Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Технопарковые структуры





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Научно-технологический парк – это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Основные задачи создания технопарков:

§ превращение знаний и изобретений в технологии;

§ превращение технологий в коммерческий продукт

§ передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

§ формирование и рыночное становление наукоемких организаций;

§ поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечения в регионы высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Промышленным организациям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для ускорения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях.

Технопарки можно классифицировать по следующим группам:

1. исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей;

2. научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержки государством и бизнесом;

3. технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки;

4. промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Технопарки отличаются от традиционных производственных и внедренческих организаций тем, что:

§ технопарк представляет собой своеобразную «фабрику» по производству и выпуску малых и средних инновационных организаций (непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса является основной функцией технопарка);

§ так же как и организации, технопарки располагаются вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект, но фундаментальное отличие состоит в том, что технопарки не столько потребляет интеллект, сколько способствует его развитию, работает на него;

§ технопарк предоставляет комплекс услуг всем тем, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в регионе, где располагается технопарк;

§ в технопарке организации не могут оставаться навсегда, должен соблюдаться закон «кругооборота, притока свежих сил», в этом состоит принципиальное отличие технопарков от других научных и производственных структур, в которых, как правило, состав подразделений постоянный;

§ отличительным признаком является исключительно рыночная нацеленность деятельности технопарка, т.е. здесь занимаются не просто любыми технологиями и продуктами, а теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на рынке, нужны потребителю.


 

12. Финансово-промышленные группы: понятие, роль, формы.

 

Финансово-промышленной группой (в дальнейшем - ФПГ) называется совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, полностью, или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Как одна из форм глубокой экономической интеграции ФПГ позволяет своим участникам достичь очень высокой степени эффективности благодаря оптимизации ресурсного распределения, снижения трансакционных издержек и облегчения доступа к кредитам. При этом в российских условиях особенно важно то, что денежные и материальные потоки внутри ФПГ не облагаются налогами.

Создание ФПГ позволяет участникам экономического процесса переориентироваться с достижения частных, порой противоречивых целей, на максимизацию системного эффекта, и, таким образом, способствует укреплению хозяйственных структур.

ФПГ может быть создана в двух формах:

1) в форме холдинговой структуры, основанной на инструменте собственности;

2) в форме контрактного партнерства, основанного на инструменте договоренности.

При этом необходимо заметить, что основная форма организации ФПГ - все же холдинги. Также отмечу, что ФПГ типа холдингов, как правило, создаются под эгидой банка.

Холдинговые ФПГ характеризуются, прежде всего, тем, что решения внутри них принимает головная компания холдинга - банк или компания, контрольный пакет акций которой у банка, согласуясь со своими интересами и мало учитывая интересы других участников ФПГ. Фактически такая компания через инструмент собственности может навязывать свои условия предприятиям - участникам, в том числе и по поводу ценовой политики, таким образом формируя желаемую структуру распределения системного эффекта.

ФПГ - контрактные партнерства являются более гибкой, но и более сложной в организации формой ФПГ, которая имеет как свои плюсы, так и минусы. Основная черта ФПГ - партнерства - это то, что участники ФПГ не связаны жесткими отношениями собственности, среди них нет явного лидера, стремящегося обеспечить распределение системного эффекта группы в свою пользу. ФПГ в форме партнерства представляет собой группу с центральной компанией, учреждаемой участниками партнерства и не владеющей никакими пакетами акций участников ФПГ.

Задачи:

активизация преобразований в экономике;

улучшение инвестиционной ситуации;

развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

 

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

 

1) интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;

 

2) наличие общей стратегии;

 

3) добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

 

4) структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

 


 

13. Финансово-промышленные группы: этапы создания.

 

 

Финансово-промышленной группой (в дальнейшем - ФПГ) называется совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, полностью, или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Процесс создания ФПГ в России идет по двум основным направлениям:

 

Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного результата нужно внедрить технологию в производство.

 

Возникает задача формирования группы предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка — ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания Финансово-промышленной группы. Создание технологической цепочки включает в себя этапы:

 

- определение цели (стратегии);

 

- изучение технологии;

 

- подбор предприятий-изготовителей (контрагентов);

 

- проектирование;

 

- выбор источника финансирования;

 

- подбор руководителя проекта;

 

- контроль результатов.

 

Для отбора контрагентов необходимо получить и проанализировать информацию о функционировании каждого потенциального участника ФПГ.

 

 

ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом развития. С макроэкономической точки зрения, создание, организация и функционирование ФПГ дает возможности для решения ряда важнейших задач:

 

- концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;

 

- обеспечения финансовыми ресурсами промышленности, научных, исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;

 

- повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производства;

 

- осуществления прогрессивных структурных изменений в промышленности;

 

- формирования долгосрочных хозяйственных связей;

 

- улучшения инвестиционного климата и стабилизации производства;

 

- снижения рисков;

 

- долгосрочного отвлечения финансовых ресурсов с гаранти- ей их сохранения и целевого использования. .


 

14. Методика отбора предприятий-участников ФПГ и контроль их работы (контроль взаимодействия, анализ взаимодействия, выявление «узкого места» в технологической цепочке).

 

 

Для отбора контрагентов необходимо получить и проанализировать информацию о функционировании каждого потенциального участника ФПГ. Эта информация должна содержать: данные о руководстве контрагента; номенклатуру выпускаемой продукции; финансовую отчетность за четыре предшествующих квартала; структуру активов и структуру пассивов; данные о состоянии оборудования; показатели длительности технологического цикла выпуска продукции у контрагента, которая может быть использована в рамках ТЦ; структуру цены на продукцию, которая может быть учтена в рамках ТЦ; сведения о наличии связей с другими предприятиями.

 

Данный контроль предполагает три этапа:

контроль взаимодействия предприятий;

анализ взаимодействия предприятий;

выявление узкого места в ТЦ.

 

На первом этапе работу ТЦ и взаимодействие предприятий можно проконтролировать с помощью показателя интегральной эффективности цепочки Э . Если же задача заключается в сравнении эффективности функционирования интегрального предприятия или каждого предприятия отдельно, то необходимы показатели, при расчете которых можно выявить их отношение к интегральной эффективности. Например, одним из таких показателей могла бы быть эффективность, вычисленная для самостоятельно действующего предприятия.

 

На первом этапе контроля выясняется, насколько эффективно действуют ТЦ как структурные подразделения ФПГ, а также как группа в целом.

 

Выявить причины снижения интегральной эффективности функционирования ТЦ можно на втором этапе анализа. Необходимо также определить узкие места ТЦ, возникающие по следующим причинам.

Конкретное предприятие-участник ТЦ получило по сравнению с другими либо несопоставимо высокие, либо несопоставимо низкие доходы и, таким образом, снизило интегральную эффективность ТЦ.

Конкретное предприятие-участник ТЦ представило неверные данные; в результате при проектировании были определены неправильные контрольные цифры и как следствие — несогласованность по объемам продукции.

 

Для проверки достоверности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм.

Выявляется узкое место ТЦ.

Если узкого места не выявлено, делается вывод о том, что эффективность функционирования ТЦ снизилась по причинам, не зависящим от действий самой ТЦ.

 

Для того чтобы описать процедуру выявления узкого места ТЦ, введем несколько понятий и определений.

 

В дальнейшем под узким местом ТЦ будем понимать предприятие или несколько предприятий-участников ТЦ, деятельность которых снижает эффективность деятельности.

 

Экономический смысл ПВ состоит в следующем.

 

Допустим, что в ТЦ одно из предприятий (предприятие) заменено единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей не влияет на общий показатель взаимодействия, т. е. данные по этому предприятию в формулы для расчета не входят. Далее логично предположить, что если интегральные показатели, рассчитанные без учета y-го предприятия, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого предприятия, то у-е предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели. Таким образом, рассчитанные для всех предприятий значения ПВ позволяют оценить, какое из предприятий своей деятельностью снижает интегральный ПВ в большей степени. Следовательно, это предприятие и является узким местом ТЦ.

 

Рассмотрим процедуру выявления узкого места.

Всем предприятиям цепочки присваивается порядковый номер в соответствии с определением ТЦ.

Для каждого предприятия вычисляется значение ПВ с поправкой на это предприятие.

Показатели взаимодействия, вычисленные в п.2, сравниваются.

Из всех показателей взаимодействия выбирается наибольший и фиксируется номер предприятия, поправка на который вводится при вычислении данного показателя.

Предприятие, стоящее под зафиксированным номером, является узким местом ТЦ.

 

В каждом отчетном периоде в ТЦ можно выявить узкое место — предприятие, деятельность которого снижает интегральную эффективность функционирования цепочки.

 

Руководству предприятия совместно с руководством ТЦ необходимо выявить причины и источники недоработок (низкая производительность какого-либо цеха, отсутствие каналов сбыта и др.) и сформировать управляющее воздействие. Для выявления причин и источников недоработок проводится контроль деятельности конкретного предприятия (узкого места ТЦ).

 

Контроль деятельности предприятия, являющегося узким местом в ТЦ, проводится по результатам анализа таких финансовых показателей:

рентабельности (прибыльности) затрат (переменных, постоянных, общих);

рентабельности продаж;

рентабельности основной деятельности;

балансовой рентабельности;

чистой прибыльности затрат;

прибыльности всей деятельности;

безубыточности, запаса прочности;

наличия производственного рычага;

коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, автономии, маневренности;

доли собственных источников финансирования текущих активов;

коэффициента обеспеченности долгосрочных инвестиций;

коэффициента самофинансирования;

рентабельности капитала.


 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.