Административно-территориальное деление – это совокупность административно-территориальных единиц различного уровня и ранга, иерархически соподчиненных, выделенных по определенной методике и выполняющих в соответствии с действующим законодательством определенные властные функции и полномочия.
Для благоприятных условий жизнедеятельности населения государственными органами управления необходимо обеспечивать рациональное административно- территориальное устройство (АТУ). Одним из основополагающих понятий, раскрываемых сущность АТУ страны, является административно-территориальное деление.
В Казахстане принята трехзвенная система административно-территориального устройства – область, район, округ. Ее основу составляет 14 областей. Область, район, округ – три главных звена АТД. Административными единицами являются, кроме того, города. Особое место среди них занимают Астана и Алматы – города республиканского значения.
В административно – территориальном отношении Республика Казахстан подразделяется на 14 областей, на ее территории насчитывается 86 городов, в том числе 41 из них республиканского и областного подчинения, 168 районов, 163 поселка и 7194 аулов (сел). В экономическом районировании выделяют 5 социально-экономических районов: Северный, Центральный, Южный, Западный и Восточный Казахстан.
Соседство с Россией, Китаем и странами Центральной Азии, с которыми издавна сложились историко-экономические отношения, прохождение через территорию трансевроазиатских транспортных магистралей, установление после обретения независимости торгово-экономических отношений с более 182 государствами существенно улучшили ЭГП Казахстана.
В экономико-географическом отношении республика обладает следующими преимуществами:
1. Граничит с экономически развитыми странами (Китай, Россия) и странами Центральной Азии с орошаемым земледелием (Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан).
2. Межстрановое положение РК и прохождение по его территории транзитной транспортной сети играют связывающую роль.
3. Большая часть территории в рельефе выражена равнинами.
4. Обладает значительными запасами минеральных ресурсов.
Для оценки ЭГП страны необходимо определить водные пути и связывающие возможности сухопутных транспортных связей. ЭГП республики в евразийском пространстве обуславливает необходимость создания единой транспортной системы транспортных и коммуникационных связей. Наша страна я/я мостом м/у Европой, обладающая развитыми технологиями, и Азией, богатой природными ресурсами. С расширением м/н торговых связей м/у Европой и Азией на территории Казахстана формируются грузовые ж/д транспортные коридоры, Для республики велико значение таких транспортных коридоров, как «запад – восток» (Китай – Казахстан – Россия – Европа), «север – юг» (Россия, Санкт-Петербург – Казахстан, порт Актау – Иран, Персидский залив – Индия), !Европа – Кавказ – Азия» (Европа – Азербайджан, Баку – Казахстан, порт Актау – Достык (Китай). В 2014 году завершилось строительство м/н автомобильной магистрали Западная Европа – Западный Китай.