Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Лекция Гаспарова Б.М.



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Феноменология Пушкина

 

Пушкин – императивный культурный миф: нет области, темы, говоря о которой, можно было бы не коснуться Пушкина.

Это началось в 20ые гг 19 года

Пушкинский текст накапливается. Чем больше накапливается, тем меньше шансов его избежать. Мы невольно в нем участвуем и увеличиваем его, он неизбежно увеличивается. Чем он больше возрастает, тем больше заметно, что больше разговариваем между собой, чем с Пушкиным. Разговор идет через голову Пушкина. Мы вступаем в диалог с другими метапушкинскими текстами.

Напоминает излюбленный прием самого Пушкина: обращаться через голову читателя. Нельзя быть уверенным при прочтении текста Пушкина, что за нашей спиной не стоит кто-то, кто разговаривает с автором, насмехаясь над нами.

Механизм запускается самим Пушкиным. Он запускает его и сам становится его элементом.

Сама знаменитая фраза «солнце русской поэзии закатилось», произнесённая в некрологе (Раевским или Одоевским), ..

Ассоциация с мемуарами Шатобриана, которые в то время были очень известными. Название: «Мемуары из-за могилы». Он гвоорит, что после Наполеона эффект был, как после заката солнца.

Александр во время своего египетского похода был провозглашен сыном солнца, Амона-Ра.

В серебряном веке начинается спор: кто является эхом Пушкина. Блок (имя!), Кузьмин (лицо). Вне литературы: Скрябин. Его «Прометей» должен был быть поставлен на восходе солнца.

Другие силы тоже имеют в виду пушкинское солнце. Футуризм, Крученых. Солнце ушло, это хорошо, есть электричество. Намеки у Мандельштама: «и вчерашнее солнца на черных носилках несут».

Ходасевич назвал нападения на Пушкина периодами затмения пушкинского солнца.

Можно вспомнить и подражания Пастернака по канве пушкинских стихов. «Брезжил свет на дамбе» -> намек на Скрябина. Там же намек на пушкинский образ сфинкса. Переписка с родителями: «Свой др я всегда помню – 29 января, - потому что это день смерти Пушкина».

Пушкин находится внутри этого все возрастающего конгламерата, а его места в нем становится все более неопределённым.

Предлагается метод вычитания. Идея феноменологической редукции.

Критика каждого предиката, выявлем неабсолютность каждого свойства. Каждое св-во, зависящее от обстоятельства, вычитается. Делаем так, пока не отсечем все условные свойства и приходим к абсолютной значимости. Но все абсолютные признаки обнаружат свою природу и отпадут. Остается отрицательное свойство, сомнение и неопределенность, которые и являются живой связью. Сам факт растерянности, неопределенности является доказательством существования этого предмета.

Ср.: что Ф. де Соссюр делает с языком.

Пример 1. «Не пой, красавица, при мне…»

 

Возьмем нарочито банальный пример:

«Не пой, красавица…».

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы.

Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

 

Много романсов. Один из них написан Глинкой на мотив грузинской песни.

Глинка - нейтрально

Балакирев - ярче

Римский-Корсаков – без всякой этнографичности.

Вопрос: чего нет в этих романсах?

Если отвлечься от восточной красавицы, элегических воспоминаний и грузинских пейзажей.

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной – яркие элементы элегического хронотопа

«Песни Грузии печальной» - нестандартная фраза. Печальная Грузия, а не песни. Странность.

Знак субъективной настроенности героя или «тропическая печаль» (Леви Стросса)

Ср.: «зажгло мое воображенье…» - пассаж про ножки из ЕО

«…и предо мной/ Его я вновь воображаю» - вновь-отсылка к предыдущим актам воображения. «Предо мной» - это фикция, призрачно, взгляд внутрь субъекта. Интроспекция, ведь «воображаю».

Концы с концами не сходятся: реальность или воображение.

«Тает во рту», легкость стихотворения. Взять хотя бы предпоследние строчки. Там столько неоднозначных слов, служебных слов.

М скользим по строчкам с клишированными образами, не замечая их неправильности и нестандартности. ИЛИ мы всё замечаем, но упускаем легкость.

Либо легкость, либо смысл.

Ср.: «но как вино…» - прямой источник – стихи Ильичевского, одноклассника Пушкина. К одной из октябрьских годовщин он написал стихотворение, в котором сравнивал дружбу с вином.

Если вглядываться в смысл, то теряем легкость, т.е. эфирность. Пушкин не обращает внимания на нестандартности.

Аграмматизм – мы читаем и понимаем: что-то не то, это заставляет нас задуматься. У Пушкина всё это замаскировано.

Пушкин словно отстраняется, предоставляя нам возможность остаться в дураках: «хотите – понимайте, хотите – не понимайте». Ср.: восьмая глава ЕО, накрахмаленный нахал.

Пример 2. «Памятник»

 

«Суперклассический» стиль. Плавно текущая просодия.

Exegi monumentum1)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

 

Присмотримся к последней строфе. Откуда тут глупец? Зачем он? Почему им всё заканчивается?

NB эпиграф к «Каменному гостю».

Мотив оживающей статуи. 3 стадии:

1. Первая половина 20х гг. Противостояние могущественной силы и молодого предприимчивого героя. Противостояние за красавицу. «Руслан и Людмила» При явлении герои, сила обнаруживает свою несостоятельность.

2. Вторая половина 20х гг – начало 30х гг. Мрачность. В последний момент казалось бы обреченная статуя ниспровергает своего соперника. Финал ЕО (звон шпор), «Медный всадник».

3. Стихотворение к Буало. 1833 года. Умение самого себя увидеть в комическом свете – одна из сторон пушкинского феномена, пушкинского негативизма.

Идея байроновского героя. Вызов всему, отрицание всего, объявление себя отверженным.

«Запрещенный прием». «Призывание поэта к себе на помощь».

Сонет

Начало «не стройте памятников»

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.