Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИСКУССТВЕ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие русского изобразительного искусства конца ХIХ - начала ХХ века - путь от:

- воссоздания традиций передвижников до создания нового мифотворчества,
- осознания необходимости обновления художественного языка,
- обогащения искусства новыми идеями.

Русскому художественному творчеству данного периода характерно постепенное преодоление свойственного реализму принципа непосредственного изображения окружающего мира, обретение нового метода, с помощью которого художники преображали видимый мир: сокращение повествовательного момента, замена развернутого сюжета бессобытийным мотивом, сосредоточенность на выражении собственных чувств и погружение в созерцание, театрализация действительности, с помощью возрождения мифологического мышления и т.п.

Русские художники-символисты, так же как и западноевропейские, предлагали заменить все реально существующее тайными знаками и шифрами вечных вневременных идей, призванных интуитивно постичь искусство, что выражалось в их картинах причудливыми линиями и красками, отдаленно напоминающими реальное. Персонажами картин также являлись фантастические, выдуманные существа. Эти тенденции затем легли в основу стиля модерн, так как символизм предшествовал модерну, являясь его питательной средой.

Стилистика нового живописного метода была ярко выражена в творчестве таких русских художников рубежа ХIХ-ХХ веков как М. Врубель, Н. Рерих, В. Борисов - Мусатов и группа Голубая роза. Их творчество - начало новой художественной эстетики ХХ века.

 

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - художник-символист, с юности испытывавший интерес к литературе и философии. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета. В 1880 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где обучался под руководством П. Чистякова. Ранним работам художника свойственна склонность к импровизации, фрагментарность, погоня за ускользающим мгновением (Натурщица в обстановке Ренессанса.1883).

В 1884 году по приглашению А. Прахова. он уезжает в Киев для реставрационных и монументальных работ. Врубель реставрирует купол Софийского собора и работает над росписями и иконостасом Кирилловской церкви. Однако стиль художника, экзальтированность его героев противоречит имперсональному стилю византийской живописи (Сошествие Святого Духа на апостолов, 1884). В 1884-1885 гг. - поездка в Венецию, где у художника возникает интерес к живописи кватроченто. В его стиле появляется типичный для врубелевского героя взгляд - застывший, словно окаменевший, передающий отчаянную решимость или безысходность (например, в эскизе для Богоматери (1882-1885). Богоматерь с младенцем (1884-1885) - евангельский персонаж, наделенный чертами современного человека). В эскизах росписей для Владимирского собора заметно новое понимание Врубелем монументальности церковного образа: попытка разгадать тайну смерти, прием остановки движения, паузы, молчания, ощущения трагичности на грани безысходности.

После поездки в Италию художник обретает новое чувство цвета (Девочка на фоне персидского ковра, 1886): живописный декоративизм и орнаментальная ритмичность, программная содержательность цветового строя работы, ставящая художественный образ на грань идеально-фантастического, литературные реминисценции (созвучие с лермонтовской Бэлой).

Возникновение темы Демона. В его работе Гамлет и Офелия (1889) гамлетовская тема звучит через призму темы Демона - встреча рефлектирующего сумрачного интеллекта с безмятежной женственностью. Иллюстрирование Героя нашего времени и Демона М. Лермонтова: Портрет военного (Печорин на диване) (1889) - Печорин - земная ипостась Демона. Голова Демона на фоне гор (1890-1891) - образ Демона, обуреваемого сомнениями и жаждой познания. Скульптурная Голова Демона (1890) – Демон отверженный и ожесточенный, проклинающий и проклятый.

В 1890 году Врубель переезжает в Москву, где возобновляет знакомства с В. Серовым, К. Коровиным, сближается с С. Мамонтовым. Появление в творчестве художника третьей ипостаси Демона - печального, задумчивого, но лишенного озлобленности (Демон сидящий, 1890): исполин с могучим телом, в котором видится, однако, бессилие усталого опустошенного человека. Он устал от зла, но добро ему незнакомо. Бессмертный, он не имеет будущего. Всезнающий и вездесущий, он не имеет равных себе и лишен выбора. На картине Демон, заломив руки, восседает в холодной, бесконечной пустыне. Это уже скорбный дух, разочарованная душа, страдающая в могучем теле. Демон - это сам художник, мятежный и страстный, протестующий и трагически переживающий крушение иллюзий.

Его полотна приобретают особый врубелевский стиль и поражают гармонией и контрастом. Действительность превращается им в фантазию. Форма Врубеля объемна и огранена подобно самоцветам. Его нервный и резкий мазок создает своего рода живописную мозаику, созданную из острых граненых кусков разного цвета, которые светятся как бы изнутри. Цветовые сочетания имеют символически смысл. Натура не имеет для Врубеля никакой власти. Он творит свой собственный фантастический мир, мало похожий на реальность. Врубелевская огранка призвана выявить некую глубинную сущность предмета, открытую художнику. Контуры фигур и предметов то нервные, торопливые и угловатые, то плавные и умиротворенные, выявляют не столько конкретную форму, сколько сущность явления и отношение к нему художника. Его картины в особом сумеречном колорите, окутаны дымкой неразгаданной тайны. Начиная с 1890-х годов доминирующим цветом в картинах М. Врубеля становится таинственный лиловый – цвет готических витражей и вечерних сумерек.

В декоративном панно Венеция (1883) и драматических картинах Испания (1894) и Гадалка (1895) доминирует тема тайны жизни и судьбы. В 1896 году художник работает над декоративными полотнами Микула Селянинович и Принцесса Греза, которые демонстрируются в павильоне Врубеля на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Тогда же он оформляет особняки скульптурными группами, витражами, декоративными панно; создает неоготические реминисценции в панно на тему Фауста (1896).

Демонизм, мятущаяся страстность проявляется и в пророческом Портрете С. И. Мамонтова (1896). Некая театральность, уподобление фигуры и головы женщины пышному цветку прослеживается в Портрете Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир (1898). М.А. Врубель как художник-символист наделяет образы, навеянные поэзией, былиной, новым, общечеловеческим и космическим смыслом. Как, например, тревожная печаль ускользающего мгновения в Царевне-Лебедь (1900): гордая и величавая, печальная и призывная птица с лицом девы... - неуловимая душа заросшего озера в мерцающих, осыпанных самоцветами одеждах. В сумерки, в послезакатный час, она предстает перед нами провозвестницей чего-то необычайного, томительного и страшного. Перед тем как уплыть к неземным берегам она обернула зрителю свое прекрасное, нежное и печальное лицо с тоской и укором. Сказочное и реальное переплетаются в Пане (1899); завораживающая магия цвета в картине художника К ночи (1900); слияние одушевленного и неодушевленного, символика образов растений - в Сирени (1900); гордая непобежденность мятежного духа - в Демоне поверженном (1902).

Последний период творчества художника: душевное заболевание; ноты печали и одиночества в цикле Бессонница (1905); красота ожившей неподвижности в Жемчужине (1904); лирическая задушевность тонко-орнаментального Портрета Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок (1905); тема вины художника, расточившего свой пророческий дар, жажда искупления и очищения в Шестикрылом серафиме (1904) и Видении пророка Иезекиила (1906). В своих картинах-видениях Врубель отразил смятение русской интеллигенции на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.