Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Работа над изложениями разных видов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современных сборниках большое место отведено сжатым (в том числе и выборочным) изложениям. Это объясняется тем, что умение кратко, сжато излагать мысли особенно необходимо в будущей практической деятельности наших выпускников. При проведении сжатых изложений дети учатся во время вторичного чтения фиксировать факты, относящиеся к основному содержанию текста. Дети записывают отдельные словосочетания и предложения не в тетрадь, а на листочки. Этот материал затем используется учащимися как черновик, в который они вносят необходимые дополнения и изменения.

Некоторые задания к творческим изложениям зна­комят учащихся с особенностями таких видов письмен­ной речи, как инсценировка, деловое сообщение, юмори­стический рассказ, призыв-обращение. Эти изложения должны проводиться в тесной связи со всей работой по развитию речи. Они могут явиться началом или итогом работы над определенным жанром сочинения. От этого, несомненно, будет зависеть характер подготовительной работы.

Подготовка к работе и собственно работа над изложением в разных классах

При подготовке к работе над изложением дети учатсявыделять части сочинений, такие как вступление, заключение, овладевают умением переходить от одной части к другой.

Вместе с анализом содержания проводится анализ художественных особенностей текста. С этой целью об­ращается внимание на образные средства речи, особен­ности языка, приемы художественной характеристики. Так, например, в VIII классе при подготовке к подроб­ному изложению по отрывку из рассказа И. С. Турге­нева «Бурмистр» внимание учащихся обращается на то, что для характеристики Пеночкина Тургенев использует прием противопоставления. Ученики приводят соответ­ствующие цитаты из текста.

На особенности языка обращается внимание в про­цессе грамматического анализа. Для того чтобы преподавателю было легче учиты­вать языковые особенности текста, в сборниках изложений авторами даются соответ­ствующие указания в примечаниях, например: «Это изло­жение уместно использовать в связи с изучением темы «Типы простого предложения» — или: «Этот текст можно использовать в связи с изучением темы «Обособленные члены предложения».

В орфографическую подготовку включаются наибо­лее трудные случаи правописания (нн и н в причастиях и прилагательных, правописание частицы не и др.).

Преимущественно применяются упражнения, на­правленные на развитие орфографической зоркости и умения классифицировать слова, имеющие однотипные орфограммы. Внимание к правописанию слов воспитывает упраж­нение, состоящее в подчеркивании и объяснении орфо­грамм в слове. Выполняя подобное упражнение, уча­щийся должен отметить все орфограммы в слове и ра­зобрать его по составу.

При классификации орфограмм учащиеся группи­руют слова на одно и то же правило. При этом одно слово может оказаться в нескольких группах. Выпол­няется это упражнение по-разному — в зависимости от того, имеется ли текст будущего изложения в хресто­матии. Если имеется, то задание к упражнению форму­лируется следующим образом: выбрать и записать сна­чала слова на такое-то правило, потом на такое-то. Если текста в учебнике нет, отобранные слова могут быть либо заранее написаны на доске, либо продиктованы. После записи школьники выполняют основное задание, т. е. классифицируют орфограммы. Для упражнений в классификации орфограмм реко­мендуется отбирать не более трех-четырех правил.

Основное внимание в предварительной пунктуацион­ной подготовке должно быть обращено на сложные син­таксические конструкции, различного вида обособления, прямую и косвенную речь, диалог и т. д. В связи с этим отводится достаточное место упражнениям на замену одних предложений другими. Это обогащает речь детей разнообразными синонимическими конструкциями. Раз­витию речи способствует также составление предложе­ний тех или иных типов. В наибольшей степени целям синтаксической подго­товки служат упражнения в составлении ряда предло­жений на определенную тему. Немалое значение имеет составление предложений по схемам и построение схем к данным учителем предложениям. Такие задания имеются в предварительных упражнениях ко многим текстам изложений.

При подготовке к изложениям по текстам, имеющимся в хрестоматиях, целесообразно упражнять детей в пересказе той или иной части будущего изложения. При этом может ставиться задача выразить определенные смысловые отношения с помощью разных синтаксических средств.

В процессе предварительной подготовки рекомендуется проводить и подбор слов, дающих ту или иную оценку описанному. Такое упражнение обогащает словарь учащихся. Выполнение этого задания нацелит учащихся на использование подобранных слов в будущих изложениях.

Непонятные ученикам слова, встречающиеся в текстах, объясняются или по ходу чтения, или после чтения – тогда к объяснению слов привлекаются и сами учащиеся.

Работа по предупреждению речевых недочётов главным образом направлена на преодолениеошибок, связанных с употреблением различных синтаксических конструкций. Для предупреждения ошибок в смешении прямой и косвенной речи следует предварительно выпол­нить несколько упражнений на замену прямой речи косвенной.

Учитель может использовать написанные школьни­ками изложения в качестве дидактического материала. С этой целью он выписывает из детских работ примеры как правильно построенных предложений, так и пред­ложений с ошибками. Особенно усиливается эффективность этой работы, когда учащиеся сами выписывают из своих изложений примеры на определенные правила (предложения с на­речиями, частицами, однородными членами; сложные предложения и т. д.).

Выполнение всех предварительных упражнений не является необходимым. Их использование зависит, во-первых, от подготовленности учащихся и, во-вторых, от того, какое внимание в предыдущей работе учитель уде­лил данному разделу. Так, если какие-то правила толь­ко что пройдены или основательно повторены, учитель может исключить этот материал из предварительных упражнений. Кроме того, любой текст может быть дан без подготовки для контрольного изложения.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.