Слова хранятся в нашей памяти и называют предметы, явления, действия, признаки. Но чтобы выразить с их помощью свою мысль, мы должны не просто подобрать нужные слова, но особым образом их организовать: распределить между ними роли, установить, что чему подчиняется и что за что отвечает, приспособить слова друг к другу, соответствующим образом изменив их формы. Причем не как придется, а одним из типовых способов, предписанных языком. Делать это умеет каждый, кто говорит на каком-нибудь языке. А вот разобраться, как мы это делаем и почему именно так — очень непросто. Правила, по которым слова связываются между собой и создают новые единства, например, словосочетания и предложения, изучает синтаксис
Благодаря разнообразным синтаксическим связям нам удается проделать путь от хранящихся в нашей памяти слов к живому общению, к высказыванию и тексту. Основные вехи этого пути — словосочетание, предложение, сложное предложение — и есть основные единицы синтаксиса. Система синтаксиса устроена иерархически, т.е. каждая следующая единица сложнее предыдущей и создается на основе единиц предшествующего уровня.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
В синтаксисе выделяют две части:
Ø учение о словосочетании, которое рассматривает типы синтаксических отношений между словами и разновидности подчинительных словосочетаний;
Ø учение о предложении , которое излагает законы построения простых и сложных предложений.
Словосочетанием называют сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Слова в словосочетании связаны по типу подчинительной связи: согласования, управления, примыкания. Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.
Ø служит строительным материалом предложения, входит в его состав;
Ø словосочетание служит основным элементом текста через предложение.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом».
Предложение — это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности*, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
(*ирреальный [лат. irrealisj - нереальный, не существующий в действительности).
Основная функция предложения — коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное.
В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения служат для сообщения.
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
!!!Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение.
Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией — повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными.
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.