Одилон Редон (1840-1916) - французский художник - один из самых загадочных мастеров французского символизма. Его живопись была более утонченной, более целеустремленной и убедительной, чем у его предшественников. Под влиянием гравера Р. Бредена он целиком посвящает себя графике. В тринадцатилетнем возрасте поселяется в Париже и первые десять лет посвящает познанию окружающего мира и своей души. Учился у Жанна Леона Жерома и считался слабым учеником из-за склонности к воображаемым образам, что не приветствовалось в кругу импрессионистов. Он находит другого учителя, который оценил его склонность. Первые персональные выставки Редона в 1881 и в 1882 годах привлекают к нему внимание С. Малларме и Ж.-К. Гюисманса. Творчество художника становится наиболее ярким примером символизма. Сам он считал, что его работы относятся к выразительному, суггестивному, неопределенному искусству, которое вызывает мечтания и озарения. В картинах Редона нет литературных символов, но тем не менее на близость его искусства поэзии символизма указывали еще его современники. Посредством образа-символа Редон вызывает в нашем сознании то, что существует, вероятно, в тайниках нашей души, чему, порой, мы не можем найти объяснения. Сам Редон любил сравнивать свои произведение с музыкой, которые, подобно ей, переносят нас в зыбкий мир неопределенного. В его картинах явственно чувствуется желание автора противопоставить идеал реальности, воплотить в произведении некую неизведанную тайну, передать мистическое настроение. В его творчестве фантастическое всегда просвечивает сквозь обыденную реальность: растение превращается в лицо, шар становится глазом и т.п. Оригинальность художника в том, что он заставил существа неправдоподобные жить по человеческим законам правдоподобия.
Необыкновенное преподносится с чрезвычайной серьезностью: ухмыляется паук (Улыбающийся паук, 1881), цветок превращается в лицо Пьеро (Болотный цветок, 1885). Образ рождается в подсознании, становясь воплощением грезы (Ворон, 1882 - иллюстрация к стихотворению Э. По). Во всех этих образах - полные глубокого смысла вопросы, отражение владевшей художником в юности тоски. С начала 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника. Им восхищаются П. Гоген и художники группы Наби. Выполненные в технике пастели религиозные композиции (Христос Святого Сердца, 1895; Будда, 1905): состояние медитации, золотистое сияние света, размытость красочных пятен. Мистическое настроение ощущается и в пастели Ночь и день (1908-1911), которая была создана в тот период, когда художник трудился над декоративным циклом для аббатства Фонфруад. Несколькими годами ранее была написана другая пастель Профиль женщины в окне (1903-1908), напоминающая средневековый витраж. Художник оставляет зрителю право вольной трактовки образов, вызывает желание познать обольщение неизвестного, подойти к пределам мысли. Его умение говорить недомолвками сродни задачам, которые ставили перед собой литераторы. В обеих картинах Редон изображает цветы, которые как символ красоты были вообще излюбленным мотивом символистов: в них изначально заложено невыразимое и тайное. Цветы выступают у художника в качестве некоего понятия, как сложившийся образ-символ, как признак поэтического созерцания мастера. Чистые, яркие краски, которыми написаны пастели, по своей выразительности напоминают стилистику поэзии Артюра Рембо. Редон умело совмещает яркий локальный цвет своих картин с тончайшей дымкой, которой подернуты изображения, при этом он никогда не умаляет значения линии. В соединении четкого контура и размытого цвета художник создает ощущение точного и неясного одновременно. Женские профили, уподобленные Редоном маскам, даются как бы погруженными в себя, в состоянии нирваны, унося зрителя в утонченную сферу грез и сновидений. Любимая символистами тема молчания, сна придает работам Редона двойное бытие, являясь своеобразным средством интуитивного познания мира в его философском понимании, способом постижения сокровенных тайн. Пессимизм юности отступает, и мир, где господствовала темнота, озаряется яркими красками (Букет цветов,1912). Но даже в прекрасных натюрмортах художника остается что-то ирреальное и зыбкое.
Наряду с цветами, женскими профилями устойчивым мотивом редоновского искусства было кряжистое дерево, использованное художником в картине Весна (ок.1910). Древний символ, часто воспринимавшийся как знак вечно обновляющейся природы и бессмертия, в сочетании с цветами и обнаженной женской фигурой, превратился в утонченный эстетизированный художественный образ, который оказывается сродни высказыванию Мориса Метерлинка, писавшего, что деревья и цветы дают пример всех великих душевных движений - должного сопротивления, мирной отваги, порыва вверх, скромной важности, молчаливой победы и постоянства. Писатели не остались равнодушными к творчеству Редона: Мирбо отмечал, что ни один художник не открыл столь светозарных далеких и мучительных горизонтов таинственного. Высоко ценил художественные и философские качества работ живописца и крупнейший поэт-символист Стефан Малларме. Подобно Малларме, Редон сделал целью своего искусства суггестию, считая ее исключительным правом художника. Неслучайно в Орфее (1903) художник создал образ поэта всех времен и народов. Его мучают и не понимают и начинают обожать после смерти. На картине изображена отсеченная голова Орфея, продолжающая петь и после смерти – символ бессмертия искусства. До конца своей жизни О. Редон остается мастером фантазии и вымысла, воплощавшем в своем творчестве грезу в чистом виде.