Бессоюзное сложное предложение– это сложное предложение, части которого соединяются на основе определенных семантических отношений без посредства союзов.
Обычно классификацию бессоюзных сложных предложений проводят на основе семантико-синтаксических функций предложений. Выделяют:
Ø предложения, выражающие отношения перечисления одновременных событий или событий, последовательно сменяющих друг друга: Падает снег, светит солнце, Лошадь тронулась, колокольчик зазвенел, кибитка покатилась;
Ø предложения, выражающие отношения сопоставления: Ты мой – я твоя;
Ø предложения, выражающие отношения обусловленности: Любишь кататься – люби и саночки возить;
Ø предложения, выражающие отношения причинного обоснования: Мне грустно: ты так далеко;
Ø предложения, выражающие отношения следствия и результат: Мне грустно – никуда не хочу идти;
Ø предложения, выражающие отношения разъяснительно-объектные: Я тебе скажу: ты хороший человек, в данных предложениях как будто пропущен глагол восприятия или говорения;
Ø предложения, выражающие отношения пояснения: Там одна суета: все куда-то бегут сломя голову.
Употребление БСП дает автору возможность выразить различные смысловые отношения: соединительные с указанием на одновременность происходящего, временные, причинно-следственные; нарисовать картину эмоционально, динамично.
БСП отличается живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также ёмкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения.
Диалог
Диалог- форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
В художественной литературе диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа.
Цитированный диалог выполняет несколько функций:
Ø во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом;
Ø в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, "мораль" повести, которая в изложении от автора могла бы показаться излишне нравоучительной.
Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он - средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.