Здесь у нас также в сноске на 51 странице говорится: «Сказал имам Исхакъ ибн Рахауей: «Когда Амр ибн Динар говорит: «Я застал людей и обладателей знания, на протяжении 70 лет я их видел, и все они говорят:«Коран является словами Аллаха, от Него начались и к Нему вернутся». Говорит Исхакъ ибн Рахауей: «Застал ’Амр ибн Динар одних из самых благородных сподвижников Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), и всех, которые участвовали при Бадре; а также застал мухаджиров, застал ансаров, как, например, Джабир ибн АбдиЛлях, Абу Саид аль Худри, АбдуЛлах ибн Амр ибн Аср, АбдуЛлах ибн Аббас, АбдуЛлах ибн Зубейр; а также застал имамов из таби’инов (рахматуЛлахи ’алейхим». Говорит Исхакъ ибн Рахауей: «На этом мнении прожили свою жизнь имамы начала этой уммы первых веков, и никто не спорил о том, что Коран не является сотворенным. То есть эти слова, о том, Амр ибн Динар застал столько-то людей.
رواه محمد بن جرير بن يزيد الفقيه و هبة الله بن الحسن بن منصور الحافظ الطبريان في كتاب "السنة" لهما.
.«Передает Мухаммад ибн Джарир ибн Язид аль Факъих, а также ХибатуЛлах ибн Хасан ибн Мансур аль хафиз ат-Табария в книге «АсСунна». Оба они были из Табаристана. Они предали это от Амр ибн Динара в книге, которая называется «ас-Сунна». То есть у каждого из этих двоих была книга, которая называлась «ас-Сунна», и оба они предали в ней это сообщение от Амра ибн Динара.
قد أدرك عمرو بن دينار أبا هريرة و ابن عباس و ابن عمر.
«Застал Амр ибн Динар Абу Хурейру. А также ибн Аббаса, а также ибн Умара».Эти слова Амр ибн Динара автор привел для того, чтобы показать, что все имамы первых поколений были на том, что Коран не сотворен, пришел к нам от Аллаха Всевышнего. Всевышний его высказал и к Нему он вернется.
و احتج أحمد على ذلك.
«А в довод привел имам Ахмад на это»На что Коран не сотворен.
بأن الله كلم موسى فكان الكلام من الله و الاستماع من موسى و بقوله عز و جل:
То, что Всевышний разговаривал с Мусой, пришел этот разговор от Всевышнего Аллаха, а Муса слушал,
و بقوله عز و جل:
А также использовал в довод слова Всевышнего:
"وَلَكِنْ حَقَّ الْقَوْلُ مِنِّي"(السجدة: 13).
«Но сбылось слово от Меня». Это говорит о том, что слова приходят от Всевышнего Аллаха, соответственно КалямуЛлах (Слова Аллаха) не являются сотворенными, так как это из Его Атрибутов, а Атрибут Творца не бывает сотворенным.
و روى الترمذي من رواية خباب بن الأرت أن النبي (صلى الله عليه السلام) قال:
«Передает имам ат-Тирмизи со слов сподвижника Хаббаба ибн Арата о том, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал:
"إنكم لن تتقربوا إلى الله بأفضل مما خرج منه".
«Вы не сможете приблизиться к Всевышнему Аллаху лучшим чем то, что вышло из Него». Это означает приблизиться к Аллаху чтением Корана.
يعني القرآن.
То есть Коран».
Этот иснад от Хаббаба ибн Арата от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссалям) является слабым, но является хорошим с его слов. Установлено, что это слова самого Хаббаба ибн Арата, а не слова Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), Приведены эти слова здесь, чтобы показать, что сподвижник сказал: «Вы не сможете приблизиться к Всевышнему Аллаху лучшим чем то, что вышло из Него», а значит Коран (калямуЛлах) вышел из Всевышнего Аллаха, соответственно он не сотворен, так как один из Атрибутов Всевышнего. На этом завершим разъяснение блока о том, что слова Всевышнего Аллаха не сотворены.
Следующий блок:
و نعتقد أن الحروف المكتوبة و الأصوات المسموعة عين كلام الله لا حكاية و لا عبارة.
И мы имеем убеждение о том, что буквы, написанные у нас в мусхафе, а также голоса, которые мы слышим от чтеца Корана - это и есть слова Всевышнего Аллаха, а не всего лишь пересказ или высказывание книги Всевышнего Аллаха».
АбдульГани аль Макдиси привел это, потому что мазхаб ашаритов и кулябитов на том, что Всевышний Аллах не высказал Коран. Они подтверждают, что Всевышний Аллах разговаривает, но они говорят, что Всевышний не так разговаривает, что у этих слов есть буквы, и ты можешь это услышать. Они говорят: «Он говорит слова про Себя, у Него есть слова. Он их держит в Себе, но не высказывает их, а когда хочет донести Свои слова до кого-либо, то внушает эти слова Джибрилю», просто внушает. Не так, что Всевышний их произносит, Джибриль их слышит и заучивает, и передает посланникам. Нет. Говорят ашариты, что слова Всевышнего Аллаха, это не те слова, которые высказываются. Всевышний держит их в Себе и не высказывает вслух. Они говорят, что Его слова это что-то смысловое, единое. Это не предложение, состоящее из пяти слов, а говорят, это всего лишь одно единое целое, которое не состоит из отдельных букв и звуков и так далее. Они считают, что Его слова просто одна единая масса, которую Он внушает Джибрилю, и если Джибриль выскажет эту массу на арабском языке, то это будет Коран. Если выскажет на еврейском языке, то это будет Таурат. Если выскажет еще на каком-то Забур будет. Они не говорят, что Коран - это одни слова, а Таурат - это другие слова. Нет. Они говорят, что это единая масса даже не слов, а просто единая масса какая-то, которую Всевышний Аллах не высказывает вслух, а просто внушает Джибрилю внушением. Потом Джибриль пересказывает эти слова Всевышнего Аллаха, и в зависимости от того, на каком языке он пересказывает, то и получится. Если перескажет на арабском, то Коран, если на еврейском, то Таурат и так далее. Исходя из этого, ашариты говорят: «Мы подтверждаем то, что Всевышний разговаривает». Но они не подтверждают то, что Всевышний разговаривает так, как это подтверждают ахлю сунна, они подтверждают это по-своему. Поэтому если увидите, что ашариты подтверждают сыфатуль Калям, знайте, что они подтверждают не так, как подтверждают ахлю сунна.
Исходя из этого, Джибриль, перенимая слова (когда к нему переходят слова внушением), затем он их произносит - это КалямуЛлах или нет? Они говорят, что это не калямуЛлах, а пересказ слов Аллаха, высказывание их, но это не слова Аллаха. Получается у них то, что Коран сотворен, потому что они говорят, что это не слова Аллаха, а слова Джибриля, который высказывает Коран после того, как он был ему внушен внушением.
А куллябиты говорят, что Джибриль рассказывает о словах Аллаха, то есть он передает не сами слова Аллаха, а рассказывает о словах Аллаха. Ашариты говорят, что он высказывает слова Аллаха, а куллябиты говорят «рассказывает о словах Аллаха». Поэтому они не говорят, что Коран калямуЛлах. Одни говорят, это высказывание со слов Аллаха, а другие говорят, что Коран - это пересказ слов Аллаха, но не сами слова Аллаха. Это мазхаб ашаритов и куллябитов.
И здесь очень легко запомнить то, что слово «‘ибара» употребляют «аша’риты». В слове ашарит есть «’айн» и «ра», в слове «‘ибара» тоже есть «’айн» и «ра», поэтому можно сказать, что у ашаритов мазхаб «‘ибара». У куллябитов есть буква «каф» и в слове «хикая» есть буква кяф. Так можно запомнить о том, что куллябиты говорят о том, что Коран «хикая».
Некоторые говорят, что Всевышний Аллах вообще ничего Джибрилю не предавал. Якобы Джибриль просто смотрит в хранимую скрижаль, выучивает слова Аллаха, потом пересказывает слова Аллаха, это и есть хикая, рассказ о словах Аллаха, вычитанных из хранимой скрижали.
Поэтому говорит хафиз Абдульгани аль Макдиси:
و نعتقد أن الحروف المكتوبة و الأصوات المسموعة عين كلام الله لا حكاية و لا عبارة.
И мы имеем убеждение о том, что буквы, написанные у нас в мусхафе, а также голоса, которые мы слышим от чтеца Корана - это и есть слова Всевышнего Аллаха, а не всего лишь пересказ или высказывание книги Всевышнего Аллаха».
Нет, это и есть слова Всевышнего Аллаха (субхана уа Тааля). Поэтому ашариты в книгах о грамматике арабского языка пытаются доказать, что «калям» в арабском языке – это не только звук и буквы, а это также и «ишара» – указание. Например, если ты кому-то указал, головой махнул сверху вниз - это означает «да». Если махнул, справа налево значит - «нет». Если указал пальцем, значит «иди». Если помахал рукой, значит «иди сюда». Это они говорят для того, чтобы доказать, что слова Аллаха, это не то, что высказывается вслух и пишется буквами. Потому что слова в арабском языке - это не только слова и буквы и звуки, это еще указание молчаливое. Так они говорят. Если у тебя есть что-то внутри, что ты хочешь сказать, но ты не выговариваешь это словом, а просто указываешь человеку, а он тебя понял и он сделал, то есть это тоже, они говорят, в арабском языке называется «калям», как будто ты высказался. Для того, чтобы доказать, что слова Всевышнего Аллаха, когда Всевышний говорит про себя, что Он говорит. Они говорят не имеется в виду говорит буквами, словами, звуками, имеется в виду - он держит это у Себя а потом, внушает просто (как бы дает это понять, то есть как ты даешь понять, показав рукой кому-то на что-то). И правильно сказать, что «ишара» в арабском языке не называется «калям» - словом, хоть это пришло в некоторых книгах по грамматике арабского языка. На самом деле «ишара» (указание) – это то, что несет смысл слова. Если что-то выскажешь, человек поймет, что ты хочешь ему сказать. Если ты ему укажешь, человек тоже поймет, что ты хочешь ему сказать, но в этом случае то, что ты сделал, называется «такаллюн» (переговорил). Во втором случае действие не называется «такаллюн», потому что ты с ним не переговорил, а называется это «ишара». Ты ему указал. Поэтому указание в арабском языке не называется словом, не называется «каллям», не называется разговором, а называется тем, что несет за собой результат разговора. В обоих случаях человек понимает, что ты хочешь высказать из того, что у тебя внутри. Ашариты пытаются даже в грамматику принести свою.
АбдульГани аль Макдиси приводит доказательство того, что Коран состоит из букв, потому что состоит из слов, а слова состоят из букв:
قال الله عز و جل: "الم ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِين"" (البقرة: 1-2)