Тема 1. Концептуальные понятия в области инноваций,
Инновационной деятельности
Значение инновационных процессов в экономике страны, отрасли, предприятия. Понятие и содержание инноваций, инновационной деятельности. Элементы инновационной деятельности: инновация, нововведение, новое, новшество. Классификации инноваций по степени инновационного потенциала новой идеи, по отношению к прототипу, по степени новизны, по типу новизны для рынка, по охвату ожидаемой доли рынка, с точки зрения распространенности, по технологическим параметрам, по этап НТП. Обобщающие классификационные признаки и группы инноваций, практический классификатор инноваций.
Понятие инновационного процесса, его характерные признаки: системность, цикличность, вероятность, социальная значимость. Практика внедрения инновационных процессов в виде инновационной цепи, инновационного цикла, современных инновационных моделей.
Тема 2 Основные элементы инновационного процесса.
Технология инновационного предпринимательства
Сущность инновационного предпринимательства. Факторы, обуславливающие необходимость инновационного предпринимательства. Задачи предпринимателя-новатора. Побудительные мотивы развития инновационного предпринимательства в развитых странах. Основные этапы процесса инновационного предпринимательства. Виды и модели инновационного предпринимательства
Факторы, влияющие на развития инновационной деятельности: экономические и технологические, политические и правовые, организационно – управленческие, социально- психологические и культурные. Развитие инновационного механизма в Российской Федерации.
Основные элементы инновационного процесса.Ресурсы (источники) инновационного предпринимательства: неожиданные события, несоответствие между реальностью и ее отображением, изменение производственных потребностей, изменение в отраслевых и рыночных структурах, в ценностных установках и в восприятиях, демографические факторы, новые знания.
Инновационнообразующие факторы: финансовые ресурсы, предприниматели-новаторы, поле инновационной активности.
Субъекты инновационного предпринимательства. Организации-субъекты инновационной деятельности. Классы инновационных предприятий по характеру инновационной деятельности с учетом рыночных и маркетинговых аспектов. Основные отличительные черты субъектов инновационного предпринимательства.
Распространение инновационных продуктов (трансферт технологий). Классификация трансферта технологий. Объекты некоммерческого и коммерческого трансферта технологий. Основные виды передачи объектов инновационной деятельности: передача лицензий, ноу-хау, инжиниринг, промышленная кооперация, техническая помощь.
Понятие о рынке научно-технической продукции. Объекты и субъекты инновационного рынка.