Предмет курса - риторика как теоретическая и практическая дисциплина. Важность риторики в контексте культурологического и, шире, гуманитарного образования определяется тремя основными параметрами:
1) риторика представляет собой определенное культурное отражение глобального идеоречевого феномена «мысль-слово»;
2) риторика является рефлексивным слоем (на уровне теории и практики) сферы речевой коммуникации;
3) риторика – одна из существенных составляющих ментального плана всей европейской культуры.
Исходя из важности риторики в общем цикле гуманитарной человеческой деятельности, эта дисциплина должна занять одно из важнейших мест в подготовке студента-культуролога.
Теоретическое умение распознавать риторические ходы мысли и слова в самых разных формах коммуникации (в том числе не только вербальной, но и, например, визуальной) способствует критическому подходу к феноменам культуры, позволяет вырабатывать специфическую профессиональную культурологическую рефлексию относительно форм и способов коммуникации.
Прикладное значение риторики в подготовке студента-культуролога, как и любого гуманитария, определяется необходимостью практического овладения различными коммуникативными стратегиями, устными и письменными жанрами в разных коммуникативных ситуациях.
Основная цель курса риторики – содействие тому, чтобы студенты усвоили целостность риторической парадигмы культуры как систему внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных теоретических и практических компонентов.
Задачикурса определяются внутренним содержанием самой риторической парадигмы и могут быгь разделены на два блока.
I. Задачи, связанные с теоретическим и практическим усвоением риторики как одного из основных феноменов идеоречевой деятельности человека:
- прояснение базовой связи содержание-выражение (означаемое-означающее) в контексте акта коммуникации;
– теоретическое усвоение сущности основных коммуникативных стратегий (включая автокоммуникацию) как речевого оформления парадигматических «жанров сознания» (М.М.Бахтин);
- практическое овладение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу.
II. Задачи, связанные с историко-культурным аспектом бытования риторической парадигмы:
- создание целостного представления об исторических и социокультурных предпосылках возникновения «риторической ментальности» в европейской культуре;
- осознание специфики основных исторических этапов развития риторики как отражения динамики европейской культуры;
- усвоение историко-культурных связей риторики как отдельной дисциплины с философией, наукой, литературой и т.д.
Необходимо выделить следующие требования к уровню освоения содержания курса.
Теоретические требования: знать основные этапы развития риторики в европейской культуре, в особенности специфику античной риторики. Знать риторическую терминологию античности, основные разделы античной риторики, риторические фигуры и тропы.
Практические требования: Уметь выявлять в письменном тексте примененные автором риторические приемы; уметь распознавать разные виды коммуникативных стратегий в речевой практике; уметь составить и произнести речь определенного жанра в моделируемой коммуникативной ситуации.
Вопрос 4. Классификация красноречия. Функции, формы, жанры речей.
Судебное красноречие.
Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов.
Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции
Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.
Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей .над «смыслом жизни».
Функции речи
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Формы речи
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды
* устную (диалогическую и монологическую) и* письменную.
Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.
Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение
Вопрос 5. История судебного красноречия: этапы, общая характеристика.
История судебного красноречия. — Из государств древнего мира особенное значение для истори С. красноречия имеют Афины и Рим. В Афинах С. красноречие достигло высокой степени развития благодаря свободному политическому устройству и существованию народных судов (гелиасты). Первоначально судебные ораторы (логографы) только приготовляли речи, а произносить их должны были стороны, так как по законам Солона каждый афинянин должен был сам защищать свое дело. Постепенно этот порядок был оставлен, и судебные ораторы получили право выступать в суде лично, сначала в качестве друзей тяжущегося.
Судебные речи греческих и римских ораторов заслуживают изучения как по изяществу внешней формы, так и по богатству содержания. В них дается образцовое изложение дела, доказательства подвергаются всесторонней оценке, употребляются все известные ораторские средства, служащие для того, чтобы повлиять на судей. Впоследствии, в эпоху упадка, С. красноречие в Риме утратило свои преимущества. В период империи адвокатам не было надобности увлекать и убеждать; форум опустел, судебные заседания перешли в закрытые, недоступные для посторонних помещения; народных судей сменили чиновники. Соответственно этому от адвокатов стало требоваться, главным образом, не ораторское искусство, а практическая ловкость, связи и богатства. С. красноречие выродилось в бессодержательное и цветистое фразерство.