Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Вопрос 12. Синтаксис слова. Глагол.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Синтаксис слова изучается по частям речи и включает в себя след. разделы:

- семантическая классификация и

- синтаксические функции той или иной части речи

Глагол— одна из осн. знаменательных частей речи, обозначающих процессуальный признак предмета — действие (ср. строить, читать, гулять), состояние (ср. болеть, спать, лежать) или отношение (ср. стоять, преобладать, зависеть), характеризующаяся грамматич. категориями вида, залога, наклонения, времени, лица.

Различают полнознаменательные и неполнознаменательные слова (слова с релятивной – относительной семантикой, не употребляющиеся абсолютивно, т.е. без зависящих от них форм др. слов – распростанителей). Примеры неполнознаменательных глаголов: обернуться, выдать, принять, заниматься.

Предполагается устройство естественной категории по периферийно-центрическому типу, где в центре находятся лучшие представители категории ( изосемические слова – их значение совпадает со значением категории и грамм. признаки данной части речи проявляют себя лучшим образом), а на периферии – худшие представители категории (неизосемические слова), в которых свойства категории явлены худшим образом и имеют параллели с другими категориями. Исходя из этого следующая модель категории глаг.:



В центре - акциональные (см. ниже), полнознаменательные глаг. – они могут служить полноценными сказуем., имеют лицо, модальность, время. Ронять - не вполне претендует на статус акционального, не имеет императива, учительствовать - ослаблена категория вида, заслужить – интерпретационный глаг. (причинно-следственные связи, оценка).

Из изосемических слов строятся изосемические модели предложений (напр., Баскетболист бросил мяч), из неизосемических – соответственно неизосемические ( Баскетболист совершил бросок в корзину). Неизосемические глаг. легко убираются при переводе и заменяются на более подходящий глаг., изосемические глаг. убрать нельзя.

Различают след. модели предложений:

- безглагольные (Татьяна – в лес, медведь – за ней. Люстра на потолке.)

- с неполнознаменательными глаг. (Люстра висит на потолке. Аптека находится за углом.)

- с полнознаменательными глаг. (Актриса уронила платок.)

- с неполнознаменательными и полнознаменательными глаг. (Актриса хотела уронить платок.)

Функционально-семантическая классификация глаг.:

- глаголы полно/неполнознаменательные

- глаголы акциональные/неакциональные (только полнознаменательные)

Акциональные глаг.:

1) Глаголы конкретного физического действия (бросать, ломать, печатать)

2) Движения и перемещения ( лететь, ехать, идти, плыть)

3) Донативные глаголы (изменение отношений принадлежности: брать, получать, давать)

4) Речевого действия (рассказывать, сообщать)

5) Социального интерсубъектного действия (понятие комплексного действия: общаться, мириться, ссориться)

6) Ментального действия (думать, размышлять)

7) Восприятия (видеть, чувствовать)

8) Эмоционального действия (страдать, радоваться, волноваться)

9) Физиологического действия (глаголы с ослабленным элементом контроля: вздрогнуть, моргнуть)

10) Деятельности или занятия (учительствовать)

11) Способа поведения (силен интерпретационный компонент: лентяйничать, глумиться)

 

Неакциональные глаг.:


 


Неполнознаменательн. глаг.:

• Авторизационные (выраж. точку зрения говорящего: Итак, она звалась Татьяна. Ее считают красавицей. )

• Каузативные (образуют трехчастную структуру предложения: К беде неопытность ведет. Окраска жабы обуславливается средой обитания. )

• Экзистенциальные (обознач. существование: Есть женщины в русских селениях. Черные лебеди существуют. )

• Компенсаторы (компенсируют неспособность сущ. быть предикатом: Хирург делает операцию. Маша занимается рисованием.)

• Реляционные (обозначают разного рода отношения: посессивные (иметь, обладать, принадлежать); локативные (находиться, обитать); партитивные( состоять из составлять, входить в состав); сравнительно-сопоставительные (походить, отличаться).

• Модификаторы (модальные, фазисные и модально-фазисные)

 

На основе функционально-семантическй классификации глаг.

• строится функционально-семантическая классификация предикатов в целом

• классифицируются отглагольные существительные и другие признаковые существительные, выражающие «глагольные» значения

• анализируются составные сказуемые

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.