Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Техника самоорганизации.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дежурный командир (дежком) – ДК – избирается первичным коллективом на срок от 1 дня до 1 месяца. Выполняет обязанности по поддержанию режима деятельности группы, определенному ее целями.

Авторитет ДК должен быть максимально поддержан комиссаром. ДК подотчетен кругу, его избравшему, но не следует очень увлекаться разбором дежурства. Опыт показывает, что в первые дни сбора (лагеря, выезда, экспедиции) и в последние его дни лучше ставить на эту роль более ответственных и сильных организаторов.

В большой по составу экспедиции целесообразно иметь ДК сбора и подчиненных ему ДК отрядов (групп, бригад). Это упрощает поддержание порядка.

На “огоньке” ДК высказывается последним из рядовых, перед комиссаром.

На общем сборе ДК может подводить итоги за комиссара или параллельно с ним (по огрвопросам).

Огонек и общий сбор отряда.

Коллективное обсуждение прожитого времени, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений, коллективное планирование.

Воплощение идеи: ”Сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем“ – однако на разных этапах ее реализации.

Психолого-педагогическая задача: научить участников деятельности осмыслению жизни. Привить им навыки коллективного анализа, коллективного мышления, культуру общения.

Гарантия реальности: защищенность каждого, доброжелательный тон в коллективе. Критика с целью не унизить, но помочь. Отказ от высмеивания. Реальный вес каждого голоса.

По Макаренко: ежевечерние собрание на двадцать минут, с 20.30 до 20.50 при регламенте – 1 минута. “За секунду – мысль, за минуту можно сказать 30-60 мыслей!”

Цель сбора: постоянный контроль за отношениями и климатом общения, постоянное знание друг друга и первичного коллектива.

Собрание должно стать традиционным! При анализе не зарываться в мелочи. Основная тема – развитие группы и деятельности.

Огонек и общий сбор не должны быть местом публичного наказания, сведения счетов, местом решения сложных проблем. Это, прежде всего процесс формирования и арена действия общественного мнения участников общей деятельности.

КЮФ (коммуна юных фрунзенцев).

Внес:

1. Огонек – сбор: две ступени (первичная группа и весь коллектив).

2. Схему разговора.

3. Эмоциональную сторону (ритуал, песня, свеча…).

4. Форму “откровенного разговора” – обсуждение проявлений нравственного облика участников деятельности за определенное время – 10 дней, месяц, время похода, экспедиции.

Огоньку , по модели КЮФ, свойственны: прямота, принципиальность, товарищество, чуткость, такт, умение видеть другого.

 

Виды “огоньков” по модели “КЮФ – Орленок”:

  • Огонек знакомства
  • Огонек оргпериода
  • Огоньки I, II, III десятидневок
  • Огонек заключительного периода
  • Огонек прощания
  • Огонек – анализ дела
  • Огонек – анализ дня
  • Огонек – откровенный разговор
  • Огонек – дежурного отряда
  • Огонек – тематический

Мы приводим здесь только основные четыре варианта огоньков. Наиболее типичных для сборов и экспедиций “Дозора”.

Огонек знакомстваопределяет эмоциональный настрой и содержание межличностных отношений в первые дни выезда, сбора, экспедиции. Имеет целью сформировать у новичков представление об отряде, о своем месте в отряде в положительном эмоциональном ключе. Основывается на психологическом факте, что первоначальное восприятие определяется по преимуществу эмоциональными моментами, которые опережают рациональные, логические построения и обладают огромной информативной значимостью.

Содержание огонька знакомства:

  • рассказ эстафета (рассказ о себе) по схеме : как зовут, откуда сам, что любишь делать, чем увлекаешься, кем хотел бы стать, чему научиться, что знаешь о “Дозоре”;
  • символ откровенности (значок, гильза, уголек от костра, свеча, еловая шишка и т.д.) идет по кругу из рук в руки.
  • начинает говорить комиссар или опытный политбоец; комиссар активен: комментирует, ведет диалог, задает тон и темп, следит за настроением и вниманием, обобщает и делает выводы, предлагает форму проведения, проговаривает вступление и заключение о четырех традициях: огонька, закона круга, закона доброжелательности и закона песни.

Варианты проведения:

Выделение творческих групп: по именам, по кругам интересов (любители кино, мороженого, футбола, книжек и т.д.).

Можно: рассказ не о себе, а о герое, отце, знакомом – что привлекает, о дне, который запомнился – все это характеризует человека.

Обобщение: что люди разные, но отряд получится.

 

Огонек оргпериода.

Психолого-педагогическая задача: научить участников правильному поведению на огоньке и технике обсуждения.

Нужно утвердить традицию:

  • присутствие всех
  • выступление каждого
  • продолжительность обсуждения от 40 мин до 1 часа
  • соблюдение норм “огонька”

Самое главное – каждому понять, что здесь не отмолчаться, поэтому в течение дня нужно быть внимательным, наблюдать и думать, чтобы на огоньке было что сказать.

Технология:

  • чем для тебя был этот день?
  • что в нем понравилось? почему?
  • что не понравилось? почему?
  • что предлагаешь на будущее?

Записи комиссару нужно делать прямо на “огоньке”, даже демонстративно.

Неизбежны повторы и паузы. Если надо подумать – дается 2 минуты.

 

Общие правила “огонька”:

  • говорят вполголоса
  • хочешь сказать – подними руку
  • внимательно слушай, дай договорить до конца
  • критика не с целью унизить, но – помочь
  • критикуешь – предлагай
  • говорят, что думают
  • правило свободного микрофона

Обобщение комиссаром: пользуясь ссылкой на мнение (это по записям) повторяет оценки близко к тексту. И – про обязательность обсуждения.

Может быть иной вариант обсуждения:

  • что группа сделала для себя?
  • что – для всего отряда?
  • что – для людей за его пределами?
  • что можно было сделать, но не удалось?
  • что бы хотелось сделать? почему?

 

Огонек – анализ дела.

Проводится сразу по завершении дела (похода, экспедиции).

Психолого-педагогическая задача: научить участников видеть причины успеха или неудачи.

Время – от 25–30 минут до часа.

Анализ состоит из:

  • выступления отдельных лиц;
  • обсуждения по принципу свободного микрофона;
  • схема анализа: общая оценка дела, идея, как она выполнялась, как выглядела в реальности, каковы детали;
  • оценка дела рабочей группой;
  • обобщение сказанного (цель, трудности, как работали, оценка руководителя).

 

Из воспоминаний взрослого дозоровца (Женя Лишина–Кравчук):

“ Вечные вопросы: Что было хорошо? Что – плохо? Как сделать, чтобы было лучше? – эти вопросы научили анализировать происходящее, свои действия, свою работу… К этим вопросам подходишь строго. Я сама помню, когда на огоньке была недовольна, когда о моем дежкомстве говорили: “ Все хорошо, отличный дежком. ” И не было радостно от этого “ хорошо ” . Значит, нужно смотреть глубже. Вот так мы учились анализировать… ”

 

Откровенный разговор.

Самая трудная форма обсуждения. Обсуждается каждый член группы как личность, дается общественная характеристика ему как человеку, товарищу, участнику общего дела.

Психологически – это прикосновение, иногда операция в чрезвычайно сложной и ранимой области личности – в ее самооценке.

Решающий фактор – защищенность.

Необходимые условия:

  • особая тональность
  • легенда – введение (постановка задачи)
  • обсуждение по принципу свободного микрофона
  • время – по потребности
  • добровольность

НЕЛЬЗЯ !

  • разбор персонального дела!
  • сведение счетов!
  • захваливание!

Комиссар корректирует оценки, выступая последним.

Схема анализа:

  • что меня привлекает в человеке?
  • что мне не нравится в человеке?
  • что мне хочется пожелать ему на будущее?

Можно проводить только на уровне нравственной зрелости группы.

Можно давать слово двум – трем, кого назовет становящийся под обсуждение + тот, кому очень нужно что-то добавить + комиссар.

Для новичков разговор предваряет легенда – введение, призванная дать образец для сравнения. При группе, имеющей опыт, это не нужно.

Принцип: обсуждается не человек, а его поведение, поступок. Человек не равен своему поведению и тем более – поступку. Он часто бывает или лучше, или хуже.

Нужна соответствующая песня – дающая настрой.

Не употреблять обтекаемых слов: “ хороший мальчик… ” (У нас плохих нет! Можно найти более точные и выразительные слова!)

Каждый хочет иметь друга, способного прямо и честно сказать о твоих достоинствах и недостатках. Каждому важно знать, каков он в глазах своих товарищей. Разговор требует мужества, честности, доброты и товарищества.

… На отношение – не обижаются !

 

Общие проблемы самоуправления.

Трехэтапное обсуждение дня, дела; проблемы:

 

  • на первом этапе – огонек
  • на втором этапе – общий сбор, где выступают представители первичных коллективов.
  • на третьем этапе – совет командиров / комиссаров (СК).

Первый – по оргвопросам, второй – педсовет. Иногда их имеет смысл разделять, но далеко не всегда.

Доступ на СК, за редким исключением – свободный для всех, кто хочет послушать или принять участие (но не мешает).

Вызванные на СК в качестве конфликтных персон пользуются всеми правами участников общей деятельности, имеющих право голоса при решении спорных вопросов. Позиция обвиняемых должна быть снята: они – прежде всего – товарищи. Вместе с тем деловая обстановка СК позволяет достаточно тонко и точно инструментовать любую проблему, даже весьма острую. Решение СК не должны быть направлены на занижение самооценки кого-то из состава отряда. Дело СК – корректировать только способы самоутверждения личности, включая сюда ее ценностные ориентации, с точки зрения идеологии группы, требующие пересмотра.

 

В обиходе коммуны А.С.Макаренко практиковалось такое понимание наказаний:

  • Существует два вида наказаний: наряд для новичка, арест для командира (отбывается в штабе – в центре колонии).
  • Наказание не должно оглушать коллектив.
  • Они не должны делаться бытом, т.е. должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обращал на них внимание.
  • Наказание имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует.
  • В наказании является важным не столько само содержание наложенных процедур, сколько факт их наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива.
  • Наказание должно назначаться только в том случае, если нарушитель открыто и сознательно идет на нарушение норм, пренебрегая требованиями коллектива.
  • Наказания должны в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и в будущем готов не повторять этих своих ошибок.
  • Необходимо, чтобы право наказания принадлежало одному человеку . Никто другой, кроме старшего уполномоченного коллектива, не имеет прав его накладывать. Но самое строгое и жестокое, такое как исключение, по А.С.Макаренко, всегда считается необходимым проводить через собрание. Общее собрание нужно не столько для того, чтобы наложить правильное наказание, сколько для того, чтобы каждый член общего собрания считал себя ответственным за решение.

 

Помимо применения института дежкомов, огоньков и общих сборов в обиходе сборов и экспедиций может быть использована система советов дела или сводных отрядов (СД или СО) для отдельных, локальных дел и заданий численностью от 2-х и более участников. Возможна также система ЧТП (чередующихся текущих поручений), когда первичные коллективы периодически по графику, сменяя друг друга, несут обязанность разных направлений.

 

Коллективные творческие дела (КТД)

активная форма познавательной, эстетической, идейно-политической деятельности.

Основные психолого-педагогические признаки КТД:

1. Проблемность, т.е. создание ситуации, требующей разрешения интеллектуальной или нравственной проблемы (или – хотя бы наилучшей организации предложенной темы, выбор идеи, ее сценического решения, выбора средств, демонстрирующих позицию группы и т.д.).

2. Информационная насыщенность – обилие новой информации, из которой группе нужно отобрать необходимую и достаточную для решения своей задачи.

3. Эмоциональную насыщенность. КТД – это игра, импровизация и в то же время сценическое действие, рассчитанное на эмоциональный отзвук зрителя.

КТД на обычном сборе или в экспедиции по своей организации и психологическому эффекту могут быть разделены на три основные группы.

Первая из них – дела, подготовленные первичными группами (отрядами), выступающими на общем сборе поочередно или параллельно.

Например: концерт-ромашка, концерт молния, разнобой, час открытых и неоткрытых тайн, бои, викторины, инсценировки всякого рода, конкурсы, лотерейная газета, тематические выступления групп и т.д.

Вторая группа – дела, которые ведут небольшие группы (СД) инициаторов, а остальная публика – в основном исполнители задуманного, иногда в ситуации некоторой неопределенности, например в ролевой игре.

Это может быть: вечера вопросов и ответов, пресс-конференция, час просвещения, суды, борьба миров, рыцарские турниры, путешествия, ролевые игры и т.д.

Третья группа: КТД, проводимые фронтально с возможностью индивидуального выступления.

Это – вечера поэзии, путешествия, диспуты, дискуссии, спортивные игры и пр.

Деление на группы КТД относительно, но I группа в основном работает на сплочение первичного коллектива, на подъем общего развития. Уровень их непостоянен. Велика роль совета дела – инициатора КТД.

II группа КТД – позволяет подготовить и провести дело на хорошем уровне относительно малыми силами, тщательно организуя подготовку советом дела. Они эффективны, но относительно редки и действие их на личность отдельных участников трудно прогнозировать, а первичный коллектив чаще не задействован.

III группа КТД ориентированна на отдых и сближение всех участников макроколлектива. Не требует тщательной подготовки, помимо организационной. Они хороши, когда малыми силами нужно задействовать большие массы участников и успешно помогают создать общую атмосферу.

 

 

Психологические механизмы воздействия

группы на личность подростка и юноши.

(по Л.И.Божович и В.М.Сергееву)

 

Вступая в группу, подросток и юноша преследует ситуативные цели – интересно провести время, расширить круг друзей, может быть, найти себе референтную группу (группа значимых для подростка людей, на мнение которых о себе он ориентируется).

Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ” . При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.

Следует иметь в виду, что личность новичка, вступая в группу, создает новую ситуацию: меняется и личность, и группа. Вопрос: Кто меняется глубже? Кто изменится больше? Поэтому коммунарский отряд, приглашая к себе новичков, т.б. старших подростков или юношей, должен обладать определенным запасом прочности. Иначе сильный новичок может очень основательно скорректировать “ под себя ” группу. Так или иначе, но первая стадия – адаптация бывает завершена или вхождением новичка в группу, или его уходом – временным или постоянным.

На втором этапе схваченная человеком словесно сформулированная или подсознательно усвоенная манера поведения и найденная “ социальная ниша ” превращают новичка в полноправного члена группы. Стиль поведения освоен. Но он может быть освоен только в рамках группы. Выходя во двор или уходя домой, член группы может прощаться со своим “ групповым ” стилем и принимать совсем иные нормы. Это означает, что “ акт формирования личности ” еще не произошел. Стиль поведения и отношений, принятый группой, усвоен лишь как средство “быть своим” и не стал личностным качеством человека.

На третьем этапе происходит (если происходит!) усвоение ценностных ориентаций и норм поведения в качестве собственно личностных черт, независимо от существования или не существования группы, которая их “ породила ”.

Связь с групповой активностью здесь прямая – чем более личностная позиция человека определяет его активность в групповой деятельности, тем более основательно перестраивается его личность под влиянием этой деятельности и этих отношений. Так, пребывание в роли комиссара в коммунарском объединении влияет на человека сильнее, чем пребывание в роли посетителя коммунарского сбора и даже участника–исполнителя.

 

Итак, первоначальное принятие норм отношений и поведения происходит под влиянием потребности, естественной для всякого человека: “ быть своим ” , в результате требований группы – “ навязывание ” ею определенных норм.

Позже, освоившись в группе, человек рано или поздно оказывается перед выбором различных способов действий и перед необходимостью решать. Решение, принятое сознательным путем в пользу определенных норм и традиций, обладает дополнительной нравственной силой.

Обладая определенным опытом такого рода действий, личность оказывается способной к нравственному поступку уже без рассуждений и колебаний, к определенному отношению к людям, с которыми уже вне группы его сводит судьба.

Отсюда становится понятным насколько важна убежденность комиссарского состава и умение действовать согласованно в непредсказуемой ситуации педагогического воздействия на ребят-новичков. Это – во-первых.

Кроме того, опыт деятельности участников группы в качестве ДК, в советах дела в творческих делах в роли политбойца и тем более – комиссара, естественно ставит их перед необходимостью принимать решения, исходя из понимания себя и задачи, умения понять другого – т.е. внутренне встать на его позицию, уловить, какие потребности эту позицию определяют и формируют.

Разнообразие ролей в дружественной обстановке отряда позволяет попробовать себя в разных ролях и вне зависимости от всякой роли, в любой из них сохранить свое личностное лицо. Роль не должна прирастать к человеку. В каждом человеке он должен видеть себя и каждого человека – в себе – тогда он сможет быть самим собой практически в любой жизненной ситуации и внутренне быть свободен.

Эта задача не всегда легко решаема, но поставьте себе целью научиться ее решать. Может быть, это и есть главное психологическое качество комиссара.

 

“ …моя способность видеть расширилась, – пишет индийский психолог Дипак Чопра, – Когда я смотрел на человека, я не мог не видеть его семьи и друзей. Они тоже служат продолжением человека, и оно многое говорит мне о том, кто этот человек на самом деле. Потом я стал видеть еще больше. Я начал видеть то, что находиться под маской физического внешнего вида. Я видел эмоции, желания, страхи и мечты. Конечно, все они тоже являются частью человека, у вас есть глаза, чтобы их видеть.”

 

Нормы, законы и традиции коммунарской жизни.

 

Эти заповеди во многом облегчают людям принятие атмосферы “ Дозора ” . Одни из них направлены на освоение технических приемов в общении, другие направлены на принятие форм организации жизни сбора, третьи – на систему нравственных ценностей и отношений.

Нередко их сводят в систему “ Свода законов ” или ” Устава ” . Действовать можно по разному – или пересказывать их, как традиции, устно или принимать, как нормы жизни, голосованием на сборе.

Здесь мы изложим их как “ Законы сбора ” .

1. Закон доброжелательности – главный закон жизни отряда. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Главное – бережное отношение к человеку!

2. Закон заботы. В отрядной жизни: первая забота – об отряде, его благополучии и настроении; о младших, больных, женщинах и всех тех, кто нам доверился и ждет нашей помощи. “ Наша цель – счастье людей! ” Вторая забота – о товарище. "Живи для улыбки друга!” Третья забота – о себе. Сделай все, что от тебя зависит, чтобы не усложнять жизнь товарищей. “ Не заболей! ”

3. Закон партизана. Каждому в отряде надо научиться делать что-то нужное для всех лучше других: развести костер в непогоду, быстро и надежно оборудовать лагерь, помочь заболевшему, найти дорогу по карте и компасу, организовать общую игру, поддержать настроение группы в критический момент, приготовить вкусный обед, быстро и безопасно свалить в лесу сухое дерево, организовать теплый ночлег, описать в дневнике прожитый день – и многое другое. Сюда же можно отнести владение миноискателем и щупом, умение вести раскоп, вести рабочие записи в поисковом походе, знание взрывоопасных предметов. Найди то, что тебе ближе – и стань мастером этого дела. Тогда ты будешь особенно нужен товарищам. Такие порядки были приняты в 1 партизанской бригаде в Карелии в 1942г.

4. Законы похода:

4.1 В походе и экспедиции нет иждивенцев. Ищи работу сам. На привале к огню не стыдно подойти погреться, когда стоят палатки и тенты, укрыты от дождя вещи, заготовлены дрова и вода – чем скорее это будет сделано, тем лучше будет всем. Не торопись сушить свои вещи – может быть, сначала надо обогреть товарища и сделать сушилку. Комиссары и дежкомы отдыхают, едят и укрываются от неприятностей только после того, как обеспечены необходимым и в безопасности все те, за кого они отвечают.

4.2 На марше темп движения – по идущим медленнее (независимо от причин). Наиболее надежные идут замыкающими. В походе самое главное условие безопасности – не разделяться!

4.3 Главная цель похода и экспедиции – безаварийность. Никакая иная цель не оправдывает риск, потому что за нами – люди. Поэтому без большой необходимости и собой рисковать не надо.

4.4 В отрядной жизни невозможны: спиртное, наркотики, кайф от токсикомании, карточная игра, пошлый и двусмысленный юмор, брань и оскорбления, воровство, драка и рукоприкладство. От всего этого мы не гарантированны, т.к. в отряд приходят разные люди. Но вероятность этого надо сводить к нулю и всеми силами предупреждать заранее или пресекать. Если человек не хочет в этих вещах остановиться – от него надо избавляться. В наши дни к этим опасностям добавилось чернушничество (поиск для наживы) и дедовщина (помыкание младшими и более слабыми). Курение табака – для тех, кому это разрешено СК; не надо делать демонстрацией и одной из норм общения (втягивает некурящих). Младшие и те, кто не курит – не должны начинать и вовлечение их – серьезная вина.

4.5 Дерево, цветок, птичье гнездо – все живое беззащитно перед оружием, топором, ножом и глупой человеческой силой. В оружии спрятана смерть, поэтому с ним нельзя играть. Не поднимай топор и нож на живое дерево без необходимости. Не рви цветы, чтобы вскоре же их бросить.

4.6 Техника безопасности запрещает пить на марше, купание без страховки, уход из расположения отряда без разрешения командира и особенно – в одиночку. Нельзя допускать валку деревьев без страховки и специального предупреждения, неподчинение инструктору и командиру в ситуации похода и экспедиции.

4.7 Уходя – оглянись! За спиной дозоровца все должно оставаться чистым – и на земле, и в человеческих отношениях.

5. Законы круга.
Сбор – в кругу, огонек – в кругу, песня – в кругу. В кругу нет первых и нет последних, все равны и каждый чувствует плечо товарища.
Песня – наш друг, наше оружие. Песней можно сплотить людей, песней можно развалить отряд. Поэтому важно – что поют, как поют и – где поют. Песню нельзя прерывать, ее нужно уважать. Подбор песен для круга – важное дело для комиссара. По традиции наибольшее предпочтение всегда отдавалось песням Городницкого, Визбора, Окуджавы и других авторов 60-70-х гг.
Свеча – символ сбора; если нет костра, то она – центр круга. Если свеча погасла по неосторожности и баловству – ее больше не зажигают.
Каждое дело – творчески, иначе – зачем? Любое дело требует мысли и не терпит шаблона. Подумай, как лучше его сделать, вложи в него свою мысль и душу.

6. Закон “ 00 ” . Точность – вежливость королей. Будем точны – будем королями! Потеря времени обязательно кого-то обижает.

7. Закон поднятой руки. Хочешь высказаться – подними руку. Общий галдеж уместен только в стае галок на ночевке. И то – проходит время и они затихают.

Уважение к человеку!Уважение к человеку! Вот он, пробный камень!

Нацист уважает лишь себе подобных, а значит, он уважает только самого себя. Он отвергает противоречие – основу созидания, а стало быть, разрушает всякую надежду на движение к совершенству и взамен человека на тысячу лет утверждает муравейник роботов ” ,– обращается к потомкам Антуан де Сент-Экзюпери в “ Письме заложнику ” . Сейчас, на рубеже веков, когда России более чем когда-либо угрожает нацизм, эти слова звучат как заповедь антифашизма – антитоталитаризма.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.