отряда “Эдельвейс” (Новосибирск), материалов КЮФ, И.П.Иванова, “Орленка” (Б.Я.Гиндис), Б.С.Братуся, Л.И.Божович, О.С.Газмана, А.С,Макаренко, А.П.Краковского, В.М.Сергеева, Ю.Р.Барановского.
Содержание:
Основы комиссарской этики Задачи, стоящие перед комиссаром Признаки далеко зашедшего распада деятельности Техника самоорганизации Огонек и общий сбор отряда КЮФ Огонек знакомства Огонек оргпериода Общие правила огонька Огонек – анализ дела Огонёк – откровенный разговор Общие проблемы самоуправления КТД Психологические механизмы воздействия Нормы, законы и традиции коммунарской жизни
Основы комиссарской этики.
“Быть полностью человеком- вот что делает нас реальными.” Дипак Чопра, индийский психолог.
Основной целью отряда ”Дозор” является помощь и поддержка людей в их отношении к любому другому человеку, как к самоценности, как к существу с безграничными возможностями развития; в их способности к пониманию, доброжелательности и самоотдаче, как выражению этих отношений.
Мы – гуманисты , поэтому противостоим господствующему сегодня пониманию человека в основном, как средства, как вещи для использования, пусть даже и уникальной, даже ценной, но – вещи среди вещей.
Например: ты – прежде всего ученик, или прежде всего – студент, или служащий, или сын; тебя оценивают только как студента, сына, ученика. А до того, что ты за человек и что ты можешь и на что способен за пределами этой самой учебы и службы – никому нет дела и нет интереса.
А по нашему: главное, нам интересно, какой ты человек, что ты хочешь и можешь, и в чем тебе можно помочь, что для тебя можно сделать, и что ты можешь сделать для себя и для людей.
“Дозор”, как школьный отряд актива, возник осенью 1973 года в школе №38 Гагаринского района Москвы. Со временем, с 1976 года он стал районным отрядом при Гагаринском Доме пионеров и организовывал летние сборы школьников (ЛПА) и вожатых школ, действуя как комсомольский штаб района. Многие вожатые после таких лагерей просили “Дозор” провести у них в школах “педагогические десанты”. Основной задачей отряда на этом этапе его жизни была пропаганда идей коллективных форм работы с подростками, известных как “коммунарская”, “орлятская” или “ивановская” система воспитательной работы и помощь школам в задаче овладения этой методикой. Сегодня, когда ребята тех времен выросли, обзавелись семьями, некоторые из них приводят в “Дозор” собственных детей. Есть у нас и семьи ребят, впервые познакомившихся в отряде.
Позже наш отряд стал объединением школьников и студентов. За 26 лет работы было сделано около 160 больших походов, экспедиций и сборов; через отряд прошли многие десятки, если не сотни школьников и студентов.
С 1981 года наш “Дозор” включился в военно–поисковую работу, разыскивая и захоранивая останки бойцов и командиров Красной армии, погибших в 1941-1942 году под Ржевом, в Новгородской области, под Вязьмой, Волоколамском, в Карелии. За восемнадцать лет найдены, по самым общим подсчетам, не менее 2 тысяч красноармейцев. Во многих случаях нам удалось найти их родственников и рассказать им, как погиб родной им человек, где он похоронен, и в свою очередь узнать от них, каким он был при жизни.
Как туристско-краеведческий, военно-поисковый и педагогический отряд, “Дозор” живет и сегодня.
Важнейшей фигурой в жизни “Дозора” всегда был – его “комиссар”. Так, по традиции у нас называется педагог-воспитатель, которому у нас может быть и 18, и 15, и даже 12 лет. Комиссарв “Дозоре” – это главное лицо, работающее с людьми. Он не имеет права приказа, только право убеждения и собственного примера. Само собою разумеется, что комиссару необходимо научиться работать с ребятами разного возраста без принуждения и стать им и старшим другом, и товарищем по игре, и руководителем в походе, в экспедиции – самым главным человеком для новичков-дозоровцев.
В помощь комиссарув “Дозоре” встают наиболее опытные помощники, в нашей терминологии – “политбойцы”, из рядовых членов отряда. Они должны, понимая общую задачу, помогать ей, завязывать личные отношения с новичками, способствуя их естественному вживанию в отряд, давая большую уверенность в своих силах, налаживая дружеские отношения с товарищами по отряду. В политбойцынельзя никого назначить, им можно стать только по доброй воле. Поддержка комиссара– первая обязанность политбойца, а если возникает спор между ними и они не могут разрешить его сами, на помощь может прийти Совет Комиссаров . Но противоречие, если оно возникло, не должно отражаться на жизни группы. Поэтому противоречить комиссару на отряде, компрометировать его в глазах отряда – одно из наиболее тяжких проступков для политбойца-дозоровца.
От комиссара мы ждем наиболее глубокого понимания целей и задач работы “Дозора”.
Если ты считаешь себя дозоровцем и комиссаром, т.е. человеком из основного состава ”Дозора”, тебе необходимо:
1. Твердо, внутренне быть убежденным, что деятельность отряда нужна людям, как старшим, так и младшим, знать, зачем и для чего нужно его существование.
2. Необходимо поставить работу в отряде для себя, как самое главное на определенном отрезке своей жизни дело, как цель и смысл своего существования среди людей.
3. Если что-то личное мешает этой цели и этому делу, надо суметь от чего-то, пусть временно, отказаться, не доходя при этом до самоотречения, но, во всяком случае, быть готовым к некоторому самоограничению.
4. Надо относиться к людям последовательно доброжелательно, с доверием, быть крайне внимательным к каждому, с кем работаешь, и при этом оставаться внутренне независимым и верным себе.
5. Надо обладать тактом, быть рассудительным, никогда не срываться на крик, уметь выслушать собеседника, не теряться в неожиданных ситуациях, владеть собой и перед толпой, и перед начальством.
6. Никогда, ни при каких обстоятельствах не жалеть себя, не рассчитывать ни на похвалу, ни на награду.
7. В любом деле, овладев основами, искать новое, не бояться действовать нестандартно. ”Каждое дело – творчески, иначе – зачем?”
Задачи, стоящие перед комиссаром:
Во-первых, это – формирование вашего отряда, как группы, способной к сотрудничеству, к самоорганизации, к самоконтролю, к ответственному поведению.
Человеческие группы различаются между собою по своей способности к сотрудничеству. Группы высокого уровня сотрудничества, близкие к коллективу отличаются способностью к самоорганизованности, самоконтролю, целеустремленностью, доброжелательностью к людям внутри и вне себя.
Группы низкого уровня сотрудничества состоят из людей активных и инициативных только ради самих себя и готовых подчиниться внешней силе. Это не значит, что они плохи. По большей части они не имеют опыта других отношений и другой жизни.
Наши задачи – рост способности к дружбе и к сотрудничеству у всех, кто с нами связан; рост у них способности к заботе, доброжелательности, открытому общению и к ответственному поведению. Тем самым – наша цель – счастье людей!
Во-вторых, это – развитие определенных качеств личности человека вашего отряда (каких – смотри выше).
Ключ к росту человеческой личности – в организации дела, при которой каждый человек нужен вам и все – каждому. Тогда организация рождает новые отношения, а эти отношения – преобразуют личность. Поэтому нельзя торопиться в решении задачи воспитания: для этого нужно время и чувство защищенности каждого участника общего дела.
Поэтому:
На каждом сборе первое внимание – новичкам.
Первая задача каждого комиссара – сплочение его группы. Как – надо решить самому. Ну, хоть для начала день рождение устроить, общую игру, ктд.
На регулярных сборах вашей группы – для деловой части – не более часа. Все остальное время – игры и неформальные контакты.
Обязанность комиссара – персональный учет работы, усилий и достижений каждого. Пусть не сразу это получится, но задача ”найти конкретное дело каждому человеку” должна быть поставлена и решена комиссаром.
В вашем поведении должны преобладать искренность, подлинность в выражении чувств, открытость – общение “без маски”.
В группе надо создать атмосферу защищенности каждого ее участника, дружелюбия. Для этого необходима ваша готовность к пониманию другого, способность внутренне встать на его точку зрения, чтобы принять его и понять (не обязательно – согласиться).
Будьте готовы к общению по принципу “здесь и теперь”, т.е. речь идет о происходящем сейчас, без обращения к прошлому каждого, с кем общаетесь.
Нужна готовность к диалогу, отказ от жесткой позиции, принятии инициативы, исходящей от рядовых участников, если она работает на общую задачу. Твердость нужна только при защите общих интересов.
Приходящий в группу новичок испытывает чувства неопределенности, напряженности, тревожность от несоответствия своих прежних установок и новой ситуации. Он нуждается в информации о нормах, традициях, требованиях новой для него группы, переживает потребность в прогнозах для выработки своего поведения. Ему нужны цели, задачи, нормы, представления о содержании деятельности группы. Как правило, ”Дозор” при первом же общении создает условия, при которых старые стереотипы поведения новичка, старые испытанные подходы теряют свою эффективность. В первую очередь это относится к стилю поведения руководителей и группы в целом в сфере общения.
Нужна: информация о нормах отношений, законах жизни ”Дозора”, сведения об истории отряда – его летопись.
Нужны: организаторские умения политбойцов и инструкторов, главное – комиссаров.
Нужна: их убежденность в идеологии отряда и искреннее, без фальши соблюдение этих норм и этих законов.
Нужно: умение толково изложить наши взгляды в разговоре или в споре, если надо.
Нужно: не наигранное внимание и интерес к новичку.
Вскоре после начала периода адаптации в группе некоторые новички проявляют сопротивление раскрытию своей личности, включается защита – ответ нынешней структуры “я” на опыт, который этому “я” противостоит. К тому же, наиболее агрессивные новички могут постараться навязать вашей группе свои, привычные для них нормы отношений. При этом новые члены группы представляют другим свое внешнее “я”, свою маску – более или менее привычную для них.
Противоречие такого рода может вести к внутригрупповым и межгрупповым конфликтам, возможно – скрытым.
Необходимо:
Сделать противоречие открытым и обсуждаемым на фоне позитивных отношений в группе.
При обсуждении надо постараться:
Вызвать неудовлетворенность группы возникшей разобщенностью и потребность в сплочении.
Интерпретировать позицию каждого участника обсуждения с позиции ее соответствия принятым в группе ценностям.
Добиться единства оценок и ценностных ориентаций в группе, даже ценой ухода принципиально несогласных.
Создать условия для того, чтобы одним из существеннейших направлений работы вашей группы стала помощь и поддержка добрым началам в людях вне группы, можно сказать – посторонних (хотя они могут постепенно стать и своими). Для этого необходимо дело, нужное этим людям – доброе дело, может быть, совсем повседневное, житейское. Ваша группа должна стать нужной людям, можно сказать, обществу, потому что общество – это люди, для нас посторонние, не свои. Без этого группа неизбежно будет все более замыкаться в собственных интересах, т.е. дрейфовать в сторону корпорации и, соответственно, можно сказать, “загнивать”. В этот период развития групповых отношений основная забота комиссара – это организация деятельности группы, которую в основном приходится брать на себя из-за общей неподготовленности ребят к самоорганизации и в то же самое время пропускать все организационные вопросы через общественное мнение, заботясь о выдвижении организаторов. Приходиться думать и о том, чтобы нужное решение было принято, и о том, чтобы оно было выполнено силами ребят, и о том, чтобы своевременно прошло обсуждение сделанного. Особенно важно, чтобы деятельность группы была успешной и чтобы поведение каждого ее участника было предметом обсуждения на кругу с подчеркиванием его успехов и сильных сторон. Цели каждого пока еще индивидуальны, но уже начинают строиться в соответствии с групповыми ценностями – хотя бы и на уровне “знаемых”.
Высшая точка этого этапа развития групповых отношений – это достижение ядром группы высокой заинтересованности к постоянному участию в деятельности группы.
С этого времени открывается путь к стадии морально-волевого единства группы – начала высокого уровня группового сотрудничества. Успех его определяется бурным развитием самоуправления, ростом заинтересованности в сотрудничестве и в групповом общении.
Главная забота комиссара теперь – это поддержка делового сотрудничества, самоорганизации, обеспечение в группе отношений доверия, требовательности, защищенности каждого, уверенности в способности группы решить встающие перед ней задачи. В это время развертывается в полную силу триединый комплекс самоуправления: “сами планируем, сами организуем, сами обсуждаем сделанное”.
Роль комиссара теперь меняется – это уже не столько организатор, сколько хранитель коллективных традиций – “совесть группы” и руководитель скорее на стратегическом, чем на тактическом уровне, заботящийся о выдвижении новых общественно полезных целей – увлекательных, требующих напряжения сил и способностей всех участников.
Нельзя – чтобы организованность проявлялась лишь в деле, нужном и полезном только для самой группы (праздники, дни рождения).
Нельзя допустить ужесточения взаимных оценок при обсуждении внутригрупповых проблем, принесения интересов отдельной личности в жертву интересам группы и интересам ее лидеров (интересам дела – только, если по инициативе самой личности!).
Очень тревожна – ревность к новичкам!
Малейшие признаки корпоративной позиции к окружающему миру требуют решительной борьбы всей силой общественного мнения, особенно если их носитель – всеобщие любимцы, влиятельные, хотя и достаточно эгоцентричные ребята.
Показателем достижения сбором группы высокого уровня сотрудничества становиться способность этого ядра к решению сложных трудовых, организаторских, педагогических задач при минимальной помощи старшего руководителя - комиссара и способность органов самоуправления самостоятельно преодолевать трудности и решать проблемы достижения социально важных целей.
Отныне – движение группы вперед и выше связано с ролью ядра ее, как мотора, комиссара, как моториста–наладчика и с выдвижением наиболее способных ребят в роли организаторов общего дела, независимо от “стажа” их пребывания в группе.
Группа способна вести и включать в высокий уровень сотрудничества “второй эшелон” – новичков, еще не втянутых в общее дело, с более низким уровнем мотивации. Однако следует иметь в виду. Что возможны случаи, когда новичок, успешно действующий в группе, как рядовой-исполнитель, встречает внутреннее сопротивление собственной личности, когда от него требуется бескорыстная забота о ком-либо (младшем, постороннем). Это говорит, по-видимому, о повышенном эгоцентризме такой личности и пока еще слабом принятии им ценностных ориентаций группы. Он пока еще – в основном «потребитель» групповой атмосферы.
Ядро группы становиться коллективным лидером. Жизнь комиссара не становится легче, она становится интереснее.
Возможны конфликтные ситуации , связанные с неравномерностью мотивационного развития у участников деятельности; авангард выражает требования роста и создания условий для самовоспитания; влиятельные силы “авангарда” могут стремиться затормозить развитие во имя самоценного общения – “кайфа”.
Возможны случаи неприятия высокого уровня самоотдачи из-за стойкого индивидуализма личности, столкновения мотивов по мере их осознания.
Возможны ситуации “кризиса жанра” из-за потери достойных целей. Возможна критическая позиция членов группы в отношении ее предмета деятельности, связанная со стремлением рассматривать группу на широком социальном фоне в контексте проблем времени.
Возможны личные проблемы старших участников деятельности, связанные с разрешением вопроса о смысле жизни на старшем подростковом – младшем юношеском возрастах.
Возможен, наконец, кризис выпускника – столкновение мотивов личностного роста, требующих ухода в жизнь за пределы отряда и мотивов сохранения эмоционального кайфа в отряде, в том числе на неосознанном уровне. На этой основе делается попытка развенчать отрядную жизнь в собственных (и чужих) глазах под лозунгом: “вот в наше время…”. Выпускнику в этом случае нужно просто объяснить ситуацию. Возможен разрыв между уходящим во взрослую жизнь ядром, мотором деятельности, и приливом новичков, с которыми относительно неопытный еще комиссарский состав остается “с глазу на глаз”, без привычной помощи ветеранов группы.
Признаки далеко зашедшего распада деятельности:
1. Потеря участниками деятельности ее мотивов, их распад, размен, вырождение.
2. Несоответствия: операций – условиям, действий – провозглашенным целям, мотивов – реальным потребностям.
3. Превращение деятельности в цепь действий, не связанных единым смыслом.
4. Несостоятельность лидеров группы, их самоутверждение за счет всех остальных участников деятельности.
Надо видеть еще один “подводный камень”: для подростков, особенно младших, но и старших тоже: в случае успешно развивающихся групповых отношений радость жизни, которую в этом случае испытывает человек, сосредотачивается на старшем товарище – комиссаре. Он кажется им источником всех благ и приятных переживаний. Личность его чаще всего переоценивается и начинает выглядеть чем-то близким к идеалу.
Поэтому – чем благополучнее, с точки зрения комиссара идут дела у него в отряде, тем внимательнее и критичнее ему следует быть к своему поведению. Это относится и к стилю общения, и к невербальным манерам, и ко всему прочему. “Слабости” комиссара могут быть возведены в квадрат и в куб восторженными его почитателями, могут стать основой самоутверждения его воспитанников с непредсказуемыми последствиями.