Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выдвигаются новые учебные задачи:

- учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения,

- тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги.

В уроке внеклассного чтения, который на начальном этапе проводится 1 раз в неделю два обучающих центра:

1) выполнение упражнений по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставленных у доски (подробнее об упражнениях (задачах) по ориентированию в книгах см.: Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения, - М., 1979.-С. 12);

2) самостоятельное рассматривание и чтение незнакомой книги по теме урока.

Начальный этап — это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.

В течение каждого из этапов читательской подготовки учащиеся под руководством учителя должны освоить следующее содержание обучения.

Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8—30 страниц с усложненным оформлением. Дифференциация тематики чтения по жанрам. Произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов. Произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

Приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2—4) до чтения. Восприятие и воспроизведение произведения из самостоятельно прочитанной книги с опорой на иллюстрации. Сопоставление этого произведения (книги) с другими известными произведениями (книгами) по сходству, контрасту и т. д. Освоение закономерной связи: книга — тема, книга — автор, книга — жанр.

Виды библиотечно-библиографической помощи:усложненный рекомендательный плакат. Книжная выставка — авторская и тематическая, картотека обложек.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: название книги (заглавие, фамилия автора), переплет, корешок, оглавление (содержание).

Понятия, которые будут углубляться: сборник — авторский и тематический, темы чтения, картотека, карточка (на книгу).

На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень их активности.

В первой части урока дети коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг; выбирают по двум параметрам книгу для чтения вслух учителем; слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении.

Во второй части урока - самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги; принимают участие в беседе о прочитанном; по желанию во внеурочное время выполняют рекомендации учителя относительно чтения-рассматривания книг по теме следующего урока.

Домашнее задание на начальном этапе не задается, так как вся обязательная деятельность с книгой должна протекать под наблюдением учителя, а самостоятельная – только по желанию.

Подбор учебного материала к уроку на начальном этапе остается заботой учителя. Учитель составляет книжную выставку, которая будет основой тренировочных упражнений по ориентировке в книгах; наблюдает и изучает, как дети предварительно знакомятся с книгой и самостоятельно ее читают; оказывает индивидуальную помощь детям при самостоятельной работе с книгой.

Меняются требования и к учебному материалу. Для коллективной работы под руководством учителя привлекаются книги с осложненным оформлением: с графически осложненным начертанием надписей; с дополнительными надписями на первой странице обложки; с отсутствием надписей на первой странице обложки; с несколькими фамилиями авторов на обложке; с непривычным расположением надписей на обложке и т.п.

На начальном этапе в качестве учебного материала используется детская художественная, научно-художественная и научно-познавательная книга по разным темам и разных жанров.

Для самостоятельного чтения-рассматривания учебным материалом является книга в типовом оформлении объемом 8-30 страниц. Следует обратить внимание и на другие параметры: величина шрифта должна быть не менее 4,5 мм; бумага белая, плотная; поля должны составлять 40-50% площади страницы; в книге должно быть много иллюстраций, занимающих 75% страницы; длина строки - 80 126 мм, не более. Выполнение этих условий связано с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к процессу чтения. Для организации самостоятельной работы с книгами учитель должен иметь в классе несколько комплектов книг-коллективок: наборов книг одинакового издания по количеству учеников в классе.

На подготовительном и начальном этапах обучения учитель может в качестве библиотечно-библиографической помощи использовать рекомендательные плакаты, на которых изображены книги детского круга чтения: на подготовительном этапе - по теме прошедшего занятия, на начальном - по теме следующего урока.

Кроме того, в классе организовывается постоянная выставка книг: на подготовительном этапе - это одна книга, рассмотренная на занятии; на начальном этапе после урока на выставке появляются две книги: прочитанная учителем и та, которую дети читали самостоятельно. На начальном этапе в «Уголке чтения» книги расставляются детьми по темам. Могут быть организованы авторские и тематические выставки, а также составлена картотека обложек прочитанных книг.

На начальном этапе обучения рекомендуется следующая структура урока внеклассного чтения:

· Решение задач по ориентировке в книгах — до 5 минут

· Чтение учителем художественного произве­дения вслух - до 7 минут

· Беседа-рассуждение о прочитанном — до 5 минут

· Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, — до 5 минут

· Чтение учащимися названного учителем про­изведения про себя — до 10-12 минут

· Выявление и оценка качества самостоя­тельного чтения-рассматривания книги — до 7-10 минут

· Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю —1-2 минуты.

Анализируя предложенную типовую структуру урока внеклассного чтения, Н.Н. Светловская предлагает обратить внимание на ряд ведущих обстоятельств:

Во-первых, максимум учебного времени на уроке, до 35—36 минут, отведен теперь для самостоятельной деятель­ности учащихся с детскими книгами под более или менее явным наблюдением учителя.

Во-вторых, из структуры урока исчезло коллективное рассматривание новых книг после их прочтения: оно заменено коллективным и индивидуальным рассматриванием книг, предваряющим их чтение вслух или про себя.

В-третьих, отпала необходимость в традиционной подготовительной работе к восприятию содержания урока, так как теперь сами книги, а не учитель, «говорят» детям, о чем пойдет речь на уроке. Книги, предложенные учителем, дети читают самостоятельно, а учитель лишь руководит процессом познания и оценивает его ход и результаты.

2. Основные условия успешного формирования учащихся как читателей на начальном этапе чтения:

- неукоснительное соблюдение методики организации деятельности учащихся, наблюдения за ней и ее корректировка;

- рекомендуется выставлять эти книги или часть книг (в зависимости от цели обучения) у доски и приучать детей рассматривать книги до урока, в перемену.

- на уроке для индивидуального самостоятельного чтения-рассматривания надо предлагать учащимся (всем и каждому) одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение. Для этого в классе к каждому уроку должны быть приготовлены «коллективки», т. е. предназначенные детям семи-восьми лет книги одинакового названия, содержания и оформления из расчета одна книга на одного ученика;

- как только детская книга оказывается перед ребенком на парте, он, не дожидаясь никакой дополнительной команды, может и должен сразу же приступать к работе: рассмотреть, перелистать книгу, предположительно по внешним приметам определить, о чем ему предстоит читать, по оглавлению найти нужное произведение, прочесть заглавие, настроиться на чтение и затем тихо, не мешая соседу по парте, самостоятельно читать произведение, стараясь его понять;

- на каждом уроке внеклассного чтения на этом этапе обучения учитель последовательно приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг, с которыми класс работает на уроке: фамилию автора на первой строке и заглавие произведения или книги на второй строке, отступая от края, примерно под третьей буквой фамилии автора.

Образец записи:

Лев Кассиль.

Твои защитники.

- индивидуальную дозировку задания, относящегося не к части рассматривания книги, а к части ее самостоятельного чтения, предпочтительнее осуществлять заранее, один-два раза объяснив детям, какие пометки будут делаться в тексте и какие дополнительные средства (конверты с заданиями, карточки, запись на доске) станут применяться учителем. Однако можно давать индивидуальные задания отдельным учащимся и по ходу самостоятельной работы, но тихо, не привлекая внимания остальных детей;

- в начале обучения, читая про себя в соответствии с индивидуальной дозировкой задания, дети (конечно, шепотом или полушепотом) проговаривают прочитанное. К концу полугодия необходимость в индивидуальных заданиях обычно отпадает, так как за 10—12 минут после рассматривания книги любой ребенок дочитывает отмеченное произведение до конца;

- никогда, ни при каких условиях чтение-рассматривание учащимися «коллективки» не начинается коллективной работой. Дети, получив книгу в свое распоряжение, действуют с ней индивидуально и самостоятельно, читают ее про себя. Перечитывание вслух произведения, которое дети читали и рассматривали на уроке внеклассного чтения самостоятельно, допускается только в том случае, когда весь класс выражает горячее желание послушать понравившееся произведение еще раз.

- непременное условие перечитывания на уроке внеклассного чтения таково: перечитывание проводится в завершение беседы о прочитанном и ни в коем случае не предшествует ей.Выборочное индивидуальноечтение текста вслух в процессе беседы по прочитанному — это обязательный элемент работы с детской книгой, прием, позволяющий ребенку подтвердить доказательность высказываемых им соображений при обсуждении;

- с того момента, когда учащийся получил книгу, с которой должен самостоятельно познакомиться, и до тех пор, пока отведенные для этого 10—15 минут не истекли, учитель внимательно наблюдает за работой класса и выявляет особенности работы отдельных учащихся, уровень достижений, характер ошибок и о своих наблюдениях непременно сообщает учащимся после окончания самостоятельной работы. В деятельность отдельных детей учитель вмешивается по ходу работы в самых крайних случаях, если дети просят его об этом (поднимают руку, обращаются с вопросом и т. п.).

- корректировку деятельности учащихся с книгой учитель осуществляет путем организации беседы-дискуссии, беседы-рассуждения, в основе которой лежат либо текст произведения, либо книжные иллюстрации к тексту, либо то и другое одновременно.

Таким образом, основными условиями успешного формирования учащихся как читателей на начальном этапе внеклассного чтения являются следующие:

1) самостоятельная работа учащихся с детской;

2) чтение учителем вслух;

3) самостоятельная читательская деятельность учащихся с новыми детскими книгами во внеурочное время продолжает оставаться желательной, но не обязательной;

4) читательских труд учащихся должен сочетаться с чувством внутреннего удовлетворения от похвалы за старание.

При организации урока внеклассного чтения учителю важно соблюдать ряд методических требований:

1) выставлять книги или часть книг (в зависимости от цели обучения) у доски и приучать детей рассматривать книги до урока;

2) предлагать учащимся (всем и каждому) одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение;

3) учитель приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг, с которыми класс работает на уроке;

4) индивидуальную дозировку задания, относящегося к части самостоятельного чтения, осуществлять заранее;

5) дети книгу читают про себя; выборочное индивидуальное чтение текста вслух в процессе беседы по прочитанному — обязательный элемент работы с детской книгой;

6) учитель должен выступать лишь в роли внимательного наблюдателя за работой класса;

7) корректировку деятельности учащихся с книгой учитель осуществляет главным образом путем организации беседы-дискуссии, беседы-рассуждения, в основе которой лежат либо текст произведения, либо книжные иллюстрации к тексту, либо то и другое одновременно.

Особенности детских литературных произведений, используемых на начальном этапе обучения чтению

Начинающему читателю предназначаются книги трех основных типов:

— книга, содержащая одно произведение одного автора;

— книга, содержащая несколько произведений одного автора;

— книга, содержащая произведения разных авторов.

На уроке внеклассного чтения используются следующие типовые издания: книжки-игрушки, в том числе и фигурные, книжка-театр, книжки-раскраски, книжки-раскладушки, книжки-картинки и т. п.

Основные требования к отбору детских книг. Важным в методике обучения детей самостоятельному чтению является комплекс требований к отбору детских книг. Основные требования к отбору детских книг в качестве учебного материала для уроков внеклассного чтения — это требования количественные и качественные. Количественные требования:

Подготовительный этап — одна новая детская книга на каждое занятие.

Начальный этап — группа книг (от двух до пяти в зависимости от цели); при этом две книги читаются и рассматриваются на уроке, а остальные даются детям в ознакомительном плане.

Основной этап — группа книг (10-12 и более), которыми, учитывая реальные возможности школы, класса, может быть представлено творчество того или иного писателя или тема чтения.

Заключительный этап — круг чтения без ограничения, представленный не только книгами, но и карточками на прочитанные детьми книги, выписками из книг; обязательна детская справочная литература по теме (одна-две книги) и периодика (газеты, журналы).

Опыт работы учителей показывает, что при правильной организации занятий (при соблюдении методики работы и строгом выполнении программы) формирование читательского кругозора младших школьников происходит весьма интенсивно и характеризуется следующими данными:

Этапы обучения Контингент учащихся
Дети, обучающиеся с семи лет Дети, обучающиеся с шести лет
Количество книг, освоенных каждым ребенком
За этап обучения За все время обучения За этап обучения За все время
Подготовительный Начальный Основной Заключительный 12-15 45 90 100 12-15 60 150 250 35-40 80 50 125 35-40 120 175 300

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.