Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОСНОВНОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика основного этапа обучения чтению

Этап формирования младших школьников-читателей на 2-3 (1-3) и 3-4 (1-4) называется основным, так как обеспечивает устойчивость умений, навыков, привычек, определяющих становление у учащихся основы квалифицированной читательской деятельности, а именно: интереса к книге как собеседнику, к литературным произведениям как к искусству слова и к процессу самостоятельного выбора и чтения книг как возможности заинтересованного участия в беседе путем правильного, сознательного, выразительного и беглого озвучивания и восприятия «чужой» письменной речи.

Задача нового этапа - приучить их к мысли о том, что они способны эффективно работать с книгой и текстом литературного произведения без наблюдения учителя, и задать им необходимые для этого привычки и опыт. Это задача заключительного периода обучения чтению, точно так же как и задача приохотить детей ставить перед собой вопрос почему. Вопрос почему - примета заключительного периода основного этапа начальной читательской подготовки учащихся и показатель готовности детей к освоению литературы.

Таким образом, цель основного этапа начальной читательской подготовки - формирование у детей желания и умения читать доступные им книги по собственному выбору для того, чтобы лучше осознать себя и окружающий мир;

отработка два основных аспекта: первый - это формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора подходящего для себя собеседника и совершенствование механизма чтения «чужой» письменной речи на таком уровне, когда он не ограничивает этого выбора и не мешает адекватности восприятия «чужой» письменной речи. Этот аспект становится главным в первый период основного этапа обучения, т.е. во II или в III классе - в зависимости от системы.

Аспект второй – формирование базы для использования умения обращаться к книгам, выбирать их и читать с целью самообразования в тех областях знания, где ребенок ощущает их недостаточность для себя и пробует компенсировать эту недостаточность путем самостоятельного чтения, проверяя его эффективность в последующей беседе с учителем и товарищами не только на уроках чтения, но и на уроках по всем другим предметам начального обучения.

3. Особенности структурирования учебного материала и его освоения на основном этапе обучения чтении. Учебный материал к урокам на основном этапе обучения в целом остается прежним и включает в себя, во-первых, круг доступных детям книг, во-вторых, все основные разновидности литературных произведений, которые дети в состоянии с пользой для себя освоить, и в третьих, - все виды помощи ребенку-читателю.

Детские книги к началу основного этапа обучения чтению в целом младшими школьниками тоже освоены. Главная задача учителя - сделать так, чтобы дети с его помощью восхитились многообразием литературных произведений и в меру своих сил приняли, осознали и «присвоили» их богатства.

При работе с литературными произведениями на основном этапе обучения все прежние вопросы (о чем? кто? что именно? как рассказал мне? и как я к этому отношусь?) сохраняют свое значение. Центральный вопрос, к которому постепенно учитель должен подводить учащихся - это вопрос почему: почему именно этот автор или эти авторы говорят со мной об этом? Почему из всех этих авторов мне хочется выбрать и слушать далеко не всех, а совершенно определенных, одних или других, хотя они говорят о том же, о чем рассказывают и их коллеги? Почему об одних явлениях и сторонах действительности я могу читать часами, забывая обо всем окружающем, а о других мне читать менее интересно, а иногда и вовсе не хочется?

Весь учебный материал для основного этапа обучения чтению структурируется в это время по двум периодам:

1-й период совпадает с годом обучения (2I или 3 класс в зависимости от системы обучения), но может укорачиваться или удлиняться в связи с конкретными условиями учебно-воспитательного процесса и возможностями учащихся. В это время в круг чтения детей должны войти как русская, так и переводная (зарубежная) детская книга, художественная и научно-популярная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц - только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения - для самостоятельного чтения дома). При планировании уроков чтения надо предусмотреть пропорциональное чередование коротких, но специфических по видо-жанровой разновидности и стилю литературных произведений и крупнообъемных произведений для освоения в классе под руководством учителя. В результате дети должны привыкнуть читать любое крупнообъемное произведение сразу столь же тщательно в отношении внимания к его словесной ткани, как и произведение короткое.

Весь круг доступного детям чтения сразу же упорядочивается при освоении по следующим линиям связей: автор-книги, автор-темы, автор-жанры. Другими словами, дети должны теперь без труда по памяти называть прочитанные ими книги, допустим, С. Я. Маршака или Б.С.Житкова. Они легко отвечают на вопросы: «О чем пишет Маршак?» ( О героях, о детях, о разных людях.) «А Житков?» (И о детях, и о героях, и о труде, и о машинах, и о вещах, и о животных.) Или «Что пишет С. Я. Маршак?» (Сказки, рассказы в стихах, баллады...) «А Б..С.Житков?» (Рассказы в прозе.) и т.п.

Среди приемов самостоятельной читательской деятельности для младших школьников в первый период данного этапа обучения акцент необходимо сделать на способность запоминать и воссоздавать образы-персонажи, а также сюжет по эпизодам, картинам или понятия, представления и логику мысли автора, особенно если идет о научно-популярной литературе. Среди видов библиотечно-библиографической помощи учащиеся осваивают рекомендательный список (учатся осознанно читать заданный учителем или книгой список и составлять собственный рекомендательный список из четырех-пяти названий), а также умение прочитать и понять описание книги, представленное на карточке, и составить такое о писание на заинтересовавшую ребенка и доступную ему книгу.

2-ой, заключительный период основного этапа охватывает III или IV класс в зависимости от принятой системы (1-3 или 1 -4). В это время доступный круг чтения младших школьников интенсивно пополняется научно-познавательной и справочной литературой. У детей формируется также представление о сходстве и различии видов периодической печати для начинающих читателей. желательно познакомиться с литературными произведениями, написанными на документальной основе, с автобиографическими повестями о жизни замечательных людей и с книгами о писателях.

Систематизировать круг чтения на основе связей: темы-автор, тема-книги, жанр-книги, жанр-авторы, вопрос-тип книги, из которой можно получить достоверный и удовлетворяющий читателя ответ. Например, кто пишет о природе и отношении к ней человека? - Е.Чарушин, В.Чаплина, Л.Дуров, Г.Снегирев, Н.Н.Сладков, Б.Житков, Э.Шим, В.Бианки.

В заключительный период этого этапа обучения чтению основной учебный материал составляют крупнообъемные произведения. Некоторые из них читаются в течение двух-трех недель, иногда всю четверть (например, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»). Под руководством учителя учащиеся делают первые шаги в сопоставлении однотемных произведений, написанных, с одной стороны, в стихах, - с другой, - в прозе (басни И.А.Крылова и Л.Н.Толстого); увлекаются сопоставлением текстов былин в пересказах – и в оригинале и т.д. и т.п.

Дети учатся оценивать авторские рассуждения и отступления; у них постепенно формируется интерес к родному слову вообще и к авторам литературных произведений - создателям особого, нового мира с помощью слова. Они привыкают задавать себе, товарищам и учителю вопросы, без ответа на которые читать литературное произведение доказывается неинтересно.

4. Способы и приемы работы с литературным произведением на основном этапе обучения чтению:

- учитель постоянно упражняет детей в громком и молчаливом чтении литературных произведений, причем организует такое чтение как в классе, под его наблюдением, так и дома;

Учителю, готовящемуся к беседе с детьми по изучаемому литературному произведению, надо соблюдать логику его осмысления и оценки: если это короткие стихотворения, то лучшее - приучать детей, произвольно включая воображение, возбуждать внутреннюю наглядность и вызывать ассоциации на основе уже имеющегося у них жизненного опыта и ранее полученных знаний: Многократное перечитывание таких произведений, вариативность их интонирования и заучивание наизусть - это основа работы с ними в начальной школе, потому что только начитанность и знание детьми наизусть хотя бы минимального количества небольших стихотворных произведений (не менее 10-15) позволит заинтересовать детей анализом изобразительно-выразительных средств, которые используют авторы, создавшие такие произведения.

На любом уроке основного этапа обучения чтению необходимо выделять от 5 до 10 минут для того, чтобы совершенствовать навык и технику чтения детей. упражнения:

- самостоятельная фиксация детьми при чтении непонятных слов и выражений; их объяснение с помощью справочной литературы

- нахождение при чтении слов и выражений, близких, но не адекватных по значению тем словам, которые заданы учителем на доске или на карточке;

- нахождение при молчаливом просмотре нового текста, например, самых длинных слов; или слов, называющих чувства; или называющих действия, и т.п.;

- нахождение в читаемом тексте при его молчаливом просмотре слов с определенным сочетанием гласных или согласных по заданной учителем схеме, например: ___чн___ ___жи___ и т. п.

Система уроков чтения

Уроки внеклассного чтения в предпоследнем классе начальной школы проводятся 1 раз в неделю, а на завершающем этапе - 1 раз в две недели. В уроке основного этапа - три обучающих центра, каждый из которых выполняет свою роль:

1) самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;

2) обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе по книгам привлекаются все дети;

3) расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель.

Завершается урок сообщением домашнего задания, вывешиванием в «Уголке чтения» рекомендательного списка книг по теме, разъяснением цели чтения и ориентиров поиска книг по теме. Давая домашнее задание, учитель должен быть уверен, что в библиотеках, которыми пользуются дети, они найдут книги по объявленной теме. Постоянную книжную выставку в классе дети организовывают самостоятельно из книг, прочитанных по темам уроков, а также составляют картотеку и каталог классной библиотеки.

На основном этапе в работе с детьми могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, викторины, конкурсы. Полезно в «Уголке чтения» иметь конверты-карманы: «О чем ты хочешь узнать?»; «О чем ты можешь (собираешься) рассказать на следующем уроке внеклассного чтения?». Такой порядок обеспечивает обратную связь и ориентирует учителя в подготовке уроков внеклассного чтения.

5. Типология уроков внеклассного чтения

В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения). Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач.

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

7. Беседа на уроках внеклассного чтения используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендации новых: Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, несложные ответы, на привлечение дополнительных сведений - из жизни, из других книг.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний. [5]

Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.

Занятие подготовительного этапа имеет такую структуру:

1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей (или сформировать) реальные представления, на основе которых будет строиться образная система произведения (2-3 мин).

2. Выразительное чтение учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).

3. Воссоздание прослушанного произведения, размышления по поводу прослушанного произведения (4-6 мин).

4. Рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин).

5. Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с книгами, которые есть в классе или дома. Вывешивание рекомендательного плаката по теме прошедшего занятия (1 мин).

Урок начального этапа. Его структура:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).

2. Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 мин).

3- Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин);

4. Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 мин).

5. Чтение учащимися названного произведения про себя (10-12 мин).

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения -рассматривания книги (7-10 мин).

7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю, вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1-2 мин).

Урок основного этапа включает:

1. Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин).

2. Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20 -25 мин).

3. Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин).

4. Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг (2-3 мин).

Урок знакомства с периодической печатью проводится на основном этапе. Структура такого урока не отличается от типовой, однако привычная беседа-обсуждение прочитанного имеет некоторую специфику. Детям на уроке предлагается рассмотреть и почитать незнакомый (любой) номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.

Должны уметь:

- ставить для себя цель обращения к книгам;

- обращаться к библиотечно-библиографической помощи;

- пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;

-выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги;

- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной цели;

- осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;

- соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.