Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Значение и место машиностроения в экономике Казахстана



Машиностроение крупнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, охватывающая многие взаимосвязанные производства. По уровню развития машиностроения можно судить об общем уровне экономического развития.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего, от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих.

В наши дни машиностроение – это свыше 200 крупных и средних предприятий, в нм занято 12% работников промышленности. Но доля в выпуске продукции составляет всего 4%. В Казахстане, с небольшим внутренним рынком невозможно развивать все отрасли машиностроения. Стоит задача выбрать самые важные и перспективные.

Из множества отраслей современного машиностроения в Казахстане получило развитие тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, электротехническое машиностроение, приборостроение, транспортное машиностроение, станкостроение.

Для географии производства машиностроительной продукции РК характерен высокий уровень территориальной концентрации. Свыше 2/5 всей продукции дают три главных маш-ных центра – Астана, Алматы и У-Каменогорск. Машиностроение имеет сложную отраслевую структуру. В нем выделяется несколько групп отраслей. На размещение машиностроительных предприятий влияют различные факторы6 сырьевой, потребительский, транспортный, обеспечения трудовыми ресурсами, фактор научности, специализации икооперирования

Заводы тяжелого машиностроения тяготеют к районам развития тяжелой индустрии и представлены Алматинским, Карагандинским и Петропавловским заводом тяжелого машиностроения. Алматинский завод тяжелого машиностроения в прежние времена по праву называли флагманом тяжелого машиностроения республики, выпускавший прокатные и волочильные станы в десятки стран мира. Карагандинский завод тяжелого машиностроения АО «Каргормаш» выпускает горно-шахтное оборудование: автоматизированные буровые машины, самоходные краны, горные комбайны. АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» располагает производственными мощностями по выпуску оборудования для нефтегазового комплекса, бурильные установки с грузоподъемностью до 200 тонн (МБУ). ОАО «ЗИКСТО» выпускает автоцистерны для ОАО « Узеньмунайгаз». Усть-Каменогорский «Востокмаш» выпускает машины и оборудование для предприятий цветной металлургии и электроэнергетики, в городе Кентау работает экскаваторный завод (ОАО «Экскаватор»), выпускающий серию многофункциональных машин, отвечающих современным требованиям.

Станкостроение производит станки-автоматы, литейное оборудование и инструменты и представлено Шымкентским заводом пресс-автоматов (прессы - автоматы, фрикционные прессы, прессы для производства камышитовых плит), Алматинским станкостроительным заводом, заводом «Поршень».

В Казахстане традиционно развито сельскохозяйственное машиностроение. Ее центрами были Павлодар, Астана и Кызылорда. Сокращение спроса на с/х технику в период перехода к рынку поставило эту отрасль в тяжелое положение. Прекратили существование огромные заводы – Павлодарский тракторный, «Казсельмаш» и «Целинсельмаш» в Астане и др. Новые центры сложились в Семе, где проводят сборку белорусских тракторов, и в Костанае, где выпускают зерноуборочные комбайны «Енисей» в тесной кооперации с белорусскими (двигатели) и российскими компаниями.

Завод «Актобесельмаш» выпускает сельскохозяйственные орудия. Петропавловский завод МЛД производит широкозахватные прицепные валковые жатки, на ОАО «ЗИКСТО» тракторные прицепы «2 ПТС-6, сенокосилки, лущильники с захватом 5, 10, 15 и 20 метров.

Электротехническое машиностроение производит электрооборудование и располагается в городах с квалифицированными трудовыми кадрами. Эта отрасль представлена в Актобе - завод по производству рентгеновской аппаратуры (АО «Актоберентген»), Алматы – низковольтная аппаратура, э/счетчики, э/щиты. В Усть-Каменогорске - конденсаторный завод, Семипалатинске - кабельный завод (АО «Казахкабель»), Талдыкоргане - аккумуляторный завод, Кентау - трансформаторный завод, Шымкенте - завод «Электроаппарат» выпускающий высоковольтную аппаратуру, Алматы - АО «Рембыттехника» производящее поливочные и пескоразбрасывающие машины. В Павлодаре «Казэнергокабель» выпускает более 3000 наименований кабельно-проводниковой продукции.

Приборостроение получило развитие в Усть-Каменогорске, где производят машины для регулирования сложных технологических процессов, в Кокшетау - АО «Приборостроительный завод» - весы товарные на тензодатчиках, весы торговые циферблатные, а также электронные, здесь же АО «Тыныс» по изготовлению инструментов общехирургического назначения.

Железнодорожное машиностроение в Астане, выпуск тепловозов с участием компании General Elektrik(США), в Атбасаре завод по выпуску электровозов. Небольшие (маневровые) тепловозы для формирования ж/д составов выпускают в г. Шу (Жамбылская область). Центром производства грузовых вагонов стал – Экибастуз. И все же транспортное машиностроение не получило достаточного развития до настоящего времени.

Автомобилестроения: В Восточном Казахстане реконструкция Усть-Каменогорского автосборочного завода и монтаж финского оборудования позволило наладить сборку автомобилей ВАЗ. Автосборочный цех на предприятии АО «Азия-Авто» был запущен в 2002 году. Он тесно сотрудничает с атомобильными концернами России («АвтоВаз»), Германии («Фольксваген»), Республикой Корея, выпуская из готовых машинных комплектов легковые автомобили «Нива», «Шкода», «Шевроле», «Киа». Другое предприятие работает в Костанае («Агромаш Холдинг»), где собирают не только легковые авто корейской марки, но и грузовые авто («Камазы). В Семее сборка автобусов «Дэу».

К машиностроению относятся, кроме того, предприятия оборонно-промышленного комплекса» Центры оборонного машиностроения: Семей (бронетанковая техника), Уральск (военные катера, системы связи для ВС), Астана (боевые вертолеты), Петропавловск (ракетные системы залпового огня «Найза»).

Проблемы: мало заводов выпускающей готовую продукцию, а только детали (подетальная специализация); было много предприятии ВПК, с конверсией вынуждены на переход к выпуску гражданской продукции; только сборочные производства; низкая конкурентоспособность казахстанской продукции связанная с использованием материалов, ввозимых из России и др. стран СНГ, большие расходы на транспортировку и в итоге высокая стоимость конечного продукта

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.