Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характер текстов для изложений





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Текст для устного или письменного пересказа, как и любой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим требованиям (доступность, познавательная и воспитательная ценность), с другой - требованиям методики обучения русскому языку.

Основным показателем высокого качества текста исследователи считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств. Такими текстами будут отрывки, подобранные из произведений наших писателей - классиков, мастеров слова. Через подражание художественному образцу идет обогащение, совершенствование речи ученика.

Важно, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или
изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.

Содержание и последовательность работы над изложением

Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, «…мы имеем в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинением в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи» (10. С. 97).

Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся коммуникативных умений, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным умениям. Формирование этих умений и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Одни умения развиваются при проведении всех видов изложения (например, умение осмысливать и раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение правильно и выразительно излагать мысли), для формирования других необходимо использовать определенный вид изложения. Так, для формирования умения воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде используется сжатое изложение. Для формирования умения собирать и систематизировать материал на заданную тему по предложенному тексту и на ее основе создавать свое высказывание применяется выборочное изложение.

Определяя последовательность проведения изложения, необходимо отметить, какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).

 

Глава 2. Обучение изложению

Пересказ

Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеоб­разной подготовкой к письменному изложе­нию, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы:

1) воспроизведе­ние прочитанного по вопросам;

2) связный пересказ прочитан­ного;

3) придумывание заглавий;

4) составление плана к про­читанному;

5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по те­матике к прочитанному).

 

Работа над содержанием, логикой и заглавием текста

После прочтения всего рассказа учитель задает детям не­сколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем рассказ читается по частям. После чтения каждой части детям задаются вопросы. Воспроизводя содержание рассказа по данным вопросам, следует остановится на самых существенных моментах. Таким образом учащиеся тренируются выделять в тексте главную мысль, идею. Потом прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими. И только потом следует приступать непосредственно к изложению.

Отбор текстов

При отборе текстов обращают внимание на насыщенность их различными синтаксическими конструкциями. Это помогает учителю организовать соответствующую работу, чтобы научить детей пользоваться разнообразными синтаксическими средствами для выражения мысли.

Тексты для подробных и сжатых изложений могут использоваться как для классной, так и для домашней работы. Последнее особенно рекомендуется при проведении изложений по произведениям, включенным в программу для внеклассного чтения. Также целесообразно давать для домашней доработки изложения со сложным творческим заданием (например, инсценировка отрывка и т.п.).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.