Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие андеррайтинга в российском законодательстве



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Андеррайтинг (на рынке ценных бумаг) — деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по организации эмиссии.

Андеррайтер (на рынке ценных бумаг) — юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Андеррайтер «твёрдого обязательства (firm commitment)» гарантирует эмитенту получение выручки от продажи ценных бумаг эмитентом, так как фактически приобретает ценные бумаги у эмитента (предварительно оценив их).

Андеррайтером может быть любое юридическое лицо, соответствующим образом лицензированное ФСФР, то есть это может быть или инвестиционная компания или инвестиционный банк. Это юридическое лицо и предлагает инвесторам купить выпуск ценных бумаг эмитента. Для этого оно, как правило, проводит собрания потенциальных инвесторов, презентуя им эмитента во время процедуры выхода на IPO.

Исходя из договоров, заключаемых с эмитентами, андеррайтеров можно классифицировать следующим образом.

Андеррайтер, дающий твердое обязательство, в международной практике firm commitment, – компания, возлагающая на себя полную ответственность за размещение. Это означает, что она выкупает весь выпуск ценных бумаг на свой счет, а уже после продает его профессиональным участникам рынка ценных бумаг и инвесторам. На таких андеррайтеров ложится весь риск, и они берут за это соответствующий уровень комиссии.

Андеррайтер, заключающий договор «с ожиданием», англ. stand-by underwriting. По такому договору андеррайтер обязуется выкупить для последующего размещения остаток эмиссии, который не удастся разместить сразу.

Андеррайтер, гарантирующий максимальные усилия по продаже ценных бумаг, англ. best efforts. Такой организатор размещения берет на себя продажу максимально возможного числа ценных бумаг нового выпуска без финансовой ответственности за то, сколько в результате будет продано.

И наконец, андеррайтер по принципу «все или ничего», англ. all-or-none, должен разместить весь выпуск полностью, иначе договор с ним расторгается.

Исходя из задач, которые ставятся перед андеррайтером, понятно, что для их решения могут потребоваться очень большие финансовые средства, например для выкупа всего выпуска. Поэтому нередко при крупных выпусках андреррайтинг проводит не один банк, а синдикат финансовых институтов.

Кроме того, среди андеррайтеров ведется свой собственный рейтинг по объему размещенных ценных бумаг клиентов. Считается очень престижным быть в этом списке. На сегодняшний день мировые лидеры андеррайтинга - Morgan Stanley, Bank of America Merrill Lynch, Goldman, Sachs & Co., J. P. Morgan, Citi, Credit Suisse.

Существует и российский рейтинг – тех финансовых организаций, которые выступили андеррайтерами по российским ценным бумагам. В числе лидеров - ВТБ, ИК «Тройка Диалог», Сбербанк, Райффайзенбанк.

 

Андеррайтинг на рынке ценных бумаг может осуществляться синдикатом андеррайтеров, то есть группой инвестиционных банков и/или инвестиционных компаний, создаваемой на непродолжительное время для того, чтобы обеспечить продажу нового выпуска ценных бумаг по цене, установленной в предварительном соглашении. Синдикат андеррайтеров возглавляет ведущий андеррайтер. Ведущий андеррайтер организовывает синдикат по размещению ценных бумаг, поддерживает контакты с эмитентом и ведёт учёт размещённых бумаг.

 

 

Таким образом, в США и Западной Европе андеррайтинг известен и с успехом применяется для размещения эмиссионных ценных бумаг с 30-х годов. А в России зарождение андеррайтинга началось после формирования рынка, т.е. после 1991 года. Зарождение андеррайтинга в России можно отнести к 1993, году. Однако доля операций с его применением до недавнего времени была ничтожно мала. Только с выходом отечественных компаний па международные рынки, участием российского инвестиционного капитала в размещении эмиссий своих и западных компаний с 2003 года (размещение эмиссий компании Вимм-Биль-Данн, МТС) стало возможным говорить о применении андеррайтинговых механизмов. Однако в настоящее время в большинстве случаев российские компании предпочитают не рисковать, набирать опыт и выступать в качестве со-андеррайтерров с крупными и известными международными компаниями, отдавая им большую часть прибыли. Количество операций по размещению эмиссий, в которых российские инвестиционные компании выступали бы генеральными андеррайтерами или менеджерами синдикатов, по-прежнему не велико.

 

К настоящему моменту в России уже в целом сложился институт андеррайтинга: некоторые крупные профессиональные участники рынка ценных бумаг оказывают такого рода услуги. Размер комиссионных, оплачиваемых эмитентом андеррайтеру, в среднем колеблется от 0,5 до 6% от суммы выпуска. Обычно чем больше объём эмиссии, тем ниже процент.

Можно выделить следующие причины препятствующие развитию рынка публичных заимствований в нашей стране, а также и андеррайтинга, как «проводника» эмитентов в поисках инвестиционных ресурсов, являются:

1. Поскольку андеррайтер выступает гарантом первичного размещения инвестиционных ценных бумаг по заранее согласованной цене, то в случае отсутствия достаточного количества конкурсных заявок он обязан выкупить пакет неразмещенных ценных бумаг. Наличие данного обязательства гарантирует эмитенту приток инвестиционных средств, однако, в случае низкой активности инвесторов в процессе размещения выпуска ценных бумаг, приводит к значительному отвлечению ресурсов со стороны банка-андеррайтера и может негативным образом отразиться на его платежной позиции.

Обязательными действиями, направленными на успешное функционирование выпусков ценных бумаг (в основном данное положение распространяется на вексельные и облигационные займы) являются:

· Возможность предоставления кредитов под залог долговых обязательств, в том числе кредитование на рынке МБК.

· Совершение сделок РЕПО.

· Поддержание двусторонних котировок ценных бумаг.

Все эти сервисы являются необходимым условием для создания ликвидного рынка того или иного финансового актива и одновременно являются инструментом рефинансирования инвесторов, что в свою очередь приводит к значительному отвлечению финансовых ресурсов, а также может оказать негативное воздействие на значение норматива текущей ликвидности.

2. В соответствии с требованиями Положения Банка России от 20 марта 2006 года № 283 « О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» кредитные организации обязаны создавать резервы на возможные потери, в том числе по приобретенным ценным бумагам, в размерах соответствующих объемам вложений и характеру кредитных, рыночных и иных рисков.

При отнесении балансовых активов к определенной категории качества на основании профессионального суждения кредитная организация анализирует следующие обстоятельства: финансовое положение; степень исполнения эмитентом обязательств по выпущенным ценным бумагам; степень вероятности банкротства или реорганизации эмитента ценных бумаг; состояние биржевых и внебиржевых котировок (падение котировок, результат ретроспективного анализа сроков погашения эмитентом задолженности по ранее выпущенным обязательствам, дающий основания полагать, что всю сумму основного долга (номинальную стоимость ценной бумаги для долговых обязательств) взыскать не удастся; изменение уровня доходности ценных бумаг; иные факторы (обстоятельства).

В связи с тем, что к услугам андеррайтеров обращаются, как правило эмитенты размещающие дебютные выпуски ценных бумаг(облигационные займы) и их публичная кредитная история ещё не сформирована, андеррайтер несет значительную долю ответственности солидарно с эмитентом: кредитные риски, в случае возникновения у эмитента финансовых затруднений по обслуживанию займа, то есть своевременной выплаты купонного дохода и погашения основного долга; рыночные риски, которые могут быть связаны с отсутствием интереса со стороны инвесторов к ценным бумагам эмитента, что может способствовать значительному колебанию цен на определенный финансовый инструмент.

Для того чтобы выполнить всё вышеизложенное, кредитные организации обязаны создавать резервы на возможные потери адекватные уровню принимаемого риска, что в свою очередь приводит к снижению расчётной величины собственных средств (капитала) кредитной организации. Методика определения значения собственных средств (капитала) кредитных организаций установлена Положением Банка России от 10 февраля 2003 года № 215-II

Снижение величины собственного капитала банка может привести к нарушению предельных значений того или иного норматива, установленного Банком России, если его числовое значение близко к предельно допустимому. Негативное влияние на банковскую деятельность также оказывает низкая капитализация российских банков, как следствие услуги по андеррайтингу способны предоставить кредитные организации, входящие в число крупных и обладающие международными связями банки.

Таким образом, путь на международные рынки для первичного размещения ценных бумаг открыт очень ограниченному кругу отечественных инвестиционных компаний, хотя выгоды и преимущества такого размещения очевидны. Это и получение до 5 раз большей рыночной оценки капитализации, и доступ к гораздо более капиталоемкому рынку, повышение ликвидности и улучшение условий экономической безопасности владельцев компании, престижа, кредитного рейтинга и общего статуса. Однако из-за несовершенства законодательства, а точнее его явного противоречия с механизмом участия в процессе деятельности синдиката не слишком крупных отечественных банков, так же неготовности предприятий к требуемой системе аудита по американским стандартам и должному уровню прозрачности – становление андеррайтинга затруднено.

Далее рассматриваются возможности по подготовке кадров и совершенствованию информационной базы андеррайтинга. Конкуренция значительно улучшила качество андеррайтинговых услуг в России. Если раньше брокер лишь готовил для потенциального эмитента требуемый пакет документов, делал инвестиционный меморандум, сдавал его в агентство, размещал облигации, то сегодня подход к клиенту в корне изменился. Профессиональный участник более глубоко подходит к оценке потенциала своего клиента. Работа начинается с изучения эмитента, его проблем и преимуществ, и затем только осуществляется сотрудничество. Брокер консультирует клиента по вопросам корпоративного управления, улучшения некоторых финансовых показателей, кадровой политики, реструктуризации структуры компании, всего того, что может значительно улучшить привлекательность компании в глазах инвесторов. Помимо этого, андеррайтинг начинает обрастать дополнительными услугами, например, когда идет не только размещение бумаг, но и согласование инвестиционного проекта эмитента с антимонопольным комитетом, если он является субъектом естественной монополии.12

Вот лишь некоторые из проблем отечественного рынка ценных бумаг, которые при создании надлежащих условий способ помочь разрешить механизм андеррайтинга:

Андеррайтинг способен привлечь масштабные инвестиции во многие сектора фондового рынка. Механизм андеррайтинга предоставляет хорошую возможность заработать (на спрэде курсов акций, на процентах от реализации эмиссии, на самой эмиссии, в зависимости от рода экономической деятельности), не прибегая к «теневым» схемам и спекуляции, что незамедлительно скажется на снижении доли этих финансовых механизмов. Из-за широкой доступности информации, прозрачности и постоянного взаимодействия различных компаний и финансовых структур (в процессе образования и работы синдикатов) андеррайтинг сильно снизит риски. Предоставляя возможность широкому кругу предприятий представить себя на фондовом рынке посредством ценных бумаг, усилит конкуренцию, улучшая качества бумаг, андеррайтинг выровняет движение курсов.

 

 

В первую очередь необходимо отметить особенность, сложившуюся на

правовом поле в отрасли рынка ценных бумаг в России. Исторически темпы

развития последнего опережали развитие его регулирования. За первое

десятилетие 2000-х годов законодательная база первичного рынка претерпела

серьезнейшие изменения, направленные на формирование развитого

первичного рынка внутри страны и создание регулятивной инфраструктуры,

соответствующей международному опыту.

Рассмотрим, какие документы в настоящее время формируют

законодательную базу первичного рынка в России

. 1) Кодексы:

• Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ и

вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (с последующими изменениями и

дополнениями);

2) Федеральные законы:

• «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 № 39-ФЗ),

• «Об акционерных обществах» (от 19.07.1995 № 115-ФЗ),

• «О порядке осуществления иностранных инвестиций в

коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для

национальной безопасности Российской Федерации» (от 29.04.2008

№ 57-ФЗ);

3) Нормативно-правовые акты:

• «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными

организациями на территории Российской Федерации» (Инструкция ЦБ

РФ от 10.03.2006 № 128-И ),

• «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации

проспектов ценных бумаг» (Приказ ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-

н),

• «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли

на рынке ценных бумаг» (Приказ ФСФР РФ от 09.10.2007 № 07-102/пз-

н),

• «Об утверждении Положения о порядке выдачи Федеральной службой

по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или)

организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских

эмитентов за пределами Российской Федерации» (Приказ ФСФР РФ от

10.06.2009 № 09-21/пз-н),

Вышеперечисленные нормативные документы регулируют процесс IPO.

Однако, несмотря на то, что 70-80% выпуска ценных бумаг

распространяются через эмиссионный синдикат андеррайтеров, а лишь 20-30% -

самостоятельно эмитентом, на законодательном уровне четко не закреплены

понятия «андеррайтинг» и «андеррайтер». Из анализа нормативно – правовых

документов можно лишь сделать вывод о том, что брокер может выступать

андеррайтером при размещении эмиссионных ценных бумаг.

Интересным является тот факт, что один из основных нормативных

правовых актов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, -

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» такого термина как «андеррайтер» не содержит. Также понятие «андеррайтинг» не содержится в

документе, который напрямую описывает процедуру эмиссии ценных бумаг – в

«Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

В американском же законодательстве, напротив, дается и определение

андеррайтера и регламентирована его деятельность (подробнее об этом

написано в Главе 2)

Однако стоит отменить, что в Инструкциях ЦБ РФ об андеррайтинге

упоминается. В частности, в Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. №

110-И указывается, что «обязательства выкупить ценные бумаги эмитента,

вытекающие из выполнения банком функции андеррайтера в отношении

корпоративных ценных бумаг» относятся к финансовым инструментам со

средним риском; а в Инструкции Банка России от 10 марта 2006 года № 128-И

«О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями

на территории Российской Федерации (с последующими изменениями и

дополнениями)» понятие «андеррайтер» встречается дважды: андеррайтер

предстает посредником при размещении ценных бумаг кредитной

организации.

В настоящее время все условия размещения обговариваются в договорной

форме непосредственно между эмитентом и синдикатом андеррайтеров. Такая

форма не дает твердых гарантий качества исполнения работ и эмитенту

приходится в основном полагаться на доброе имя и деловой авторитет

андеррайтеров.

 

К началу 2003 г. входящие в СРО НФА крупнейшие андеррайтеры -

банки и инвесткомпании - поставили вопрос о необходимости упорядочивания

правил делового оборота и выработки профессиональных стандартов в области

организации и подготовки эмиссий. В результате авторской группой под

руководством докт. экон. наук, профессора Я.М. Миркина был подготовлен

«Стандарт деятельности по андеррайтингу и предоставления других услуг,

связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг».

Среди целей, достижению которых должен способствовать Стандарт,

можно выделить стандартизацию терминологии и процедур, обеспечение

рационального порядка размещения ценных бумаг и справедливого механизма

ценообразования на первичном рынке, снижение рисков и разрешение

конфликтов интересов при выпуске и размещении, защиту прав и законных

интересов лиц, участвующих в IPO, соблюдение приоритета интересов клиентов

(инвесторов) и др.

В рамках СРО НФА для целей развития андеррайтинга в России был

создан Клуб андеррайтеров. Основная задача деятельности Клуба –

налаживание взаимовыгодного контакта организаций членов НФА с

предприятиями-эмитентами – потенциальными клиентами банков, определение

причин, препятствующих эффективной работе предприятия с банком, поиск

возможных вариантов взаимодействия в рамках вывода промышленных

предприятий на фондовый рынок. Разработка стандартов и методических

материалов по андеррайтингу, в частности, Стандарт, рассмотренный выше.

Неразвитость законодательной базы приводит к увеличению рисков

эмитента, которому приходится в основном полагаться на доброе имя и деловой

авторитет андеррайтеров. Все условия фиксируются в договоре андеррайтинга,

поэтому к нему нужно относиться с особой серьёзностью.

 

 

Андеррайтинг и другие услуги по размещению ценных бумаг должны

выполняться с соблюдением правил, стандартов и рекомендаций, утвержденных

ФСФР, Банком России, другими правомочными органами государственной

власти по надлежащему осуществлению брокерской и дилерской деятельности,

по предупреждению конфликтов интересов и разрешению их в пользу клиентов,

по предотвращению манипулирования ценами и использования инсайдерской

информации. При изменении законодательства необходимо учитывать как

сложившуюся практику размещения акций в России, так и зарубежный опыт,

для того чтобы принимаемые нормы максимально отвечали потребностям

рынка.

Широко обсуждался вопрос о потребности рынка в создании Закона об

андеррайтинге. Возможно, на сегодняшний день нет необходимости отдельного

Закона, ведь все же андеррайтинг, несмотря на свою значимость, лишь часть

процесса эмиссии ценных бумаг. Однако сложно оспаривать необходимость

добавления понятия андеррайтинга в ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также в

«Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

Также представляется целесообразным закрепить «Стандарт деятельности

по андеррайтингу и предоставления других услуг, связанных с размещением

эмиссионных ценных бумаг» СРО НФА на законодательном уровне.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.