Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Вопрос 14. Семантические и грамматические особенности неакциональных глаголов.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Неакциональные глаголы – неизосемичные слова глагольной системы, лексическое значение которых не соответствует категориальному глагольному значению (значению действия). Это периферия части речи. Главные отличия от глаголов действия (учиться, пилить, бороться): неакциональные не обозначают активного и направленного действия, а обозначают, например, состояние (страдать, гореть).

 

2.Внутри подкласса неакциональных глаголов выделяют:

глаголы состояния(тосковать, цвести, светает, морозит).

функтивные или экзистенциальные глаголы.

реляционные глаголы (выражение отношений между предметами).

Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю).

Партитивные (относиться к, входить в).

Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-то).

Сопоставительные (уступать, превосходить).

Грамматические особенности неакциональных глаголов (на примере глагола выходить * окна выходят на улицу).

1.не соотносятся с префиксальными предикатами (приходить, заходить * нет значения действия).

2.имеют неполную грамматическую парадигму (напр., форм повелительного наклонения).

3.невозможность номинализации, девербатива (выход окон на террасу – nicht möglich)!

4.возможность функционировать в роли предикативного компонента предложения (в отличие от неполнознаменательного глагола начинать, например).

 

1.Глаголы состояния (статуальные), что логично, обозначают состояние лиц (выздоравливать), живых существ (расти), предметов (созревать, таять, тлеть), а, также, среды или пространства (темнеет, светает, громыхает). Таким образом, сюда относятся и безличные глаголы. К грамматическим особенностям таких глаголов

2.Глаголы функтивные. Они сообщают о наблюдаемом или известном говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических устройств (телевизор работает, мотор тарахтит, часы спешат, нос не режет), либо харакеризует явления природы (дождь идёт, ветер воет).Интересно, что изначально экзистенциальные глаголы были акциональными (работать, тарахтеть, резать), но сочетание с предметными субъектами породило новые, уже неакциональные глаголы!

3.Реляционные глаголы выражают отношения между предметами (отношения взаимного расположения, части и целого, принадлежности, сравнения).

Локализующие глаголы (цветы стоят в вазе, сад спускается к морю, шляпа лежит на вешалке). С точки зрения грамматики глагол здесь избыточный элемент структуры, т.к. значение несет именной признаковый компонент (в вазе, к морю, на вешалке). Такие предложения часто синонимичны безглагольным конструкциям (цветы в вазе, шляпа – на вешалке)* сад спускается к морю – здесь нельзя.

Партитивные глаголы имеют классификационное значение или значение части и целого. Классификационные глаголы (относиться к), со значением части и целого ( входить в).

Посессивные глаголы (принадлежать, располагать)

Сопоставительные (уступать, превосходить).

Неполнознаменательные глаголы:

1) Авторизационные – выражают точку зрения говорящего (казаться, слыть)

2) Каузативные – используются для установления причинно-следственных отношений, образуют трехчастную структуру предложения (дожди вызвали наводнение, к беде неопытность ведет)

3) Компенсаторы – компенсируют неспособность существительного быть предикатом (Хирург проводит операцию, Мама занимается рисованием)

4) Экзистенциальные – обозначают существование в принципе или в каком-то локусе, надо отличать от глаголов местонахождения («быть» не будет в настоящем времени) – Черные лебеди существуют.

5) Реляционные –

6) Модификаторы

• модальные (хотеть, нуждаться, требовать)

• фазисные (начинать, заканчивать)

• модально-фазисные (медлить, спешить)

Т. о. один и тот же глагол в разных значениях может принадлежать к разным классам. Например, ведет:

• акциональный глагол движения – Пастух ведет стадо к реке

• неакциоальный глагол-компенсатор – Он ведет опрос учеников (=опрашивает)

• неакциональный локализующий глагол – Дорога ведет к реке

• неакциональный каузативный глагол – К беде неопытность ведет

Или, например, Тетушка делает пирог – акциональный, Тетушка делает прыжок – неакциональный компенсатор.

 

 

15. Семантические и грамматические особенности неакциональных глаголов.

Функционально-семантическая классификация глаголов

_______Глаголы___


↓ ↓

полнознаменательные неполнознаменатльные

↓ ↓

акциональные неакциональные

Акциональные (обозначающие действие как целенаправленную внешнюю активность; классификация от центра к периферии, т.е. от изосемических глаголов — от изо ‘равный’, значение слов совпадает с категориальным значение данной части речи — к неизосемическим):

1. глаголы конкретного физического действия (бросать, мыть, копать)

2. движения и перемещения (идти, плыть)

3. донативные глаголы , т.е. изменяющие посессивные отношения (делиться, давать, дарить и конверсивные к ним брать, получать). Эти глаголы имеют интерсубъектный, межличностный характер.

4. речевого действия (говорить, сообщать, спрашивать, бормотать)

5. социального интерсубъектного действия (общаться, мириться, ссориться, играть, сражаться, судиться)

Эти основные разряды акциональных глаголов характеризуются такими признаками, как активность и целенаправленность действия, совершаемого обычно лицом или живым существом, потенциальная наблюдаемость и способность к конкретно-временной локализации.

В центре глагольной системы, естественно, подкласс глаголов со значением действия, т.е. акциональных, наиболее полно выражающих категориальное значение глагола как части речи.

Следующие разряды составляют периферию акционального подкласса полнознаменательных глаголов, располагают этими признаками не в полном наборе, с вариациями и по лексемам, и по конкретным условиям.

6. ментального действия (думать, мечтать) — им не хватает внешнего физического действия, наблюдаемости

7. восприятия (слушать, осознавать, воспринимать, смотреть) — не всегда наблюдаемы и целенаправленны

8. эмоционального действия (страдать, радоваться, волноваться, паниковать) — наблюдаемы в зависимости от активности внешнего проявления и не всегда целенаправленны

9. физиологического действия (есть, глотать, жевать, кашлять, плакать) — не всегда свойственна целенаправленность

10. деятельности/занятия (работать, трудиться, плотничать, председательствовать)

11. способа поведения (лентяйничать, лениться, капризничать, обманывать). Обычно с оценочно-характеризующим оттенком.

Глаголы в пунктах (10) и (11) имеют двойственное положение. Они не лишены активности и целенаправленности, но представляют не обозначение конкретно наблюдаемого акта, а интерпретацию постоянного или итеративного процесса.

Неакциональные (не обладают признаками акциональности, т.е. активности и целенаправленности):

1. состояния, или статуальные

Носителями состояний выступают субъекты 3 классов:

· лица, живые существа, которые испытывают физические и душеные состояния (Маша грустит/бодрствует/растет.)

· предметы (Травка зеленеет.)

· среда, пространство, локус (темнеет, льет, громыхает)

2. функтивные, или экзистенциальные (сообщают о наблюдаемом или известном говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических устройств или о существовании, обнаружении , интенсивности явлений природы). Сюда переходят и некоторые акциональные глаголы, которые, сочетаясь с именами предметных субъектов, утрачивают значение действия, т.к. неживые предметы действовать не могут (Этот принтер хорошо печатает фотографии. Трамвай ходит по рельсам. Луна светит. Дождь идет.)

3. качества/свойства (Медь проводит электрический ток.)

4. количества (Стульев не хватает. Бобры изобилуют в наших местах.)

Грань между некоторыми семантическими разрядами может быть различной: например, определенные виды действия и состояния, в зависимости от контролируемости/неконтролируемости, ср.: Дышите! Не дышите! — регулируемое действие — и дышать как естественное состояние человека.

Что касается грамматики:

Синтаксическое распространение глагола (управление, валентность) в значительной степени обусловлена принадлежностью глагола к тому или иному семантическому разряду. Меньшая часть глаголов отличается открытой семантикой, т.е. нуждается в восполнении смысла именной синтаксемой в единственной, заданной глаголом падежной форме. Таковы переходные глаголы, семантика которых выражает действие, направленное на объект, и требует имени этого объекта в В.п.

Большая же часть сочетаний глаголов с (предложно-)падежными формами имени возникает на иной основе:

а) на основе синсемичности, двусторонней добровольной (по мере смысловой необходимости) готовности к соединению при наличии общих сем. Например, глаголы перемещения могут конкретизировать заложенное в них значение направленности синтаксемами, называющими направление, путь движения и т.д. (ехать по тундре на оленях к побережью океана, лететь из Стамбула в Лондон через Рим). В отличие от управления, здесь глаголом задается только типовое значение синтаксемы, а не ее конкретная и единственно возможная форма.

б) на основе связей не присловного, а предложенческого уровня,которые возникают межу предикатом и компонентом, выраженным обусловленной синтаксемой, и не сохраняются в системе форм глагола (ср.: Акт подписывается ревизорами/чернилами, подписывать/подписывая/подпишите чернилами, но не подписывать/подписывая/подпишите ревизорами).

По мере ослабления акциональности, направленности действия вовне процесс обнаруживает склонность к замыканию на самом субъекте, внутри субъекта, и потребности статуального глагола в распространении предметными именами сокращаются.

Далее — внимание! У Сидоровой классификация неакциональных глаголов на этом и заканчивается (итого 4: глаголы состояния, функтивные, качества/свойства и количества). У Золотовой же после глаголов состояния и функтивных идет немного другое деление. Приведу его на всякий случай.

1. глаголы состояния

2. функтивные/экзистенциальные

3. реляционные — выражают не действия, а отношения между предметами: локативные, партитивные, компаративные, посессивные и др. В таких предложениях лексически ослабленный глагол становится факультативным или избыточным элементом структуры. Он входит в состав предиката вместе с именным признаковым компонентом, поддерживая его грамматическими глагольными категориями и вербализуя типовое значение. Большинство таких предложений синонимично безглагольным конструкциям.

Примеры:

· локализующее значение

Цветы стоят в вазе. — местонахождение (= безглагольное Цветы — в вазе, Документы — в сейфе.); Дорога ведет к лесу. — ориентированность в пространстве

Проследив свойства акционального и неакционального глагола, выявляем общую закономерность: регулярность внутренней связи между значением глагола, его грамматическими характеристиками, набором форм и возможностей, а также реализаций этих возможностей в тексте. Особенно очевидны эти закономерности в парах полисемичных глаголов: Деревню окружают враги/леса; Пастух ведет коров к реке — Тропинка ведет к реке и т.д.

· экзистенциальные (как разновидность локативных конструкций). Лексически ослаблены. Поддерживают утверждение наличия, присутствия/отсутствия лиц, предметов в пространстве, восприятия явлений природы, состояний и т.д. (Кругом стоит тишина, Есть на Волге утес, Существует легенда…)

· партитивные отношения (части и целого)

а) со значением классификационным (вида и рода, предмета и класса): Дельфин относится/принадлежит к классу млекопитающих.

б) со значением целого и составных частей: Основной этап создания фильма составляет киносъемка, Концерт состоит из двух частей. (такие конструкции тоже могут быть безглагольными)

Полисемия: Мальчик составляет узор из цветных обрезков — акциональный глагол.

· посессивные отношения (принадлежности) могут выражаться безглагольной конструкцией у кого + кто,что (У нее дочь.) или с помощью посессивных глаголов (Соседи имеют дачу, владеют дачей, у них есть дача).

· компаративное значение (сравнение двух предметов + основание сравнения): Сын не уступает отцу в росте и силе. Он превосходит других мастерством. (синонимично безглагольным компаративным конструкциям Он крупнее брата, Варшава больше Кракова).

 

16. Синтаксема как минимальная единица синтаксиса (на примере субстантивных синтаксем).

Общая схема, которую рисовала Сидорова в форме треугольника:

· функция (с какой целью выражено?)

· форма (как выражено?)

· значение (что выражно?)

Применительно к синтаксеме тот же треугольник:

· функция в предложении (тексте)

· морфологическая форма

· семантика лексемы и семантика синтаксемы

Синтаксема — это некоторая лексема на уровне значения с ее категориальной семантикой и с определенной функцией в предложении.

Уровень значения

Категориальная семантика слова:

ü лицо

ü предмет

ü признак

/из + Р.п./ + /имя признака/ = из жалости, из любопытства

/из + Р.п./ + /имя предмета/ = из дома, из Киева (начальная точка движения)

/из + Р.п./ + /имя вещественное/ = из золота, из муки (материал)

/из + Р.п./ + /имя лица/ = из девушки, из него

Семантика синтаксически обусловлена.

 

Значение синтаксемы:

o По мячу ползет букашка. — Дай мне мяч.

↓ ↓

мяч — предметное сущ., Ob. пространство движения

o Он прочел/забыл/разорвал письмо.

письмо — предмет с содержанием

o Он пошел за чаем. — За чаем они обсудили…

↓ ↓

за чаем — цель время (одновременность)

Синтаксическая функции внутри предложения

1. главный член предложения: Sub и предикат

2. распространители всего предложения: непредикативные и полупредик.

3. присловные распространители: непредикативные и полупредик.

т.е. свернутое обозначение ситуации (за чаем)

Распространители всего предложения (детерминанты):

Непредикативные (пространственно-временные локализаторы)— По вечерам он читает книгу на кухне.

Полупредикативные — При обнаружении подозрительных предметов вы должны срочно сообщить о них машинисту.

Присловные распространители:

Непредикативные — Мой младший брат хорошо читает.

Полупредикативные — В крытую колоннаду в белом плаще с кровавым подбоем вошел прокуратор Иудей Понтий Пилат./ Осенняя муха злее кусает. (осенняя — скрытая ситуация)/Они шли в Изумрудный город по дороге, вымощенной желтым кирпичом./На старой башне у реки дух рыцаря стоит.

Синтаксема из + Р.п.

Главный член предложения:

Sub. — Из Маши выйдет отличная жена.

Предикат —Рубашка была из тонкого шелка.

 

Распространители всего предложения:

Непредикативные — Из куста нам было хорошо видно тропинку.

Полупредикативные — Он пришел из чистого любопытства.

 

Присловные распространители:

Непредикативные — Рубашки из шелка трудно гладить.

Полупредикативные — Подаяний из жалости я не принимаю.

 

3 типа предложно-падежных синтаксем:

1. Свободные (самостоятельно держат значение, могут быть Sub, предикатом, определением)

У дома. Их глубины сибирских руд. В 6 часов вечера после войны.

2. Обусловленные (возникают по заказу конструкций — с определенной формой в Sub и предикате)

У Маши температура. Мне холодно. Пироги — за тобой.

3. Связанные (одно управляет другим, теория валентностей)

Спроси у Маши. Верь мне.

Синтаксема у + Р.п.

Набор значений:

1. субъект посессор (У Маши есть кукла.)

2. место (У дома сад.)

3. субъект состояния (У Маши температура.)

4. субъект качества (У Маши зеленые глаза.)

5. субъект действия (Тихо! У нас репетиция.)

6. субъект мнения, оценки (У злого мужа жена всегда дура.)

7. фамилия (Зверков появляется у Достоевского неспроста.)

Итого: Синтаксема может употребляться самостоятельно или в составе предложения (как его главный компонент или как распространитель — слова или всей модели). Имеет категориальное значение существительного (предмет) и значение образовавшейся формы (место, принадлежность и т.п.)

 

Вопрос 17. Распространители моделей предложения, присловные и неприсловные, непредикативные и полупредикативные.

Распространители моделей предложения - словоформы, распространяющие предикативное ядро предложения. Термин введен и используется исследователями, критикующими теорию второстепенных членов за ее научную уязвимость (чрезмерная логическая их интерпретация, нередкая недифференцированность и противоречивость в их классификации, не всегда основанной на грамматических принципах, возможная в связи с этим искусственная схематизация предложения и т. д.).

Распространители не обязательные: словоформы с атрибутивной, объектной или обстоятельственной функцией, наличие которых в предложении не обусловлено лексико-грамматическими свойствами слов, образующих предикативное ядро. ср.; Студенты занимаются.— Прилежные студенты занимаются.—Студенты занимаются историей.—Студенты занимаются в читальном зале.

Распространители обязательные: словоформы (чаще всего с объектной функцией), наличие которых в предложении предопределено лексико-грамматическими свойствами предиката. Например: Дети забросили мяч. Мы любовались закатом. Шофер нарушил правила дорожного движения. ср. также распространители с обстоятельственным значением: Партизаны находились поблизости. Пуля прошла навылет. Для полноты информативности иногда обязательны распространители с определительным значением: Декабрьские дни самые короткие (ср.: Дни в декабре самые короткие). Очевидна семантическая функция распространителей в предложениях тождества: 1975 год — завершающий год девятой пятилетки.

Различают:

• Распространители всего предложения - относятся ко всему предложению (непредикативные и полупредикативные)

• Присловные распространители – относятся к рядом стоящему слову (непредикативные и полупредикативные)

Полупредикативные распространители можно развернуть в придаточное предложение (При обнаружении подозрительных предметов вы должны сообщить… → Если вы обнаружили подозрительный предмет…)

Присловные и неприсловные распространители:

Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.

Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем.

В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку.

Перед институтскими экзаменами мы страшно волнуемся.

 

Непредикативные и полупредикативные распространители:

В ту эпоху русские начинали философствовать, едва вызубрив таблицу умножения.

Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья.


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.