Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Актуальное членение, интонация, порядок слов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(источник – Золотова, Онипенко, Сидорова «Коммуникативная грамматика русского языка» + Энциклопедия «Кругосвет»)

Осуществляя свою коммуникативно-синтаксическую функцию в тексте, предложение выступает носителем так называемого актуального членения (по другой терминологии – функциональной перспективы). Актуальное членение - понятие, разработанное в трудах Пражского лингвистического кружка в 1930-е годы для описания функциональных компонентов повествовательного предложения – ремы, или сообщаемой части (нового), и темы (данного), отправной точки сообщения. Предложения, как звенья связного текста, располагают свои компоненты так, чтобы информация развивалась поступательно от данного, известного, к новому, неизвестному. Рема составляет искомое в вопросно-ответном единстве, которое имеет место или может быть построено.

Пример. Предложение На другой день Никита выпустил воробья в саду.

Что сделал Никита? Никита | выпустил воробья

Кого выпустил Никита? Никита выпустил | воробья

Где Никита выпустил воробья? Никита выпустил воробья | в саду

Когда Никита выпустил воробья? Никита выпустил воробья | на другой день.

В приведенных примерах левая часть до черты составляет тему, правая – рему.

Наиболее распространенные способы темо-рематического членения:

· с помощью порядка слов

· так называемое рематическое ударение

· паузация

· частицы, противительные союзы и др. служебные слова

Для спокойного монологического сообщения или повествования более естественны конструкции с рематическим компонентом в конце предложения (как в приведенных примерах). Выделение рематического слова усиленным ударением в любой другой позиции всегда несет дополнительную композиционно-смысловую нагрузку в тексте («Мое такое мнение: неправильно мы живем!») Наиболее выразительные позиции для инвертируемых слов – в начале и в конце предложения. Сильнее других акцентируются контрастивные позиции, связанные с противопоставлением (выраженным или подразумеваемым): Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

[Различают 2 способа соединения предложений в повествовании:

1) параллельный. Тема сохраняется одна и та же. Пример: Папа быстро ходит из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки… Потом вдруг встает и отходит к окну.

папа (Т) ходит (R)

он (Т) садится (R)

он (Т) встает (R)

2) последовательный. Темой след. предложения становится рема предыдущего: Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный…

За речкой (T) – гора (R)

В ней (Т) - нора (R)

В норе (Т) – гроб (R)

Переходим к описанию 2х основных способов темо-рематического членения - порядку слов и интонации.

Порядок слов в предложении выполняет в основном 2 разнонаправленные функции, внутреннюю и внешнюю:

· он служит одним из средств связи между компонентами в предложении и словосочетании

· служит одним из средств реализации связи предложения с контекстом, конситуацией, осуществления предложением его речевой, композиционно-синтаксической функцией.

Реализуя внутреннюю функцию порядка слов, в исходном предложении подлежащее (субъектный компонент) предшествует сказуемому (предикатному компоненту), соединяясь с ним фразовой предикативно-синтезирующей интонацией (Поезд мчится, Ему и больно и смешно). Для некоторых глагольных предложений, констатирующих движение времени, названное процессуальным именем (Пришла весна, Стоял октябрь), или обозначающих явление, способ его обнаружения (Идет снег, Зазвонил телефон), нейтральна постпозиция подлежащего. Глаголы в таких нерасчлененных предложениях неакциональны, семантически ослаблены.

В рамках словосочетания постпозитивны предметные распространители глаголов и имен действия (кататься на лодке, строить мост; катание на лодке, строительство моста); препозитивны согласованные и постпозитивны несогласованные определения (ветка цветущей яблони, улица с односторонним движением).

Служебные части речи в русском предложении (как и неполнознаменательные глаголы, кстати) занимают левую по отношению к лексически самостоятельному компоненту позицию.

Порядок слов служит дифференциации синтаксических функций прилагательного (причастия, местоимения) в словосочетании – в кач-ве предиката, в предложении - определения (темная ночь vs Ночь – темная). Параллельное соотношение наблюдается в конструкциях с квалитативным и квантитативным (количественным) признаком (редкие письма vs Письма – редкие, десять писем vs Писем – десять). Формы Род.п существительного в составе количественного-именного сочетания (при числительных два, три, четыре) и в кач-ве носителя предикативного количественного признака различаются (два окна vs Окон – два). В рамках сочетаний количественных числительных с существительным препозиция и постпозиция влекут за собой смысловые различия (Будет двенадцать человекбудет человек двенадцать). Постпозиция числительного передает оттенок приблизительного количества.

Место компонентов, распространяющих или осложняющих предложение, в большей степени регулируется межфразовыми связями, типом текста. Все отклонения от исходного порядка слов обуславливаются требованиями текста: интересами движения мысли через межфразовые слова, экспрессивными и стилистическими задачами.

 

Интонация -совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса).

Честно, здесь очень мало информации. Рема в русском, английском и многих других языках выражается интонацией определенного типа. Это нисходящий акцент, или падение тона. В предложении Стоял мороз падение фиксируется на ударном слоге словоформы мороз, т.е. словоформа мороз является акцентоносителем ремы. Одним из средств выражения темы служит восходящая интонация, и у темы тоже есть акцентоноситель. Так, в предложении В Киеве жила Маруся (например, при ответе на вопрос Кто из твоих друзей жил в это время в Киеве?) словоформа в Киеве несет или может нести на себе один из типов восходящей интонации. Поверим Кругосвету. Можно ещё рассказать про рематическое ударение (см. выше)

Напоследок перечислю ИК Брызгуновой:

ИК-1 выражает завершенность мысли в обычном предложении, некое сообщение, факт и дополнительная информация: Здесь живут мои родители. Предударная часть предложения (то, что до ударного слова) произносится на средней высоте голоса. В ударной и заударной частях происходит спокойное понижение высоты голоса (тона).

ИК-2: вопросительные предложения с вопросительными словами кто, где, почему, сколько, что: Что это? Нисходящий тон: плавный спуск тона от начала предложения к концу. Центр ИК-2 находится или на вопросительном слове, или на любом другом слове, в зависимости от цели высказывания.

ИК-3: вопросительное предложение без вопросительного слова: Это ваша книга? Интонационный центр в ИК-3 находится на слове, которое несет основную смысловую нагрузку. Предударная часть ИК-3 произносится на среднем тоне. Ударная часть начинается с более высокой точки по сравнению с предударной. В пределах слога тон продолжает повышаться и, достигнув вершины, резко падает. На заударной части происходит понижение тона ниже среднего.

ИК-4: сопоставительные вопросы: Его сестра приехала. А жена? Тон падает в пределах ударного слога (приехала). Ровное повышение тона происходит на конечном слоге (жена). Если ударение падает не на конечный слог, тон повышается, на предпоследнем: Вход здесь. А выход? ИК-4 используется в официальных сообщениях.

ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов. Эта конструкция часто оформляет восклицания: Какая погода! Великолепно!

ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов. Эта конструкция используется в оценочных восклицаниях: Какой вечер тёплый! (тон поднялся и остался наверху)

ИК-7: сочетание восходящего тона с гортанной смычкой. Эта конструкция используется в экспрессивных оценках: Хорошо!

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.