После распада централизованной системы управления народным хозяйством в России начался этап массовой приватизации государственной собственности, то есть этап передачи ее от неэффективного собственника — государства к эффективному — частному собственнику. Однако многие из тех частных собственников, во владение которых перешла значительная часть государственных предприятий, оказались неподготовленными к тому, чтобы умело управлять в новых рыночных условиях полученными в собственность предприятиями, а следовательно, они стали такими же неэффективными собственниками, каким и было государство.
Что же значит «оказались неподготовленными»?
Во времена централизованного управления экономикой ни один руководитель предприятия не задумывался о том, кто будет покупать производимый им товар, как увеличить объемы продаж, как изменить товар (услугу) так, чтобы на него повысился спрос. Зачем думать о том, как продать товар, если в стране и так дефицит на все то, что нужно простому гражданину. Все производители получали государственные планы по выпуску продукции и стремились их выполнить, перегоняя в этом, друг друга и совсем не задумываясь о том, насколько полно их продукт удовлетворяет потребностям потребителей и какое количество такого продукта необходимо произвести, чтобы каждый гражданин получил «по потребностям».
Как приходится работать сейчас?
После того как подавляющее большинство предприятий стало самостоятельными субъектами рыночной экономики, задачей каждогоруководителя является сделать работу возглавляемого им предприятия экономически эффективной. А для этого необходимо уметь организовывать работу в условиях рынка, на котором, с одной стороны, находятся потребители, с постоянно изменяющимися потребностями, которые необходимо учитывать, а с другой стороны, конкуренты, которых становится все больше и больше и которые постоянно совершенствуют производимый ими продукт, пытаясь отнять занятые другими предприятиями доли рынка. Также руководитель должен уметь правильно определить потребности потребителя, определить преимущества и недостатки продуктов конкурентов, найти свою нишу на рынке, подобрать высококвалифицированный персонал, наладить производство продукта и систему сбыта, организовать эффективную рекламную кампанию выведения продукта на рынок и т. д. И для того, чтобы все вышеперечисленные мероприятия носили не разрозненный, а системный характер, в современных рыночных условиях для выхода нового предприятия или продукта на рынок существует понятие «бизнес-планирование».
Для чего нужен бизнес-план?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, для кого бизнес-план составляется, то есть кто будет его использовать в своей деятельности.
Если действующее предприятие открывает новое направление, например, турфирма — новое туристское направление, то бизнес-план необходим для того, чтобы четко прописать последовательность действий по продвижению нового тура на рынок и оценить возможные доходы от его реализации.
Если группа инициаторов нового бизнес-проекта хочет привлечь денежные средства под его реализацию, то в таком случае бизнес-план призван убедить инвесторов вложить деньги в данный проект.
Если предприятие хочет привлечь банковский кредит под реализацию нового проекта, то тогда бизнес-план должен доказать кредиторам, что выданный кредит вернется в установленный срок, а предприятие будет в состоянии погасить процентные выплаты.
Если же кредит планируется получить у государственных органов, поддерживающих развитие предпринимательства, то в бизнес-плане необходимо указать социальную значимость проекта.
Таким образом, получается, что в зависимости оттого, для кого предназначается бизнес-план, в нем следует делать акценты на те или иные разделы: для кредиторов — на финансовые показатели и факторы снижения рисков, для собственных нужд — на технологический процесс производства, для государственных органов — на социальные параметры проекта.