес. На ... горе виднелось селение.

Упражнение 194 (228). Каждое выделенное прилагательное выпишите с тем существительным, с которым оно согласовано. Как определить род, число и падеж прилагательных?

ЭСКАДРА КАПИТАНА ДЕЖНЕВА.

Тихо качались на волнах парусные суда. Скалистый берег терялся задалёким горизонтом. Беспредельной гладью раскинулась водная пустыня. По небу неслись редкие облака. Чайки белыми крыльями скользили по воде.Широкие паруса несли эскадру вперёд. Капитан Дежнев пристально всматривался вдаль зоркими глазами.

Упражнение 195 (229). Такое же задание, как и в упражнении 194 (228).

ПЕРЕД ГРОЗОЙ.

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно подымалась из-за леса. Надо мною и мне. навстречу неслись длинные серые облака. Душныйжар сменился влажным холодом. Дорога вилась междугустыми кустами орешника. Дрожки прыгали по твёрдым корням столетнихдубов и лип. Сильный ветер внезапно загудел в вышине. Крупные капли дождя резко застучали по листьям.

Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже единственного числа имеют окончания -ого, -его, например: Светит, греет солнце ясное С неба (какого?) синего, высокого. К нам идёт весна прекрасная С юга (какого?) тёплого, далёкого.

Упражнение 196. Спишите примеры; слова, данные в скобках, поставьте в родительном падеже; окончания прилагательных подчеркните.

1. В лесу красиво белели палатки (пионерский лагерь). 2. Отряд расположился на отдых у опушки (сосновый лес). 3. К станции подошёл поезд (дальнее следование). 4. На склонах (глубокое ущелье) не росло никакой растительности. 5. На улице был слышен шум (весенний дождь). 6. Из-за туч показался край (голубое небо).

Упражнение 197 (232). Составьте и напишите предложения с данными прилагательными и существительными, поставив их в родительном падеже единственного числа; употребляйте предлоги у, из, от, без, близ, до, для, какие потребуются по смыслу.

Красная площадь, большой город, летний день, свежий ветерок, бурное море, верхний этаж, проворная ящерица, яркое солнце, весенний сев, малолетний брат, резвая белка, голубое небо, соседнее село, дальнее плавание, светлый май.

Упражнение 198 (233). Допишите окончания родительного падежа единственного числа прилагательных.

I. Хороши летние ночи. Сидишь где-нибудь у крут... обрыва и смотришь. У ближн... леса серебрится река. С ясн... неба глядят тысячи звёздочек. С соседн... поля доносится крик перепелов.

II. 1. Зашумели воды быстр... ручья. 2. Лыжи делают из гибк... и прочн... дерева. 3. Из-за ближн... соснов... леса выглянуло солнышко. 4. Жил старик со старухою у самого син... моря. 6. Радостные песни мы с тобою сложим, для родн... края счастье приумножим.

Упражнение 199 (234). Спишите статью, поставив прилагательные, которые даны в скобках, в родительном падеже (на вопрос к а к о г о?).

СЕЛО СМОЛЬНОВО.

Село Смольново расположено у (крутой) обрыва высокой горы. Под горой раскинулась широкая равнина. Налево, среди (зелёный) луга, вьётся змейкой речка. Она пропадает у (дальний) леса. Направо, около (быстрый, светлый) ручейка, построен колхозный скотный двор. С (ясное, лазурное) неба ласково светит солнышко; оно золотит верхушки (тёмный) леса, сверкает в зелени (широкий) луга и блестит на колосьях (золотистое) поля.

В дательном падеже единственного числа прилагательные мужского и среднего рода имеют окончания -ому, -ему: По серому небу печально осенние тучки плывут. Цветы тянутся к горячему солнцу.

Упражнение 200 (235). Спишите примеры; поставленные в скобках слова измените по смыслу; окончания дательного падежа прилагательных подчеркните.

1. Ледокол „Седов" ведёт караван судов по (Великий Северный морской путь). 2. По (синее небо) неслись лёгкие облачка. 3. Рыбаки несут сети к (дальнее озеро). 4. Скоро конец (жаркое лето). 5. В колхозах готовятся к (весенний сев). 6. Самолёт направился к (пустынный остров). 7. Медведь бежал по (ледяное поле).

Прилагательные женского рода в дательном падеже единственного числа имеют окончания -ой, -ей: По чёрной, влажной пашне бродят грачи. Девочка обрадовалась шёлковой синей ленте.

Упражнение 201 (236). Спишите предложения; поставленные в скобках слова измените по смыслу; окончания прилагательных -ой, -ей подчеркните.

1. Пароход „Республика" причаливает к (речная пристань). 2. Срочный ремонт трактора поручили (комсомольская бригада). 3. По (пыльная дорога) идёт колхозное стадо. 4. Стая грачей летит к (берёзовая роща). 5. (Маленькая Таня) подарили книжку. 6. Медведь готовится к (зимняя спячка). 7. К (железнодорожная станция) приближается товарный поезд. 8. По (зеркальная вода) от зари алый свет разливается.

Нужно различать безударные окончания винительного и творительного падежей единственного числа прилагательных женского рода. Винительный падеж прилагательных женского рода имеет окончания -ую, -юю. Творительный падеж имеет окончания -ой, -ей, а иногда -ою, -ею. Для проверки безударного окончания прилагательных можно пользоваться вопросами: какую?—винительный падеж (в новую школу, в соседнюю деревню) и какою? какой? — творительный падеж (за новою школой, над соседнею деревней).

Упражнение 202 (237). Спишите примеры; окончания прилагательных женского рода -ую, -юю и -ою, -ею подчеркните; определите падеж прилагательных.

1. Я увидел маленькую девочку, которая правою рукою качала своего братца. 2. Опять уж нам прекрасною, весёлою и ясною повеяло весной. 3. Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 4. Дорога шла узкой извилистой тропинкой. 5. Дети на снежную гору взбираются шумной, весёлой толпой. 6. Деревья оделись свежею зелёною листвой. 7. Передней лапой лиса попала в крепкую петлю капкана. 8. Мой брат работает в утреннюю смену.

Упражнение 203 (238). Допишите окончания прилагательных в винительном и творительном падежах единственного числа; ставьте вопросы к прилагательным.

Образец: В (к а к у ю?) летнюю ночь заря с зарёю сходится.

1. В летн... ночь заря с зарёю сходится. 2. С весел..., дружн... песнею работа лучше спорится. 3. Вот уж веет прохладой ночн... . 4. По ночам голубым, по зарям золотым всё покрыто росою душист... , а при свете зари на лугах косари уже машут косой серебрист... . 5. На вечерн... небе появились звёзды. 6. На зелен... лугу трещали кузнечики. 7. Перед утренн... зарёю братья дружн... толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. 8. Подымем заздравн... чашу за дружн... наше житьё, за славн... Родину, нашу.

Упражнение 204 (239). Спишите примеры; поставленные в скобках прилагательные согласуйте с теми существительными, которые они определяют; безударные окончания прилагательных подчеркните.

1. Пионеры пели (бодрая, радостная) песню. 2. Колхоз „Заря" начал (ранняя) пахоту. 3. С (ясное, лазурное) неба ласково светит солнышко. 4. Сели мы в (старая рыбачья) лодку и отчалили от берега. 5. Месяц освещает (дальняя) деревню, (тенистая) рощу и зелень (широта) луга. 6. Не меняй отчизны па страну (чужая) и везде и всюду помни речь (родная).

Упражнение 205 (240). Спишите статью; данные в скобках прилагательные с существительными ставьте в необходимом падеже.

В ЛЕСУ.

Летом мы с братом отправились в лес и зашли в (тёмная, непроходимая чаща). С большим трудом выбрались мы на (узкая лесная тропинка). Тропинка эта привела нас на (красивая зелёная лужайка). Своим появлением на ней мы испугали (резвая, проворная белка), которая быстро взобралась на (высокая, стройная ель). Вот пролетела над нашими головами красивая малиновка; она села на (кудрявая берёзка) и весело запела (звонкая песенка).

Упражнение 206 (241). Допишите окончания прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах единственного числа -ую (-юю), -ой (-ою), -ей (-ею) и подчеркните эти окончания.

1. Счастлив... семью и горе не берёт. 2. Сад обнесён высок... изгородью. 3. Над дальн... деревней нависла туча. 4. Дождь шёл цел... ночь и напоил сух... землю. 5. Река извивалась длинн... син... лентой. 6. Я нашёл узк... тропинку, которая вывела меня на больш... дорогу. 7. На тёмн... зелени елей золотист... резьбой выделялись берёзы. 8. Люблю я утренн... зарю. 9. Лысый, с бел... бородою дедушка сидит. 10. Охотники добрались до ночлега поздн... ночью. 11. На широк... лесн... поляну выскочил заяц. 12. Под плакуч... ивой сидел рыболов. 13. Малиновка запела весел... песенку. 14. Маленькой Насте купили син... ленту.

Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа имеют окончания -ым, -им, а в предложном падеже -ом, -ем. Окончания прилагательных можно проверить вопросами: каким? (творительный падеж), каком? (предложный). Сравните: 1. Речка за (каким?) сосновым лесом. Гуляю в (каком?) сосновом лесу.2. Дороги размыты (каким?) весенним дождём. Деревья были прекрасны в (каком?) весеннем уборе.3. Полезно гулять на (каком?) свежем воздухе. С гор подуло (каким?)свежим воздухом.

Упражнение 207 (242). При списывании ставьте в скобках вопрос, который подходит к выделенным прилагательным; окончания прилагательных подчеркните.

1. Мы слушали рассказ о (...) морском бое. 2. Дети шли с (...) большим краснымфлагом. 3. Поле покрылось (...) белым пушистым снегом. 4. Весь город был залит (...) сильным электрическим светом. 5. Мрачно и темно в (...) глухомлесу. 6. Вьются ласточки над (...) тихим прудом. 7. Путники присели отдохнуть под (...) высоким кустом орешника. 8. Пахло дождём и (...) свежим сеном. 9. На (...) синем небе робко выступали первые звёздочки. 10. Речка (...) широкимполукругом огибала лес.

Упражнение 208(243). Спишите и подчеркните имена прилагательные в творительном и предложном падежах; к прилагательным ставьте вопросы.

1. В синем небе не видно ни облачка, и всё оно озарено каким-то мягким, ласковым, радостным светом. 2. Зорька догорела за лесом тенистым, прокричал тревожно где-то коростель. 3. На речном берегу снег буграми залёг. 4. Весь лес наполнен беззаботным, весёлым щебетаньем птиц. 5. Над тёмным лесом гром разлился звонким эхом. 6. Солнце выглянуло на голубом небе и облило степь живительным светом.

Упражнение 209 (244). Допишите окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах единственного числа (-ым, -им; -ом, -ем) и подчеркните эти окончания; ставьте вопросы к прилагательным.

1. Приди, весна, с радостью, с великой милостью, со льном высок..., с корнем глубок..., с хлебом обильн.... 2. В чуж... месте, что в лесу дремуч.... 3. При ясн... солнышке и ягодка краснеет. 4. Будь честн..., трудолюбив... , стойк.... 5. Солнце засияло над бел... облаком, и вся окрестность озарилась радости... светом. 6. Гостю в передн... углу место. 7. Вслед за пахарем прилежн... ходят жадные грачи. 8. В син... небе плывут над полями облака с золотыми краями. 9. Люблю бродить в лугу росист... весной, когда весел... свистом и влажн... запахом полна степей живая тишина. 10. Мы гордимся Ломоносовым — гениальн... русск... учёным.

Упражнение 210 (245). Спишите и измените данные в скобках слова по требованию смысла; окончания прилагательных подчеркните.

1. Мы живём в (рабочий посёлок). Мы идём (рабочий посёлок). 2. За (сосновый лес) начинается поле. В (сосновый лес) тенисто и прохладно. 3. Наш колхоз соревнуется с (соседний колхоз). В (соседний колхоз) построили новую школу. 4. Старайся дышать (свежий воздух). Надо больше времени проводить на (свежий воздух). 5. Под (голубое небо) великолепным ковром лежал снег. На (голубое небо) отчётливо был виден летящий самолёт.

Упражнение 211 (246). Спишите статью; поставленные в скобках слова измените по смыслу; скобок не ставьте.

ЛИСА.

Идёт лиса легохонько, словно по воздуху ступает (свои пушистые лапки); нигде не зашуршит и не заденет (своя мягкая шубка); всё прислушивается, всё воздух обнюхивает (свой острый носик). Подстережёт (неосторожная птица), прикусит (острые зубы) и несёт лисятам. А в (ненастная погода) или (зимняя стужа) в свою нору заберётся и спит преспокойно.

Различайте сходные по произношению окончания прилагательных:
Им. п. ближнее колхозное ед. ч. поле (какое поле?) Тв. п. ближним колхозным ед. ч. полем (каким полем?) Вин. п. ближнюю колхозную ед. ч. пашню (какую пашню?) Им. п. ближние колхозные мн. ч. поля (какие поля?) Пр. п. в ближнем колхозном ед. ч. поле (в каком поле?) Тв. п. ближнею колхозною ед. ч. пашнею (какою пашней?)

Упражнение 212 (247). Составьте рассказ с данными прилагательными и существительными, поставив их в различных падежах.

Тёплый весенний день. Ясное голубое небо. Большая толпа ребятишек. Старый сосновый лес. Тихий прохладный ветерок. Весёлый птичий хор. Резвая проворная белка. Пёстрый долгоносый дятел. Светлый быстрый ручеёк. Чистая холодная вода.

Упражнение 213 (248). Составьте предложения так, чтобы в одних данные ниже слова стояли в творительном падеже (без предлога или с предлогом), а в других — в предложном падеже единственного числа.

Дремучий лес. Дальнее поле. Сельский кооператив. Новый дом. Соседний класс. Утренняя заря. Бурное море.

Упражнение 214(249). Такое же задание, как и в упражнении 213 (248).

Северный олень. Солнечная Грузия. Красное знамя. Любимый товарищ. Храбрый пограничник. Отважная партизанка.

Упражнение 215 (253). Прочитайте стихотворение. О каких приметах осени говорится в нём? Спишите стихотворение и подчеркните прилагательные; определите их род, число и падеж.

ОСЕНЬ.

Мелькает жёлтый лист на зелени дерев. Работу кончил серп на нивах золотистых, И покраснел уже вдали ковёр лугов, И зрелые плоды висят в садах тенистых.Приметы осени во всём встречает взор: Там тянется, блестя на солнце, паутина, Там скирд виднеется, а там через забор Кистями красными повиснула рябина; Там жнива колкая щетинится, а там Уж озимь яркая блеснула изумрудом... Н. Греков.

 

В именительном падеже и сходном с ним винительном падеже множественного числа прилагательные всех трёх родов имеют одинаковые окончания: -ые, -ие. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На липах висят последние золотые листья.

Упражнение 216 (251). Спишите примеры и подчеркните окончания прилагательных множественного числа; поставьте вопросы к прилагательным,

1. Горные вершины спят во тьме ночной. Тихие долины полны свежей мглой. 2. Дуют ветры — ветры буйные, ходят тучи — тучи чёрные. 3. Поют ручьи весенние и талые снега; из рощ несётся пение, и вторят им луга. 4. Высокие горы, большие поля, степные просторы — родная земля. 5. Шумят плодородные степи, бекут многоводные реки, весенние зори сверкают над нашей пеликой страной.

Упражнение 217 (252). Запишите с данными прилагательными (вместе с существительными) предложения; прилагательные ставьте и именительном или в винительном падеже множественного числа.

Геройский подвиг. Весёлая игра. Белый парус. Яровой хлеб. Отважный лётчик. Крупный колос. Далёкий край. Синее море. Смелая девушка. Морская волна. Гористый остров.

Образец: Крупные колосья гнулись к земле.

Упражнение 218(253). Спишите стихотворение, подчёркивая прилагательные вместе с существительными, которые они определяют; к прилагательным устно поставьте вопросы.

Кони мощные, стальные Лейтесь, песни удалые!
Режут сочный чернозём. Славься, наш советский край!
Трактористы молодые, Зрейте, нивы золотые!
Очи их горят огнём. Ждём обильный урожай.

А. Жаров.

В творительном падеже множественного числа прилагательные всех трёх родов имеют одинаковые окончания: -ыми, -ими. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. А. С. Пушкин.

Упражнение 219 (254). Спишите стихотворение и подчеркните прилагательные в творительном падеже множественного числа.

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.