Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Комиссару – дозоровцу





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заветное слово

В год 26-летия отряда “Дозор”

( 1973 – 1999 )

 

Подготовлено:


В.Лишиным, А.К.Лишиной, Т.О.Сергеевой.

с использованием мыслей и текстов:


отряда “Эдельвейс” (Новосибирск),
материалов КЮФ, И.П.Иванова,
“Орленка” (Б.Я.Гиндис),
Б.С.Братуся, Л.И.Божович, О.С.Газмана,
А.С,Макаренко, А.П.Краковского,
В.М.Сергеева, Ю.Р.Барановского.

Содержание:

Основы комиссарской этики
Задачи, стоящие перед комиссаром
Признаки далеко зашедшего распада деятельности
Техника самоорганизации
Огонек и общий сбор отряда
КЮФ
Огонек знакомства
Огонек оргпериода
Общие правила огонька
Огонек – анализ дела
Огонёк – откровенный разговор
Общие проблемы самоуправления
КТД
Психологические механизмы воздействия
Нормы, законы и традиции коммунарской жизни

 

Основы комиссарской этики.

 

“Быть полностью человеком-
вот что делает нас реальными.”
Дипак Чопра, индийский психолог.

Основной целью отряда ”Дозор” является помощь и поддержка людей в их отношении к любому другому человеку, как к самоценности, как к существу с безграничными возможностями развития; в их способности к пониманию, доброжелательности и самоотдаче, как выражению этих отношений.

Мы – гуманисты , поэтому противостоим господствующему сегодня пониманию человека в основном, как средства, как вещи для использования, пусть даже и уникальной, даже ценной, но – вещи среди вещей.

Например: ты – прежде всего ученик, или прежде всего – студент, или служащий, или сын; тебя оценивают только как студента, сына, ученика. А до того, что ты за человек и что ты можешь и на что способен за пределами этой самой учебы и службы – никому нет дела и нет интереса.

А по нашему: главное, нам интересно, какой ты человек, что ты хочешь и можешь, и в чем тебе можно помочь, что для тебя можно сделать, и что ты можешь сделать для себя и для людей.

“Дозор”, как школьный отряд актива, возник осенью 1973 года в школе №38 Гагаринского района Москвы. Со временем, с 1976 года он стал районным отрядом при Гагаринском Доме пионеров и организовывал летние сборы школьников (ЛПА) и вожатых школ, действуя как комсомольский штаб района. Многие вожатые после таких лагерей просили “Дозор” провести у них в школах “педагогические десанты”. Основной задачей отряда на этом этапе его жизни была пропаганда идей коллективных форм работы с подростками, известных как “коммунарская”, “орлятская” или “ивановская” система воспитательной работы и помощь школам в задаче овладения этой методикой. Сегодня, когда ребята тех времен выросли, обзавелись семьями, некоторые из них приводят в “Дозор” собственных детей. Есть у нас и семьи ребят, впервые познакомившихся в отряде.

Позже наш отряд стал объединением школьников и студентов. За 26 лет работы было сделано около 160 больших походов, экспедиций и сборов; через отряд прошли многие десятки, если не сотни школьников и студентов.

С 1981 года наш “Дозор” включился в военно–поисковую работу, разыскивая и захоранивая останки бойцов и командиров Красной армии, погибших в 1941-1942 году под Ржевом, в Новгородской области, под Вязьмой, Волоколамском, в Карелии. За восемнадцать лет найдены, по самым общим подсчетам, не менее 2 тысяч красноармейцев. Во многих случаях нам удалось найти их родственников и рассказать им, как погиб родной им человек, где он похоронен, и в свою очередь узнать от них, каким он был при жизни.

Как туристско-краеведческий, военно-поисковый и педагогический отряд, “Дозор” живет и сегодня.

Важнейшей фигурой в жизни “Дозора” всегда был – его комиссар. Так, по традиции у нас называется педагог-воспитатель, которому у нас может быть и 18, и 15, и даже 12 лет. Комиссар в “Дозоре” – это главное лицо, работающее с людьми. Он не имеет права приказа, только право убеждения и собственного примера. Само собою разумеется, что комиссару необходимо научиться работать с ребятами разного возраста без принуждения и стать им и старшим другом, и товарищем по игре, и руководителем в походе, в экспедиции – самым главным человеком для новичков-дозоровцев.

В помощь комиссару в “Дозоре” встают наиболее опытные помощники, в нашей терминологии – политбойцы, из рядовых членов отряда. Они должны, понимая общую задачу, помогать ей, завязывать личные отношения с новичками, способствуя их естественному вживанию в отряд, давая большую уверенность в своих силах, налаживая дружеские отношения с товарищами по отряду. В политбойцы нельзя никого назначить, им можно стать только по доброй воле. Поддержка комиссара – первая обязанность политбойца , а если возникает спор между ними и они не могут разрешить его сами, на помощь может прийти Совет Комиссаров . Но противоречие, если оно возникло, не должно отражаться на жизни группы. Поэтому противоречить комиссару на отряде, компрометировать его в глазах отряда – одно из наиболее тяжких проступков для политбойца-дозоровца.

 

От комиссара мы ждем наиболее глубокого понимания целей и задач работы “Дозора”.

 

Если ты считаешь себя дозоровцем и комиссаром, т.е. человеком из основного состава ”Дозора”, тебе необходимо:

1. Твердо, внутренне быть убежденным, что деятельность отряда нужна людям, как старшим, так и младшим, знать, зачем и для чего нужно его существование.

2. Необходимо поставить работу в отряде для себя, как самое главное на определенном отрезке своей жизни дело, как цель и смысл своего существования среди людей.

3. Если что-то личное мешает этой цели и этому делу, надо суметь от чего-то, пусть временно, отказаться, не доходя при этом до самоотречения, но, во всяком случае, быть готовым к некоторому самоограничению.

4. Надо относиться к людям последовательно доброжелательно, с доверием, быть крайне внимательным к каждому, с кем работаешь, и при этом оставаться внутренне независимым и верным себе.

5. Надо обладать тактом, быть рассудительным, никогда не срываться на крик, уметь выслушать собеседника, не теряться в неожиданных ситуациях, владеть собой и перед толпой, и перед начальством.

6. Никогда, ни при каких обстоятельствах не жалеть себя, не рассчитывать ни на похвалу, ни на награду.

7. В любом деле, овладев основами, искать новое, не бояться действовать нестандартно. ”Каждое дело – творчески, иначе – зачем?”

 

Задачи, стоящие перед комиссаром:

Во-первых, этоформирование вашего отряда, как группы, способной к сотрудничеству, к самоорганизации, к самоконтролю, к ответственному поведению.

Человеческие группы различаются между собою по своей способности к сотрудничеству. Группы высокого уровня сотрудничества, близкие к коллективу отличаются способностью к самоорганизованности, самоконтролю, целеустремленностью, доброжелательностью к людям внутри и вне себя.

Группы низкого уровня сотрудничества состоят из людей активных и инициативных только ради самих себя и готовых подчиниться внешней силе. Это не значит, что они плохи. По большей части они не имеют опыта других отношений и другой жизни.

Наши задачи – рост способности к дружбе и к сотрудничеству у всех, кто с нами связан; рост у них способности к заботе, доброжелательности, открытому общению и к ответственному поведению. Тем самым – наша цель – счастье людей!

Во-вторых, эторазвитие определенных качеств личности человека вашего отряда (каких – смотри выше).

Ключ к росту человеческой личности – в организации дела, при которой каждый человек нужен вам и все – каждому. Тогда организация рождает новые отношения, а эти отношения – преобразуют личность. Поэтому нельзя торопиться в решении задачи воспитания: для этого нужно время и чувство защищенности каждого участника общего дела.

Поэтому:

  • На каждом сборе первое внимание – новичкам.
  • Первая задача каждого комиссара – сплочение его группы. Как – надо решить самому. Ну, хоть для начала день рождение устроить, общую игру, ктд.
  • На регулярных сборах вашей группы – для деловой части – не более часа. Все остальное время – игры и неформальные контакты.
  • Обязанность комиссара – персональный учет работы, усилий и достижений каждого. Пусть не сразу это получится, но задача ”найти конкретное дело каждому человеку” должна быть поставлена и решена комиссаром.
  • В вашем поведении должны преобладать искренность, подлинность в выражении чувств, открытость – общение “без маски”.
  • В группе надо создать атмосферу защищенности каждого ее участника, дружелюбия. Для этого необходима ваша готовность к пониманию другого, способность внутренне встать на его точку зрения, чтобы принять его и понять (не обязательно – согласиться).
  • Будьте готовы к общению по принципу “здесь и теперь”, т.е. речь идет о происходящем сейчас, без обращения к прошлому каждого, с кем общаетесь.
  • Нужна готовность к диалогу, отказ от жесткой позиции, принятии инициативы, исходящей от рядовых участников, если она работает на общую задачу. Твердость нужна только при защите общих интересов.

Приходящий в группу новичок испытывает чувства неопределенности, напряженности, тревожность от несоответствия своих прежних установок и новой ситуации. Он нуждается в информации о нормах, традициях, требованиях новой для него группы, переживает потребность в прогнозах для выработки своего поведения. Ему нужны цели, задачи, нормы, представления о содержании деятельности группы. Как правило, ”Дозор” при первом же общении создает условия, при которых старые стереотипы поведения новичка, старые испытанные подходы теряют свою эффективность. В первую очередь это относится к стилю поведения руководителей и группы в целом в сфере общения.

  • Нужна: информация о нормах отношений, законах жизни ”Дозора”, сведения об истории отряда – его летопись.
  • Нужны: организаторские умения политбойцов и инструкторов, главное – комиссаров.
  • Нужна: их убежденность в идеологии отряда и искреннее, без фальши соблюдение этих норм и этих законов.
  • Нужно: умение толково изложить наши взгляды в разговоре или в споре, если надо.
  • Нужно: не наигранное внимание и интерес к новичку.

Вскоре после начала периода адаптации в группе некоторые новички проявляют сопротивление раскрытию своей личности, включается защита – ответ нынешней структуры “я” на опыт, который этому “я” противостоит. К тому же, наиболее агрессивные новички могут постараться навязать вашей группе свои, привычные для них нормы отношений. При этом новые члены группы представляют другим свое внешнее “я”, свою маску – более или менее привычную для них.

Противоречие такого рода может вести к внутригрупповым и межгрупповым конфликтам, возможно – скрытым.

 

Необходимо:

Сделать противоречие открытым и обсуждаемым на фоне позитивных отношений в группе.

При обсуждении надо постараться:

  • Вызвать неудовлетворенность группы возникшей разобщенностью и потребность в сплочении.
  • Интерпретировать позицию каждого участника обсуждения с позиции ее соответствия принятым в группе ценностям.
  • Добиться единства оценок и ценностных ориентаций в группе, даже ценой ухода принципиально несогласных.

Создать условия для того, чтобы одним из существеннейших направлений работы вашей группы стала помощь и поддержка добрым началам в людях вне группы, можно сказать – посторонних (хотя они могут постепенно стать и своими). Для этого необходимо дело, нужное этим людям – доброе дело, может быть, совсем повседневное, житейское. Ваша группа должна стать нужной людям, можно сказать, обществу, потому что общество – это люди, для нас посторонние, не свои. Без этого группа неизбежно будет все более замыкаться в собственных интересах, т.е. дрейфовать в сторону корпорации и, соответственно, можно сказать, “загнивать”. В этот период развития групповых отношений основная забота комиссара – это организация деятельности группы, которую в основном приходится брать на себя из-за общей неподготовленности ребят к самоорганизации и в то же самое время пропускать все организационные вопросы через общественное мнение, заботясь о выдвижении организаторов. Приходиться думать и о том, чтобы нужное решение было принято, и о том, чтобы оно было выполнено силами ребят, и о том, чтобы своевременно прошло обсуждение сделанного. Особенно важно, чтобы деятельность группы была успешной и чтобы поведение каждого ее участника было предметом обсуждения на кругу с подчеркиванием его успехов и сильных сторон. Цели каждого пока еще индивидуальны, но уже начинают строиться в соответствии с групповыми ценностями – хотя бы и на уровне “знаемых”.

Высшая точка этого этапа развития групповых отношений – это достижение ядром группы высокой заинтересованности к постоянному участию в деятельности группы.

С этого времени открывается путь к стадии морально-волевого единства группы – начала высокого уровня группового сотрудничества. Успех его определяется бурным развитием самоуправления, ростом заинтересованности в сотрудничестве и в групповом общении.

Главная забота комиссара теперь – это поддержка делового сотрудничества, самоорганизации, обеспечение в группе отношений доверия, требовательности, защищенности каждого, уверенности в способности группы решить встающие перед ней задачи. В это время развертывается в полную силу триединый комплекс самоуправления: “сами планируем, сами организуем, сами обсуждаем сделанное”.

Роль комиссара теперь меняется – это уже не столько организатор, сколько хранитель коллективных традиций – “совесть группы” и руководитель скорее на стратегическом, чем на тактическом уровне, заботящийся о выдвижении новых общественно полезных целей – увлекательных, требующих напряжения сил и способностей всех участников.

Нельзя – чтобы организованность проявлялась лишь в деле, нужном и полезном только для самой группы (праздники, дни рождения).

Нельзя допустить ужесточения взаимных оценок при обсуждении внутригрупповых проблем, принесения интересов отдельной личности в жертву интересам группы и интересам ее лидеров (интересам дела – только, если по инициативе самой личности!).

Очень тревожна – ревность к новичкам!

Малейшие признаки корпоративной позиции к окружающему миру требуют решительной борьбы всей силой общественного мнения, особенно если их носитель – всеобщие любимцы, влиятельные, хотя и достаточно эгоцентричные ребята.

Показателем достижения сбором группы высокого уровня сотрудничества становиться способность этого ядра к решению сложных трудовых, организаторских, педагогических задач при минимальной помощи старшего руководителя - комиссара и способность органов самоуправления самостоятельно преодолевать трудности и решать проблемы достижения социально важных целей.

Отныне – движение группы вперед и выше связано с ролью ядра ее, как мотора, комиссара, как моториста–наладчика и с выдвижением наиболее способных ребят в роли организаторов общего дела, независимо от “стажа” их пребывания в группе.

Группа способна вести и включать в высокий уровень сотрудничества “второй эшелон” – новичков, еще не втянутых в общее дело, с более низким уровнем мотивации. Однако следует иметь в виду. Что возможны случаи, когда новичок, успешно действующий в группе, как рядовой-исполнитель, встречает внутреннее сопротивление собственной личности, когда от него требуется бескорыстная забота о ком-либо (младшем, постороннем). Это говорит, по-видимому, о повышенном эгоцентризме такой личности и пока еще слабом принятии им ценностных ориентаций группы. Он пока еще – в основном «потребитель» групповой атмосферы.

Ядро группы становиться коллективным лидером. Жизнь комиссара не становится легче, она становится интереснее.

Возможны конфликтные ситуации , связанные с неравномерностью мотивационного развития у участников деятельности; авангард выражает требования роста и создания условий для самовоспитания; влиятельные силы “авангарда” могут стремиться затормозить развитие во имя самоценного общения – “кайфа”.

Возможны случаи неприятия высокого уровня самоотдачи из-за стойкого индивидуализма личности, столкновения мотивов по мере их осознания.

Возможны ситуации “кризиса жанра” из-за потери достойных целей. Возможна критическая позиция членов группы в отношении ее предмета деятельности, связанная со стремлением рассматривать группу на широком социальном фоне в контексте проблем времени.

Возможны личные проблемы старших участников деятельности, связанные с разрешением вопроса о смысле жизни на старшем подростковом – младшем юношеском возрастах.

Возможен, наконец, кризис выпускника – столкновение мотивов личностного роста, требующих ухода в жизнь за пределы отряда и мотивов сохранения эмоционального кайфа в отряде, в том числе на неосознанном уровне. На этой основе делается попытка развенчать отрядную жизнь в собственных (и чужих) глазах под лозунгом: “вот в наше время…”. Выпускнику в этом случае нужно просто объяснить ситуацию. Возможен разрыв между уходящим во взрослую жизнь ядром, мотором деятельности, и приливом новичков, с которыми относительно неопытный еще комиссарский состав остается “с глазу на глаз”, без привычной помощи ветеранов группы.

 

Признаки далеко зашедшего распада деятельности:

1. Потеря участниками деятельности ее мотивов, их распад, размен, вырождение.

2. Несоответствия: операций – условиям, действий – провозглашенным целям, мотивов – реальным потребностям.

3. Превращение деятельности в цепь действий, не связанных единым смыслом.

4. Несостоятельность лидеров группы, их самоутверждение за счет всех остальных участников деятельности.

Надо видеть еще один “подводный камень”: для подростков, особенно младших, но и старших тоже: в случае успешно развивающихся групповых отношений радость жизни, которую в этом случае испытывает человек, сосредотачивается на старшем товарище – комиссаре. Он кажется им источником всех благ и приятных переживаний. Личность его чаще всего переоценивается и начинает выглядеть чем-то близким к идеалу.

Поэтому – чем благополучнее, с точки зрения комиссара идут дела у него в отряде, тем внимательнее и критичнее ему следует быть к своему поведению. Это относится и к стилю общения, и к невербальным манерам, и ко всему прочему. “Слабости” комиссара могут быть возведены в квадрат и в куб восторженными его почитателями, могут стать основой самоутверждения его воспитанников с непредсказуемыми последствиями.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.