Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Два спряжения глагола.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Изменение глагола по лицам, временам и числам называется спряжением. По личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения:первое и второе.

Таблица спряжений.

(Для справок.)

Первое спряжение Второе спряжение
Единственное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо я несу ты несёшьон несёт кую куёшь куёт -у,-ю -ешь -ет кричу кричишь кричит стою стоишь стоит -у,-ю -ишь -ит
Множественное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо мы несём вы несёте они несут куём куёте куют -ем -ете -ут, -ют кричим кричите кричат стоим стоите стоят -им -ите -ат, -ят

Упражнение 272 (314). Проспрягайте письменно глаголы иду, пою, спешу, говорю в единственном и множественном числе, а затем напишите в виде таблички.

Упражнение 273 (315). Определите по окончаниям 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа, к какому спряжению относится каждый глагол.

Пилить, хвалить, стучать, велеть, нести, варить, спешить, грустить, писать, читать, смотреть, готовить, строить, сидеть, слышать, дышать, возить, гнать, просить.

Упражнение 274 (316). Прочитайте стихотворение и объясните, какого спряжения каждый глагол.

ДВА ДРУГА.

Ночь. Мороз. Бушует вьюга. Оба дряхлы, еле дышат,
Буря с крыш солому рвёт. Еле ходят, чуть живут,
На печи лежат два друга: Плохо видят, плохо слышат,
Старый дед и старый кот. И один к другому льнут.

Упражнение 275 (318). Напишите содержание статьи так, чтобы подлежащие и сказуемые стояли в единственном числе.

ВЕСНОЙ.

Снега тают дружно и ручьями сбегают в реки. Ветры приносят тепло. Чернеют поля, зеленеют леса. В полях уж поют жаворонки. Колхозы готовят семена и машины для сева.

46. ь в окончаниях глаголов.

Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени всегда пишется ь. 1.Ветер, ветер, ты могуч, 2.В тёплом краю Ты гоняешь стаи туч, Гнёздышко вьёшь ты, Ты волнуешь сине море, Там и поёшь ты Всюду веешь на просторе. Песню свою.

Упражнение 276 (319). Прочитайте и укажите глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Ты, волна моя, волна! Ты морские камни точишь,
Ты гульлива и вольна! Топишь берег ты земли,
Плещешь ты, куда захочешь, Подымаешь корабли.

Мягкий знак (ь) сохраняется и перед частицей -ся: С кем поведёшься, от того инаберешься. Завтра, как проснёшься и откроешь глазки, Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки.

Упражнение 277 (320). Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа (-ешь, -ишь).

Хорошо в лесу осенью! Сид... на полянке и любу...ся разноцветными листьями на деревьях. Воздух вдыха... полной грудью и наслажда...ся тишиной леса. Домой возврата...ся бодрым и отдохнувшим. Охотно потом чита... и пиш... .

Упражнение 278 (321). Допишите рассказ так, чтобы в нём встречались глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Люблю я заниматься спортом. Приходишь из школы и идёшь на спортивную площадку. Там...

Упражнение 279 (322). Спишите глаголы, образуйте от них 1-е и 2-е лицо единственного числа настоящего времени.

Ходить — хожу — ходишь. Беречь. Лежать. Знать. Лить. Видеть. Ковать. Смотреть. Спать. Мазать. Лгать. Тратить. Искать. Любить. Учиться. Петь. Пить. Стучаться. Стыдиться.

Упражнение 280 (323). Спишите статью и подчеркните окончания глаголов 2-го лица настоящего времени.

ЗИМОЙ НА КАТКЕ.

Прибежишь из школы домой, положишь книжки, разденешься, вымоешь руки, пообедаешь, оденешься потеплее, наденешь рукавички, возьмёшь коньки и бежишь на каток. На катке наденешь коньки и мчишься на лёд. На льду катаешься, кружишься, стараешься обогнать товарищей, иногда упадёшь, снова поднимешься, снова бежишь и коньками звучно режешь лёд.

Упражнение 281 (324). Измените данную статью так, чтобы выделенные глаголы были во 2-м лице единственного числа настоящего времени.

Летом, бывало, целый день брожу с ружьём и собакой по окрестным болотцам, ловлю у берега раков, тяну с рыбаками невод и варю с ними поздней ночью уху. А то сяду с удочкой и слежу за поплавком. Дёрну поплавок раньше времени и спугну рыбу. Досадую сам на себя.

Упражнение 282.(325). При списывании измените статью так, чтобы глаголы стояли в 3-м лице множественного числа; подлежащее мы замените другим.

Мы строим плотины, роем каналы и соединяем ими реки. Мы орошаем пустыни. Мы строим дороги в неприступных горах и в сыпучих песках. На месте болот мы создаём плодородные земли. Мы заставляем работать на себя воду, ветер и солнце. Мы до неузнаваемости меняем лицо нашей огромной страны.

Упражнение 283 (326). Спишите статью и подчеркните окончания глаголов 2-го спряжения.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ.

Хорошо летом в деревне. Не сидится в душной избе. Каждый день встаёшь часов в шесть утра и бежишь купаться. Дорога к речке идёт по полю узкой тропинкой. На синем небе плывут белые облачка. В ближней роще слышатся песни птиц. Вот уже видна широкая лента реки. Быстро раздеваешься на берегу и бросаешься в воду. После купанья идёшь в лес за ягодами. Зелень деревьев блестит под лучами яркого солнца. Длинные ветки берёз качаются от ветерка.

Упражнение 284 (327). Измените рассказ так, чтобы выделенные глаголы были поставлены во 2-м лице единственного числа.

Эх, одолела нас, зайцев, трусость негодная! Чуть заслышим шорох, сейчас же вскочим, выпрыгнем из куста да и угодим на охотника. Плохо нам, серым зайцам! Хитрим, лукавим, по кустам прячемся, за кочками хоронимся, следы путаем, а рано или поздно беды не минуем.

47. Неопределённая форма глагола.

Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

В глаголе есть форма, которая обозначает действие или состояние предмета без указания на время, лицо и число, например: полюбить, назвать, стать, сложить. Такая форма называется неопределённой. Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ти, -ть, чь, -ться, -чься. Отец решил идти на станцию вечером. Нам песня строить и жить помогает. Родину надо любить! Родину надо беречь! Нам надо учиться и учиться. Зимой на катке можно хорошо развлечься.

Упражнение 285 (328). Прочитайте и выделите глаголы в неопределённой форме.

Я хотел бы так учиться, Чтоб, вручая, говорила
Так бесстрашно, гордо жить, Громким голосом она:
Так сражаться, так трудиться, — Верный труженик и воин,
Так товарищей любить, Сын народа своего,
Чтоб в награду мне вручила Ты носить его достоин
Орден Ленина страна, Возле сердца своего.

С. Михалков.

Упражнение 286 (329). Прочитайте и укажите глаголы в неопределённой форме.

1. Поскорей бы теперь нам дождаться, как морозные станут деньки, и на речке можно будет кататься, и обновим мы коньки!
2. Собираюсь провести весну в деревне. Хочется побродить по лесам, походить по полям и послушать звонкие песни жаворонков. Хорошо посидеть у речки, полюбоваться на луга, когда они начнут покрываться зелёною травкой.

Глаголы в неопределённой форме обычно употребляются в предложении в сочетании с другими словами: могу, хочу, стану, начну, а также со словами нужно, можно. Можно всему научиться. Стану думать, что скучаешь ты в чужом краю. На осеннюю грязь начал падать снежок.

Упражнение 287 (330). Укажите в данных примерах глаголы в неопределённой форме.

1. Каждый час мне дорог — надо поспешить, путь по небосклону вó-время свершить. В полдень чтоб высоко над землёй стоять, с высоты небесной греть и освещать. Без меня не будет колос созревать, без меня не могут урожай собрать.
2. Яркое солнышко в небе покажется, будет дороженьку нам освешать.
3. Вы должны всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким трудом.

Упражнение 288 (331). Образуйте и напишите неопределённую форму от данных глаголов; -ть, -ти -чь, -ться, -чься подчеркните.

Смотрю, вижу, веселюсь, стерегу, пугаюсь, начну, соглашаюсь, несём, устроюсь, боюсь, скачу, пеку, ползу, сею, смеюсь, грущу, стараюсь, купаюсь, подстригусь.

Упражнение 289 (332). Спишите примеры и подчеркните глаголы в неопределённой форме.

1. Хорошо в стране советской жить! Хорошо свою страну любить! 2. Школьное имущество надо охранять. 3. Берёзки начали зеленеть. 4. Нужно беречь своё зрение. 5. Хорошей книгой можно увлечься. 6. Всем трудиться надо. 7. Миша, пора тебе в школу идти. 8. Чтобы строить, надо знать, а чтобы знать, надо учиться, учиться упорно, терпеливо. 9. Уметь отдыхать так же важно, как и уметь работать. 10. Солнце садится, надо домой торопиться. 11. Мартышка вздумала трудиться, нашла чурбан и ну над ним возиться! 12. Хорошо раздеться и разуться! Заглянуть сначала в глубину, а потом по горло окунуться в тёплую и синюю волну.

48. -тся и -ться на конце глаголов.

В Советском Союзе все трудятся.
Всем надо
трудиться.

Чтобы не ошибиться при письме неопределённой формы и 3-го лица глагола, ставьте соответствующий вопрос.
3-е лицо: Неопределённая форма:
что делает? что сделает? Миша учится. Он готовится. Они готовятся. Он трудится. Они трудятся. что делать? что сделать? Пора а Ване учиться. Он начал готовиться. Они начали готовиться. Он стал трудиться. Они стали трудиться.

Упражнение 290 (333). Спишите примеры; подчеркните окончания глаголов -ться, -тся.

Ване надо учиться. Ваня учится.
Самолёт стал спускаться. Самолёт спускается.
Не надо бояться грозы. Дети не боятся грозы.
Не надо лениться. Гриша не ленится.

Упражнение 291 (334). По данному образцу составьте табличку и заполните её данными внизу глаголами. Объясните правописание -тся и -ться.

Неопределённая форма 3-е лицо ед. числа
учиться трудиться торопиться лечиться учится трудится торопится лечится

Возиться, судиться, хвалиться, тянуться, проситься, вертеться, явиться, находиться, кружиться, катиться, остановиться, свалиться, измениться, делиться.

Упражнение 292 (335). Выпишите в один столбик глаголы с частицей -ся в третьем лице, а в другой — в неопределённой форме.

1. Белеют на лугу пушистые шары одуванчика. Дунет на них ветерок, и лёгонькие семена с пушинками поднимаются вверх, разлетаются и разносятся во все стороны. Подойдите к клёну и посмотрите, как ветер сорвёт крылатки клёна и они будут кружиться, отделяться от веток и опускаться вниз. Они тоже разносятся ветром.

2. На дорожке около забора собираются воробьиные выводки. Когда большие воробьи улетают за добычей, то присматривать за молодыми остаётся один старый воробей. Воробышки чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самой высокой ветке и зорко смотрит, не покажется ли где хищная птица.

Упражнение 293 (336). Измените данную статью так, чтобы выделенные глаголы были в настоящем времени.

РЕЧКА.

По лесу протекала маленькая речка. В её светлых водах резвились рыбки. Над водой вились стрекозы. У берега качались на воде жёлтые кувшинки. Около ивы купались ребятишки. Они кричали, смеялись, брызгались водой. А брызги так и сверкали на солнце.

Упражнение 294. Допишите окончания глаголов.

ПОЖАР В ДЕРЕВНЕ.

Иду я и вижу: над одной из крайних изб поднимае... огненный столб. Он клуби... и сыплет от себя во все стороны искры. Вот загорае... вся крыша ярким пламенем. Слыши... треск огня. Люди бегают, мечу..., толкаю..., суетя.... Издалека слыши... резкий гудок. Это мчи... пожарная команда. Быстро работают пожарные. Целые потоки воды обрушиваю... на огонь. И пламя начинает сдава... .

Упражнение 295 (338). Составьте и напишите коротенькое сочинение на тему „Отлёт птиц", употребляя следующие слова:

осень, жёлтые листья, стаи птичек, слетаются, собираются в отлёт, рассаживаются на ветках, поднимаются, скрываются.

Упражнение 296 (339). Спишите примеры; подчеркните глаголы-сказуемые на -ся вместе с существительными-подлежащими.

1. Разносятся песни всё шире по нашей Советской стране. 2. Заря занимается, птичка просыпается, до позднего вечера поёт, заливается. 3. Тянется на солнце паутина. 4. Серебрится роса на траве. 5. По степям в моря реки катятся; виноград в садах наливается. 6. Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. 7. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться. 8. Лёд на речке трескается, ломается. 9. Метелица по оврагам стелется. 10. Речка извивается, по травушке скользит, то в ямке потеряется, то снова заблестит.

Упражнение 297 (340). Допишите окончания глаголов 3-го лица множественного числа и неопределённой формы.

1. Пташки вольные всюду нося... , мне их песенки в душу прося... . 2. Прилетели грачи и начали устраива... в своих гнёздах.3. Радостно мчат... по реке синие волны. 4. Грамоте учи... всегда пригоди... . 5. Только у мельницы зли... река: нет ей простора, неволя горька. 6. На коньках начнём ката... мы на скользком льду, будет смех наш раздава... в парке на пруду. 7. Улетают, улетают, всё быстрей несу... . Не горюй, родное поле, журавли верну... . 8. Не шелохне... лес, только песня звенит, гулким эхом вдали откликае.... 9. Солнце медленно скрывает... за горизонтом.

Упражнение 298 (341). Спишите предложения; прибавляйте к выделенным глаголам слово, данное в скобках; 3-е лицо глаголов заменяйте неопределённой формой.

1. Пионеры готовятся к общественной работе (должны). 2. Распускаются на берёзках листочки (начали). 3. Зимою рано солнышко садится (будет). 4. Отец возвратится к вечеру (думал). 5. Прохожий стучится в окошко (начал). 6. К вечеру метель успокоится (может).

Образец: Море стало волноваться.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.