Пушкин – императивный культурный миф: нет области, темы, говоря о которой, можно было бы не коснуться Пушкина.
Это началось в 20ые гг 19 года
Пушкинский текст накапливается. Чем больше накапливается, тем меньше шансов его избежать. Мы невольно в нем участвуем и увеличиваем его, он неизбежно увеличивается. Чем он больше возрастает, тем больше заметно, что больше разговариваем между собой, чем с Пушкиным. Разговор идет через голову Пушкина. Мы вступаем в диалог с другими метапушкинскими текстами.
Напоминает излюбленный прием самого Пушкина: обращаться через голову читателя. Нельзя быть уверенным при прочтении текста Пушкина, что за нашей спиной не стоит кто-то, кто разговаривает с автором, насмехаясь над нами.
Механизм запускается самим Пушкиным. Он запускает его и сам становится его элементом.
Сама знаменитая фраза «солнце русской поэзии закатилось», произнесённая в некрологе (Раевским или Одоевским), ..
Ассоциация с мемуарами Шатобриана, которые в то время были очень известными. Название: «Мемуары из-за могилы». Он гвоорит, что после Наполеона эффект был, как после заката солнца.
Александр во время своего египетского похода был провозглашен сыном солнца, Амона-Ра.
В серебряном веке начинается спор: кто является эхом Пушкина. Блок (имя!), Кузьмин (лицо). Вне литературы: Скрябин. Его «Прометей» должен был быть поставлен на восходе солнца.
Другие силы тоже имеют в виду пушкинское солнце. Футуризм, Крученых. Солнце ушло, это хорошо, есть электричество. Намеки у Мандельштама: «и вчерашнее солнца на черных носилках несут».
Ходасевич назвал нападения на Пушкина периодами затмения пушкинского солнца.
Можно вспомнить и подражания Пастернака по канве пушкинских стихов. «Брезжил свет на дамбе» -> намек на Скрябина. Там же намек на пушкинский образ сфинкса. Переписка с родителями: «Свой др я всегда помню – 29 января, - потому что это день смерти Пушкина».
Пушкин находится внутри этого все возрастающего конгламерата, а его места в нем становится все более неопределённым.
Предлагается метод вычитания. Идея феноменологической редукции.
Критика каждого предиката, выявлем неабсолютность каждого свойства. Каждое св-во, зависящее от обстоятельства, вычитается. Делаем так, пока не отсечем все условные свойства и приходим к абсолютной значимости. Но все абсолютные признаки обнаружат свою природу и отпадут. Остается отрицательное свойство, сомнение и неопределенность, которые и являются живой связью. Сам факт растерянности, неопределенности является доказательством существования этого предмета.
Ср.: что Ф. де Соссюр делает с языком.
Пример 1. «Не пой, красавица, при мне…»
Возьмем нарочито банальный пример:
«Не пой, красавица…».
Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне Твои жестокие напевы И степь, и ночь — и при луне Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой, Тебя увидев, забываю; Но ты поешь — и предо мной Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальный.
Много романсов. Один из них написан Глинкой на мотив грузинской песни.
Глинка - нейтрально
Балакирев - ярче
Римский-Корсаков – без всякой этнографичности.
Вопрос: чего нет в этих романсах?
Если отвлечься от восточной красавицы, элегических воспоминаний и грузинских пейзажей.
Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной – яркие элементы элегического хронотопа
«Песни Грузии печальной» - нестандартная фраза. Печальная Грузия, а не песни. Странность.
Знак субъективной настроенности героя или «тропическая печаль» (Леви Стросса)
Ср.: «зажгло мое воображенье…» - пассаж про ножки из ЕО
«…и предо мной/ Его я вновь воображаю» - вновь-отсылка к предыдущим актам воображения. «Предо мной» - это фикция, призрачно, взгляд внутрь субъекта. Интроспекция, ведь «воображаю».
Концы с концами не сходятся: реальность или воображение.
«Тает во рту», легкость стихотворения. Взять хотя бы предпоследние строчки. Там столько неоднозначных слов, служебных слов.
М скользим по строчкам с клишированными образами, не замечая их неправильности и нестандартности. ИЛИ мы всё замечаем, но упускаем легкость.
Либо легкость, либо смысл.
Ср.: «но как вино…» - прямой источник – стихи Ильичевского, одноклассника Пушкина. К одной из октябрьских годовщин он написал стихотворение, в котором сравнивал дружбу с вином.
Если вглядываться в смысл, то теряем легкость, т.е. эфирность. Пушкин не обращает внимания на нестандартности.
Аграмматизм – мы читаем и понимаем: что-то не то, это заставляет нас задуматься. У Пушкина всё это замаскировано.
Пушкин словно отстраняется, предоставляя нам возможность остаться в дураках: «хотите – понимайте, хотите – не понимайте». Ср.: восьмая глава ЕО, накрахмаленный нахал.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Присмотримся к последней строфе. Откуда тут глупец? Зачем он? Почему им всё заканчивается?
NB эпиграф к «Каменному гостю».
Мотив оживающей статуи. 3 стадии:
1. Первая половина 20х гг. Противостояние могущественной силы и молодого предприимчивого героя. Противостояние за красавицу. «Руслан и Людмила» При явлении герои, сила обнаруживает свою несостоятельность.
2. Вторая половина 20х гг – начало 30х гг. Мрачность. В последний момент казалось бы обреченная статуя ниспровергает своего соперника. Финал ЕО (звон шпор), «Медный всадник».
3. Стихотворение к Буало. 1833 года. Умение самого себя увидеть в комическом свете – одна из сторон пушкинского феномена, пушкинского негативизма.
Идея байроновского героя. Вызов всему, отрицание всего, объявление себя отверженным.
«Запрещенный прием». «Призывание поэта к себе на помощь».