Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Презентация М. Врубель





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется своеобразие врубелевского метода?
2. Чем отличаются монументальные росписи М. Врубеля в киевских соборах от
византийской школы живописи?
3. Как развивалась у художника тема Демона?
4. Сделайте сравнительный анализ картины М. Врубеля Демон сидящий с
произведением И. Крамского Христос в пустыне.
5. Расскажите о врубелевском павильоне в Нижнем Новгороде 1896 года.
6. В чем своеобразие портретов М. Врубеля?
13. Как вы понимаете смысл символики картин Царевна-Лебедь, Пан, Сирень?
14. Какие образы художника ассоциируются с литературными персонажами?
15. Почему в последние годы жизни М. Врубеля на смену темы Демона приходят
образы пророков?

 

Зрительный ряд

Автопортрет. 1904. Сошествие Святого Духа на апостолов. Роспись Кирилловской церкви. 1884. Женская голова (Э. Л. Прахова) - этюд для Богоматери. 1882-1885. Богоматерь с младенцем. 1884-1885. Кирилловская церковь. Ангел с кадилом и свечой. 1886-1887. Надгробный плач. 1887. Воскресение. Триптих. 1887. Девочка на фоне персидского ковра. 1886. Гамлет и Офелия. 1889. Портрет военного (Печорин на диване). 1889. Голова Демона на фоне гор. 1890. Голова Демона. 1890. Раскрашенный гипс. Демон сидящий. 1890. Дуэль Печорина и Грушницкого. Иллюстрация к Герою нашего времени. 1890. Танец Тамары. Тамара в гробу. Иллюстрации к поэме Демон. 1890-1891. Гадалка. 1895. Принцесса Греза. 1896. Полет Фауста с Мефистофелем. 1896. Портрет С. И. Мамонтова. 1897. Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир. 1898. Царевна-Лебедь. 1900. Пан. 1899. К ночи. 1900. Сирень. 1900. Портрет сына художника. Демон поверженный. 1902. . Кровать (из цикла эскизов Бессонница). 1905. Роза. 1904. Жемчужина. 1904. Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок. 1904. . После концерта. Портер Н. И. Забелы. 1905. Шестикрылый серафим (Азраил). 1904. Видение пророка Иезекиила. 1906.

 

Рерих Николай Константинович (1874-1947)

Родился в Петербурге в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха, чьими трудами во многом подготовлена реформа 1861 года. Фамилия Рерих принадлежит датско-норвежскому роду, выходцы из которого переселились в Россию в первой половине ХVIII века. С детства будущий художник увлекался театром, историей, археологией. Закончив гимназию, в 1893 году поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Академию художеств. Профессионально занимается археологией и обучается в мастерской Куинджи, колористические и декоративные особенности живописного строя которого повлияли на творчество Рериха. Он сумел перенять самую суть подхода к цвету, ритму в живописи.

Особую роль в становлении творческого мышления Рериха сыграло его сотрудничество с Римским-Корсаковым, создавшим свою теорию цветового созерцания, согласно которому каждому цвету соответствует собственная тональность. Рерих развил удивительную способность слышать цвет.

В Академии Рерих работает над серией картин о древних славянах (Начало Руси. Славяне): проникновение в старину, поэтическое воплощение далекой эпохи, попытка понять ее пластику. Дебют картиной Гонец. Восстал род на род (1897), за которую получил звание художника: он переносит зрителя в легендарную древность, когда не было единой Руси, а по берегам рек обитали славянские племена, родовые поселения враждовали друг с другом, восставал брат на брата. Сумрачная призрачно-синяя ночь, месяц крадучись поднимается над дикой деревянной крепостью, бесшумно скользит по реке челн – тайный гонец едет с недоброй вестью. Рерих как бы сам явился в искусство гонцом - посланцем из настоящего в старые времена, когда складывалось будущее общества, будущее культуры.

Декоративизм и сочность цвета, упрощенность рисунка как связь с народным творчеством превалирует в высокопоэтичной картине Заморские гости (1902). В 1903-1904 гг. он посещает более 40 русских городов: народная музыка, старинная одежда, архитектура дали Н. Рериху пищу для творчества. В результате поездки была создана серия этюдов Памятники нашей былой славы к почти 90 произведениям. В 1906 году он создает живописную поэму о бесстрашных викингах Бой: необычная манера письма - сопоставление больших цветных плоскостей, резная контурность и упрощенность рисунка, кладка краски фактурными раздельными мазками, напоминающими древние мозаики. Усиливается символическое звучание произведений художника, предполагающее причастие зрителя к непостижимому, к тому, что можно постигнуть лишь чувством, догадкой, озарением, тайной. Наделение сложными переживаниями природы, которая выступает в персонифицированном виде, воссоздавая драматические коллизии: Небесный бой (1909). В его картинах За морями - земли великие (1910), Веление неба (1915) изображения фигурок людей, оставленных наедине с природой, как бы сливаются с ней духовно и физически. В 1909 году он увлекается монументальным искусством, создав декоративные панно, посвященные русскому героическому эпосу Богатырский фриз и Илья Муромец. Огромный успех имеют театральные декорации Н. Рериха к Снегурочке Римского-Корсакова, Князю Игорю Бородина и Весне священной Стравинского.

В годы Первой мировой войны у художника пробуждается серьезный интерес к православной культуре, церковному искусству: его росписи и мозаики церкви Святого Духа в Талашкино (1914), иконописные цитаты в эскизах панно для Казанского вокзала (Битва при Керженце, Покорение Казани, 1913). Усиливаются тревожные интонации в произведениях с иконописной символикой: Ангел последний (1912), Крик змия (1913). В этот же период художник создает образы праведников и святых, утешающих и оберегающих русских людей от бед: Прокопий праведный за неведомых плавающих молится (1914), Св. Никола (1914), Три радости (1916). Послеоктябрьский период творчества художника - выставки за рубежом, экспедиция в Индию и Центральную Азию в 1923-1928 годах. С 1928 года он поселяется в Западных Гималаях, основывает Гималайский институт научных исследований. Под влиянием специфики мироощущения народов Востока в произведениях Рериха присутствует связь эстетического и научного познания, философское осмысление мира, все более ощутимой становится этика. Он убежден, что красота и искусство - ведущие начала в жизни, для чего необходимы поиски гармонии между природой и человеком. Понимание космоса как всеобъемлющей категории в восточных философиях, которые он изучал, нашли свое отражение в его картинах Великий дух Гималаев (1920-1930). Он создает собственные мифологические образы: Рождение мистерий (1924) и Держательница мира (1937); размышляет о вечных поисках смысла истины: Жемчуг исканий (1924). У Рериха возникает своеобразный пантеизм - сближение образов различных мифологий. Так образ Кришны (Кришна, 1933) по живописному решению напоминает образ Леля из русской сказки.

Во время вынужденной стоянки в Хотане Рерих пишет серию картин Матрейя. Матрейя или Будда Грядущего, или Калки Аватор Пуран, или Мунтазар мусульманского мира Азии или Белый Бухан Алтая, связан с древнейшей и с одной из наиболее распространенных в Центральной Азии легендой о владыке Шамбалы, с приходом которого будут восстановлены на земле мир и справедливость. Рерих находил в древних сказаниях о Шамбале и Матрейе некую реальную силу общественно-идеологического воздействия на современников. Он изучает наскальное изображение Матрейи в Ладаке и Сапуле (ок.VI в.), посещает храм Матрейи в Лехе. Серия Матрейя состоит из семи произведений: Шамбала идет, Мощь пещер, Шепоты пустынь, Матрейя-победитель, Твердыня стен, Конь счастья, Знамя грядущего. Наиболее интересна картина Матрейя-победитель, в которой перед высеченной в скале фигурой Матрейи - коленопреклоненный путник. Взор его обращен, однако, не к изваянию, а к небу, где в розоватых облаках вырисовывается силуэт скачущего русского богатыря. К серии Матрейя примыкает также картина Красные кони, сюжетом для которой послужил старинный буддийский обряд. Описание этого обряда найдено в дневнике художника: «В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высшую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней... И, кружась, неслись эти световитовы кони, неся помощь неведомым бедствующим».

В 1930-40-х годах Рерих создает образы Вечной Женственности, спасающей и охраняющей человека. Такой священный смысл понятия Женщина и Мать мы находим в его работах Держательница мира (1937) и Ведущая (1944). В произведениях восточного периода художник оригинально решает композицию картин, меняет рисунок (жесткая четкость линий, графичность силуэтов) и, конечно, совершенствует цвет. Властность ярких цветовых гамм, небывалые в живописи цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся со световыми переходами, придали произведениям Рериха неповторимую выразительность (с 1924 года он пользуется максимально яркой темперой собственного изготовления), стремясь дать цвету активное эмоциональное звучание, подчинить философскому строю картин и воздействовать на зрителя. Произведения Рериха рассчитаны на рассмотрение издали.

Персонажи картин обычно отодвинуты в глубину пространства, что позволяет пейзажу активнее включаться в происходящее действие. Люди в произведениях художника удивительно вписываются в пейзаж, врастают в него, как корни деревьев в землю. Для картин позднего периода творчества художника характерно сочетание яркого и чистого цвета с подчеркнутой графичностью. Присущие большинству произведений художника яркие, насыщенные, звонкие краски выражают одну из главных его идей: «Через цвет звучит приказ будущего». Все серое и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких, блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху Возрождения.

В годы Второй мировой войны Рерих вновь обращается к образам православной культуры и русской истории: Человечьи праотцы, Святогор (1942), Св. Сергий-строитель (1940-е). Образ мира в его полотнах - это выражение внутренней связи законов природы и законов человеческого духа, образующих в своем единстве неповторимые облики культурно-исторических эпох.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.