После того, как определено, что будет производиться, кто это будет покупать, и как клиент будет выбирать наш продукт среди остальных, необходимо понять, как долго услуга сможет существовать на рынке. Период существования услуги на рынке носит название «жизненный цикл услуги». Он изображается графиком (рис. 4).
ЖЦУ - время с момента первоначального появления продукта на рынке до момента прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад (табл. 1).
Таблица 1.Этапы жизненногоцикла услуги
Показатели
Этап выведения на рынок
Этап роста
Этап зрелости
Этап упадка
Сбыт
Слабый
Быстрора-стущий
Медленно падающий
Падающий
Прибыль
Ничтожна
Максимальная
Медленно падающая
Низкая или нулевая
Потребители
Любители нового
Массовый рынок
Массовый рынок
Отстающие
Число конкурентов
Небольшое
Постоянно растущее
Большое
Убывающее
Основные стратегические усилия
Расширение рынка
Проникновение вглубь
Отстаивание своей доли
Повышение рентабельности
Затраты на маркетинг
Высокие
Высокие, но несколько ниже
Сокращающиеся
Низкие
Распределение товара
Неравномерное
Интенсивное
Интенсивное
Селективное
Усилия маркетинга
Создание осведомления о товаре
Создание предпочтения к марке
Создание приверженности к марке
Селективное воздействие
Товар
Основной вариант
Усовершенствованный
Дифференцированный
Повышение рентабельности
Цена
Высокая
Несколько ниже, стабильная
"Падающая
Низкая
Стадия внедрения продукта на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за крупных первоначальных финансовых вложений на создание продукта, затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства.
На стадии роста производства предприятие получает максимальную прибыль за счет увеличения объема продаж, связанного с увеличением популярности продукта и низким уровнем конкуренции при относительно невысоких затратах на маркетинг; создается торговая марка, которая на дальнейших этапах жизни туруслуги помогает поддерживать определенный уровень спроса.
Для того, чтобы максимально продлить период роста комплексной туристской услуги, предприятие может использовать следующие методы:
- повышение качества услуги (данный метод на сегодняшний день наиболее актуален для сферы туризма, так как потребности туристов очень быстро растут, появляется такое понятие, как «новый турист», который требует высокого качества не только роскошных и дорогих продуктов, но и всех остальных);
- выпуск модернизированной услуги (изменение видов услуг, следование моде на развлечения, переоснащение средств размещения по мере морального и физического старения и т. д. позволят предприятию следить и успевать за изменением спроса, что, соответственно, приведет к поддержанию высокого уровня объема продаж);
- проникновение в новые сегменты рынка (необходимо искать новые рынки, появление которых будет обусловлено прогнозируемым улучшением экономической ситуации в стране и ростом доходов населения при приоритетном развитии внутреннего туризма, а также стремлением людей к здоровому образу жизни);
- использование новых каналов распределения (данный метод используется в достаточно редких случаях, когда выбранные ранее каналы распределения не обеспечивают достаточного уровня загрузки либо когда предприятие меняет целевой сегмент работы);
- переориентация рекламы (в соответствии с модными течениями: реклама экологически чистой туруслуги, реклама комфорта и т. д.);
- своевременное снижение цены для привлечения дополнительных клиентов.
Помимо особенностей ценовой политики для снижения сезонных колебаний может использоваться диверсификация услуги в периоды туристского сезонного спада.
Длительность этапов жизненного цикла туруслуги в значительной мере зависит от социально-экономического положения его потребителей. Следует использовать прогнозы роста доходов потенциальных потребителей при планировании жизненного цикла услуги.