Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Смысл и ценность жизни





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Часть 1. Понятие абсурда и его философское осмысление

В самом начале своего эссе об абсурде А. Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным философским вопросом является вопрос о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет основные проблемы, рассмотренные автором в его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда и его влияние на отношение к жизни и вопрос самоубийства, надежда и свобода.

Смысл и ценность жизни

Начиная эссе с попытки понять причины, способные заставить человека добровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это чувство, по мнению автора, возникает прежде всего на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями” .Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко описывает факторы, присущие этому чувству.

Абсурд проникает в сознание человеканеожиданно, когда он в какой-то момент вдруг чувствует опустошенность,усталость от повседневного бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этойповседневности. Цепочка привычных поступков разрывается, и именно в этотмомент, по мнению автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальнойжизни, начинает приходить в движение.Еще один фактор абсурда – время.Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его враг. Какговорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействиявремени.Следующей ступенью является ощущениечеловеком своей чужеродности в окружающем мире. Мир, по всей сути, имеетбесчеловечное начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.Кроме того, и в самом человекескрыто нечто бесчеловечное – поведение, жесты, действия других людей вызываютрастерянность, показывая чем человек как физическое существо является на самомделе. В этом тоже проявляется абсурд.Смертность человека и неизбежностьсмерти придают чувству абсурда дополнительное содержание.Камю особо останавливается напроблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человеказаключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако существуетнеизменное противоречие между тем, что человек, как ему кажется, знает и тем,что он знает на самом деле.Познание мира с помощью образов(литература, живопись и т.п.) предполагает отсутствие точного знания. В то жевремя освоение мира и с помощью науки невозможно, поскольку она способна лишьопознать и перечислить отдельные явления. При этом Камю отмечает, что мир кактаковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается в столкновенииэтой неопознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается вдуше человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса бытьсчастливым и постигнуть разумность мира, с одной стороны, и безмолвногонеразумия мира, с другой.Этим выводом Камю противопоставляетсебя многим современным ему философским школам, утверждавшим, что все сущееразумно, и все познаваемо с помощью разума.Углубляясь в анализ понятия абсурда,Камю отмечает, что чувство абсурда возникает при рассмотрении не единичныхфактов и впечатлений, а при сравнении наличного положения вещей с определенногорода действительностью, действия – с превосходящим его миром. Камю говорит, чтоабсурд не коренится ни в человеке, ни в мире, а в их совместном присутствии.Абсурд – единственная связующая нить между ними. Развивая свою мысль, авторопределяет своего рода триединство: абсурд, человеческое сознание и мир.Исключение одного из этих слагаемых приведет к разрушению всей общности.Столкновение и борьба этих составляющихпредполагает отсутствие надежды (но, как подчеркивает Камю, это не отчаяние),постоянное отрицание (но не отречение) и осознанную неудовлетворенность.Нарушение этих условий устраняет абсурд, поскольку разлад уничтожаетсясогласием. Абсурд, по мнению Камю, имеет смысл только в той мере, в какой с нимне соглашаются. Он добавляет также, что человек, осознавший абсурд, навсегда кнему привязан.Возвращаясь к проблеме смысла бытия,Камю отмечает, что пережить и испытать все, что положено судьбой, значитвсецело ее принять. Однако, если человек осознал, что судьба абсурдна, он несможет пережить ее испытаний, если не сделает все возможное для поддержанияэтого выявленного сознанием абсурда. “Жить означает поддерживать жизньабсурда”, - говорит Камю.Поэтому автор и делает очень важныйвывод о том, что опыт абсурда и самоубийство – категории несовместимые. Человек,осознавший абсурдность бытия, находит смысл жизни как раз в постоянной схваткеразума с превосходящей его действительностью.Соответственно, и обеднение,облегчение действительности, которая своим бесчеловечием питает величиечеловека, - означает обеднение самого человека. Поэтому основным следствиемабсурда Камю считает то, что человек своим сознанием изо дня в деньсвидетельствует об истине, которой является вызов превосходящему миру.Переходя к понятию свободы, Камюотмечает, что абсурд сводит к нулю все шансы человека на призрачную вечнуюсвободу, исповедуемую в религии, но возвращает свободу поступков и воодушевляетна нее. После осознания абсурда человек понимает: нет более высшей свободы, чемсвобода быть, единственной свободы, которая служит основанием для истины.Причина внутренней свободы человекаабсурда заключается в том, что он осознает, что завтрашнего дня в его прежнемпонимании ожидания чего-либо от будущего, нет. Возврат к отчетливому сознанию,бегство от повседневного сна являются первоначальными посылками абсурднойсвободы.По мнению автора, осознание абсурдапредполагает замену качества опыта бытия его количеством. Иными словами, важноне прожить как можно лучше, а пережить как можно больше. А это, в свою очередь,заключается в том, чтобы прочувствовать свою жизнь, свой бунт, свою свободу какможно сильнее.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.