Рынок чистой конкуренции инноваций –сов-ть производит. научно-технической прод-ции и ее потребит., совершающих сделки со сходным тов. в ситуации, когда они не влияют на ур-нь цен.
Гл. действующ. лицом конкур. отношений на рынке выступает инновац. фирма. Продукт научно-технич. деят-ти–тов. на рынке инноваций.
Рыночная конкуренция – борьба предпр. за ограниченный объем платежеспос. спроса потребит.
Конкурир. фирмами явл. организ., имеющие полностью или частично совпадающие фундаментальные ниши. Осн. формы участия инновац. предпр. на рынке новшеств:
1) наличие собств. НТ и экспериментальной базы;
2) приобрет. лицензий на право пр-ва тов., усл.;
3)покупка НОУ-ХАУ, технологий, готовых изделий и др. интеллект. собств.;
4) освоение и выпуск конкурентоспос. прод-ции;
5) завоевание лидерства на рынке.
Источники информ. о деят-ти конкурентов: рекламные проспекты, торг. выставки и ярмарки, ежегодные отчеты рук-ва компании, обзор в ком. периодике, мат-лы конференций.
Оперативные источники: сведения, получ. от потребит., информ. с бирж и торгов, рез-ты экспериментов на рынке, сведения от гос. учрежд., информац. технологии, СМИ, сведения дилеров по сбыту.
Выявление действующ. и потенц. конкурентов осущ. 2мя методами:
1) 1-й подход связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке осн. конкурирующими ф-мами;
2) 2-й ориентирован на классиф.конкурентов в воотв. с типами рын. стратегии.
На основ. 1-го метода выделяются след. группы потребит.:
- ф-мы, предлагающие аналогичный тов. на тех же рынках;
- ф-мы, обслуживающие др. рынки аналогичной прод-цией, выход которых на данный рынок явл. вероятным;
- ф-мы, производящие тов.-заменители.
Согласно 2му подходу выделяются 2 стратегич. группы фирм:
- ф-мы, кот. исп-ют чужие технологич. нововведения для обеспеч. выпуска кач-ной и надежной прод-ции. Располагают широкими возможностями в исп-ии кредитов;
- ф-мы, обладающие след. чертами: исп-е в пр-ве собств. технич. идей; ориентация на пр-во полупроводников.
Маркет. исследов. позволяют выявить потенц. наиб. опасных конкур.:
· Ф-мы, склонные к рын. экспансии, кот. действуют на географич.-смежных рынках,
· Крупные ф-мы-пок-ли,
· Крупные поставщ. мат-лов, сырья, оборудов.,
· Мелкие ф-мы, кот. в рез-те поглощения крупнй компании становятся сильными конкур..