Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Из «Сокровищницы» свт. Кирилла





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

И если Дух, всё ведущий и всё могущий исследовать, приемлет [эту способность] от Сына, ибо Он, - говорит [Спаситель], - от Моего возьмёт, то как будет не знать Слово, подающее [это] знающему всё Духу?

 

Восприми же также и отсюда правильные понятия о Святом Духе, дабы тебе узнать сущего от сущности Спасителевой и не чуждого единого Божества. Ибо [Павел], открыв [нам] Духа Самого Бога, тут же называет Его и Духом Христовым, показывая, что все отличительные свойства Отца переходят на рожденного из Него по природе Сына.

 

- то Он не к рабам и не к творениям причтён, но, скорее всего, от природы облечён достоинством Божественной сущности, существуя в ней, и ею чрез Сына подаваем святым,

 

Ибо как сущий из сущности подающего Его святым, т.е. Христа,

 

,естественно (φυσικος) распространяющимся от Отца чрез Сына на способных Его принять,

 

Но поскольку Сын по природе является Жизнью, и животворит Дух, Им подаваемый, то необходимо исповедовать Его [происходящим] из сущности Сына и Бога и имеющего всю Его силу и действие, подобно тому, как и испарение поднимается от воды и своим охлаждающим действием свидетельствует о самой природе испускающего его [вещества].

 

но зовёт Его именем «Господь», как из Негои в Нём сущего.

 

И перстом Он называет здесь Духа Святого, неким образом выросший (εκπεφυκος) из Божественной сущности и по природе к ней подвешенный (φυσικως αυτης εκκρεμαμενον), как и палец [растёт и свисает] из человеческой руки. Ибо мышцёй и десницей Божией божественные Писания называют Сына, по сказанному: «Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу». И паки: «Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой». Следовательно, как мышца по природе вписывается в целое тело, совершая всё, что заблагорассудится рассудку, а помазывает обыкновенно, пользуясь для этого пальцем, так и Слово Божие мы понимаем из Него и в Нём по природе гармонично, так сказать, укоренённым, а в Сыне природно и сущностно распространяющегося от Отца Духа, Которым Он всех, помазывая, освящяет. Таким образом, Дух показывается не чуждым и не устранённым от Божественной природы, но из неё и в ней по природе сущим, подобно тому, как и телесный палец – в руке, будучи единоприроден ей; и сама рука, опять же, в теле, являясь не иносущной по отношению к нему.

 

Значит, Богом является Дух, по природе пребывающий в Сыне от Отца и обладающий всей Его энергией. Слово же было способным к победе [над диаволом] благодаря Духу, как помазанное той же силой и сущностно имеющее в Себе Его, противостоящего дьяволу в пустыне, а в Галилее – соделывающего знамения. Ибо все свойства Отца чрез Сына [присутствуют] в Духе.

 

Итак, коль скоро Дух Святый восполняет пришествие Отца и, равным образом, Сына, то как же не будет очевидно, что Он не отделён от Божественной сущности, но из неё по природе испускается, имея [в Себе] всю энергию Отца и Сына? И о том, что Дух посылается святым от Отца чрез Сына, свидетельствует сам Спаситель, говорящий…

 

, что Дух Святой не чужд сущности Сына, но [существует] в Нём и из Него, и является как бы некоей природной энергией, способной исполнять всё, что пожелает.

 

Ибо не несовершенным показуя Духа, Спаситель говорит это о Нём, но, скорее, чтобы известить слушающих, что, будучи Его сущности, [Дух] не иное что глаголати имать, как то, что Он Сам изволяет.

 

Поэтому [Христос] и утверждает, что Дух ничего же от Себе глаголати имать, и едва ли не говорит: «Это Я снова говорю», - подобно тому, как и сущий в человеке ум сказал бы об исходящем от него слове: «От себя не скажет ничего, но будет говорить то, что услышит». И, конечно, никто не назовёт несовершенным это обычное устное человеческое слово из-за того, что оно прежде формируется в уме и изводит [наружу] взятые от него [смыслы]. Ибо природное единство моментально помещает в нём то, что [взято] оттуда. Примерно так надлежит мыслить и о Святом Духе. Ибо, будучи Умом Христовым, [Дух] говорит с учениками обо всём, что в Нём, не по некоей собственной воле или по изволению, чуждому Тому, в Котором и из Которого Он говорит, но как по природе происходящий из Его сущности и имеющий [в Себе] всё Его произволение, как и действие.

 

О том, что Святой Дух – из сущности Отца и Сына

 

И так, коль скоро Дух Святой, оказываясь в нас, показывает нас сообразными Богу, а происходит (πρόεισι) Он и от Отца, и от Сына, то очевидно, что Он – Божественной сущности, сущностно в ней [пребывая] и из неё исходя, как, безусловно, и исходящее из человеческого тела дыхание, хотя этот пример и ничтожен, и не достоин предмета, ибо Бог всё превосходит.

 

Так что из сущности Сына Дух, являющийся неким, так казать, качеством господствующего над всеми Бога.

 

Итак, коль скоро Слово есть Свет Истинный, Дух Святой возсиявает, то всячески необходимо признавать сущим от сущности Слова и Дух, которым Оно просвещяет всякого человека, простирая, словно некий луч собственной природы, воссияние Духа.

 

Итак, когда законополагает Христос, законополагает и сам Дух, как в Нём и из Него по природе сущий.

 

Следовательно, если знамения и чудеса чрез Павла совершает Христос силою Духа Святого, то Дух Святой есть некая природная и живая энергия и, так сказать, качество Божества Сына. Если же так, то как будет творением То, Что по природе [существует] в Боге и от Бога?

 

,то необходимо исповедовать, что Дух – той же сущности, что и Сын, как из него по природе существующий и Им посылаемый к твари совершать [её] обновление, и являющийся исполнением Святой Троицы.

 

А если вселившееся и обитающее в нас есть Дух, и чрез Него – Христос, то, значит, Святой Дух – это Его сила. Если же так, то как будет творением присущее по природе Сыну. Ибо тогда впору называть сложным не имеющего в Себе никакой двойственности Бога Слова, состоящим из сотворённой природы и также из собственной. А если это абсурдно, то Дух – не тварный и не созданный, но [сущий] из не постижимой и Божественной сущности, как её сила и природная энергия.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.