../ «Слово - великое оружие жизни» (В. о. Ключевский).
../ «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой). .,
../ «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин).
../ «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, по казать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов) .
../ «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражению> (К.Г. Паустовский) .
../ «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны И знакомы с детства» (учебник русского языка) .
../ «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» (Л. Н. Толстой) .
../ «Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (М.А. Шолохов) .
../ «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В. Г. Короленко).
Лексика и грамматика
./ «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они
думают» (Г.В. Степанов) .
./ «В языке есть ... слова. В языке есть ... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л. В. Успенский) .
./ «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский) .
./ «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» (И.И. Постникова) .
./ «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (Н. Г. Чернышевский) .
./ «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М. В. Исаковский).
Морфология
./ «Имя существительное - хлеб языка» (Л. В. Успенский).
./ «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они ... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня).
./ «Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено"» (А. А. Реформатский).
./ «Русский язык ... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой).
./ «Движение и его выражение - глагол - является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой).
Синтаксис и пунктуация
./ «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков-Щедрин) .
./ «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его
обычаю> (А.С. Пушкин).
./ «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л. В. Успенский).
./ «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» (И.И. Постникова) .
./ «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис» (А. А. Реформатский).
./ «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б. В. Шергин) .
./ «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова) .
./ «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н. С. Валгина) .
./ «Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл» (Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко) .
./ «Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства» (Г.Г. Граник, Сс М. Бондаренко) .
./ «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К. Г. Паустовский)
./ «С какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя» (К.Г. Паустовский).
Человек и его язык (речь)
./ «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров) .
./ «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц).
./ «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв).
./ «Язык - это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр).
./ «Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык ... он также как бы пронизывается этим способом выражению> (А.Н. Толстой).
Язык и речь
./ «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения» (В.Г. Короленко).
./ «Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко).
./ «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (А. С. Пушкин).
./ «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б. Н. Головин) .
./ «Язык - это то, что человек знает. Речь - это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко ) .
./ «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение ... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов) .
./ «Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко) .
./ Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка - устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А. А. Мирошниченко) .
./ «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н. Толстой).