1. Историзм в русской архитектуре второй половины XIX в. и проблема стиля. Национально-романтические тенденции и обращение к русской архитектурной традиции. Проекты и деревянные постройки В.А. Гартмана и И.П. Ропета: поиск цельного пространственного решения и динамики образа. Трансформация образцов и слияние объемов в Храме Воскресения Словущего А.А. Парланда. "Памятник гренадерам, павшим под Плевной" и здание Исторического музея В.О. Шервуда: свободное использование архитектурных элементов, объемно-пластическое решение фасада, динамичная композиция, романтический образ. "Псевдорусский" и "неорусский" стиль: путь от эклектики к стилю модерн. Архитектурные проекты художников В.М. Васнецова (Цветковская и Третьяковская галереи) и С.В. Малютина (дом П.Н. Перцова). Постройки А.С. Каминского (Третьяковские ворота, дом С.М. Третьякова), Н.И. Поздеева (дом Н.В. Игумнова), Н.В. Султанова (храм в Новом Петергофе), В.А. и Г.А. Косяковых (собор в Кронштадте). Неорусский стиль в творчестве В.А. Покровского. 2. Рационалистические тенденции в инженерно-строительном творчестве конца XIX века и формирование нового стиля. Конструкции инженера В.Г. Шухова. Исторические обстоятельства возникновения нового стиля: тяга к красоте, урбанизация, развитие требований к градостроительному искусству. Влияние западноевропейской архитектуры. Основные черты стиля модерн: свободная объемно-пространственная композиция, асимметрия, органические формы, синтез искусств. Художественное решение различных типов построек: доходный дом, особняк, гостиница, вокзал, магазин, банк, производственный комплекс, конторское здание, театр, православные и иные храмы. Роль заказчика и творческий вклад архитектора. 3. Архитектура петербургского модерна: лаконизм образа, скандинавские влияния, ренессансные мотивы. Постройки Ф.И. Лидваля: дом Лидваль, дом Толстого, Азово-Донской банк. Архитекторы петербургского модерна: А.Ф. Бубырь, Н.В. Васильев, Э.Ф. Виррих, С.С. Кричинский. Архитектура московского модерна: богатство форм, продолжение древнерусских традиций, многообразие стилизаций. Творчество Л.Н. Кекушева: от барочных форм к пластическим линиям модерна. Богадельня имени Геер, дом Исакова, собственный дом, особняк Миндовского. Архитектурные принципы Ф.О. Шехтеля: объемно-пластическое решение здания, организация постройки вокруг центрального ядра, ритмическое применение изобразительных мотивов, соединение классических архитектурных и природных форм. Особняки З.Г. Морозовой, С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской, здание Московского Художественного театра. Деревянные выставочные здания в неорусском стиле и вокзал Северной железной дороги. Рационализм и неоклассицизм в творчестве Шехтеля: здание типографии "Утро России", Московского Купеческого общества. Московские архитекторы модерна: И.П. Машков, Г.И. Макаев, С.У. Соловьев, И.С. Кузнецов. 4. Неоклассические тенденции в архитектуре 1910-х годов: ретроспективизм, "целесообразный" модерн и протофункционализм. Стремление к представительной архитектурной форме и идеальным ансамблям. Возврат к наследию античности и Ренессанса. Музей Старого Петербурга (1907) и "Историческая выставка архитектуры" (1911): новые эстетические ориентиры молодых архитекторов. Повышение роли эскизного проекта и градостроительной концепции. Творчество И.А. Фомина: особняк А.А. Половцова на Каменном острове, проект "Новый Петербург". Петербургские ансамбли В.А. Щуко. Неоклассицизм в Москве. Собственный дом Ф.О. Шехтеля на Большой Садовой (1909): начало нового стиля. Работы А.В. Щусева, А.В. Жолтовского, А.И. Таманяна, И.А. Иванова-Шица. Общественные здания Москвы эпохи неоклассицизма: Брянский вокзал в Москве (И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский), Музей изящных искусств (Р.И. Клейн), Народный университет имени А.Л. Шанявского (И.А. Иванов-Шиц). 5. Региональные особенности архитектуры 1890 — 1910-х годов. Архитектура модерна и неоклассицизма в крупных промышленных городах Европейской России: Нижний Новгород, Казань, Саратов, Самара, Пенза, Астрахань, Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Архитектура модерна в городах Урала и Сибири: Тюмень, Красноярск, Тобольск. "Деревянный модерн" (Кимры, Самара, Тобольск): обновленный стилистический вариант народной архитектуры. Фабричная архитектура и фабричные поселки (Тверь, Иваново, Шуя). Заказные работы и образцы столичного стиля в провинциальных городах (проекты фон Гогена для Пензы, Покровского для Нижнего Новгорода, Щусева для усадебных ансамблей России и Украины).