2. Пропаганда книг (списки рекомендуемой литературы, выставка книг-новинок или книг на определенные темы, отзывы о книгах в стенгазете, пропаганда книг библиотекарем и т.д.).
3. Индивидуальная помощь и повседневный контроль: беседы с учащимися о книгах, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, знакомство с домашней библиотекой учащихся, просмотр записей о прочитанных книгах и т.д.
4. Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, рукописный журнал, встречи с писателями и учителями литературы старших классов, литературные экскурсии.
5. Запись в библиотеку.
6. Учет прочитанного:
а) просмотр читательских формуляров;
б) читательские дневники: начальный этап: Ф.И. автора, название книги; основной этап: Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании.
в) запись о книгах на карточках;г) устные формы (индивидуальные беседы). Виды работы на уроках внеклассного чтения
Основными являются 3 формы работы:
1. рассказывание;
2. рецензирование (устные и письменные отзывы о прочитанных книгах);
3. уроки пропаганды книги (следует использовать нечасто).
Во внеклассное время:
1. организация классной библиотеки, составление списка-каталога, картотеки;
2. составление учителем списка книг для внеклассного чтения;
3. устройство выставки книг-новинок или книг на определенную тему;
4. читательские конференции;
5. беглые беседы учителя с учащимися о прочитанных книгах в перемену или после уроков:
o рассказать, о чем читал;
o пересказать эпизод;
o ответить на вопросы по содержанию;
6. организация различных литературных игр (литературные загадки, викторины, игры в рифмы и т.д.);
7. детские литературные утренники;
8. коллективное чтение книг во внеурочное время.
2. Основные виды учебных материалов на подготовительном этапе обучения чтению:
Основной учебный материал для обучения младших школьников чтению – это детские книги со сказками, загадками, рассказами, так как цель обучения чтению – умение видеть за книгой собеседника, выбирать себе собеседника и самостоятельно беседовать с ним, слушая, запоминая, представляя, воображая и оценивая как его, так и свои собственные возможности и особенности.
Эти книги должны отбираться к урокам чтения в строгом соответствии со следующими требованиями:
1. Разнообразие занятий по тематике, жанру, эмоциональной направленности.
2. Объем книги от 8 страниц книг большого формата.
3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (тематический сборник), но при условии, что фамилии авторов даны под произведениями, а не на обложке, или сборник народных сказок.
4. Оформление обложки типовое, т.е. основные надписи (фамилия автора и заглавие книги) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.
5. Произведения для чтения вслух – художественные, доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы.
Первоклассники осваивают на подготовительном этапе:
1. Правила самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух. Освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее, чем по двум из этих показателей.
2. Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка. Рекомендательный плакат.
3. Основные понятия, которые должны быть усвоены в ходе практической деятельности с книгой, без объяснения: рисунок, (иллюстрация), переплет, обложка, надписи, страницы, заглавие, фамилия автора.
4. Понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник, темы чтения, книжная выставка.
3 Основные структуры уроков обучения чтению на подготовительном этапе.
На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые» произведения; ввести детей в доступный круг чтения.
Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).
Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).
На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения, затем произведение читается вслух учителем, после чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено.
Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и внутри книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу; о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям.
Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения». Дети еще не умеют читать, поэтому домашнего задания по чтению книг они не получают. Занятие заканчивается рекомендацией учителя просмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия.
На этом этапе обучения учитель впервые учит ребенка ориентироваться в книге, поэтому учебный материал для занятий не может быть отобран произвольно:
- используется детская художественная книга объемом 8-16 страниц в «типовом оформлении», т.е. на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте;
- для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.
- учитель отбирает учебный материал, готовит детей к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; демонстрирует образец рассматривания книги, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время.
- ученики должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, запомнить нужные действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время.
Как известно, результаты обучения зависят от того, насколько учителю удалось обеспечить и соблюсти одновременность и органическое единство трех аспектов подготовки читателей: а) продвижения в приобретении навыка правильного, беглого, выразительного и сознательного раскодирования текста; б) продвижение в обдумывании произведения – до чтения, в процессе чтения и после чтения – для полноценного осмысления и воссоздания содержания прочитанного, в) продвижения в формировании интереса к чтению как личностно значимой деятельности общения с собеседником-книгой по собственному выбору.
Такая целостность подготовки читателей достигается в период обучения грамоте при реализации учителем двух типовых структур уроков обучения чтению:
1. Структура первая – комбинированная. Урок комбинированной структуры состоит из двух частей. Первая часть урока – это аналитико-синтетическая работа детей со звуками, буквами, слогами и словами, т.е. отработка техники и навыка чтения на букварном материале , минимальное время работы – 10-15 минут.
Вторая часть урока – это занятие внеклассным чтением. Минимальное время работы – 18-23 минуты. Эта часть урока складывается из пяти компонентов: 1) предшествующая чтению вслух краткая подготовка детей к восприятию учебного материала.(2-3 минуты)
2) выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения (3-7 минут);
3) коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 минут)
4) рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания по внешним признакам: иллюстрации, надписи на обложке (3-4 мин)
5) рекомендации к возможной самостоятельной деятельности учащихся (1 мин).
2. Вторая основная структура урока чтения в период обучения детей грамоте, или «урок по букварю», призвана отрабатывать все читательские умения, доступные им в момент проведения занятия.
Эта структура реализуется ежедневно (кроме описанного выше комбинированного урока) и состоит из 5 компонентов:
1). Чтение детьми гласных и работа со слоговой таблицей.
2). Работа по выделению из слов согласных звуков для изучения и обозначения их буквами.
3). Чтение слогов с выделенной согласной и изученными гласными, дополнение слогов до слов. Подбор слов с изученными согласными.
4). Работа со страницей или разворотом Букваря
5). Проверка усвоения изученного материала путем отыскания его на странице учебной книги.