Планирование персонала начинается с составления организационной структуры управления предприятием, в которую входят следующие основные должности (рассмотрим их на примере организационной структуры гостиницы):
1. Менеджер по маркетингу и продажам является первым из управленцев, которых назначает генеральный директор, поскольку от него зависит привлечение клиента и, следовательно, прибыль гостиницы. У него в подчинении находятся начальник отдела маркетинга и начальник отдела реализации.
Отдел маркетинга занимается разработкой маркетинговой стратегии. В нее включается товарная, ценовая, рекламная и сбытовая политика.
2. Менеджер по персоналу решает вопросы подбора, расстановки и служебного роста сотрудников. У него в подчинении находятся помощник по поиску и подготовке кадров, отдел кадров, который занимается учетом принятых, работающих, уволенных работников, а также инструктор по технике безопасности.
3. Менеджер PublicRelations. Следует уделять особое внимание этому отделу. Поскольку при равных условиях затрат (деньги, нервы, время) клиент поедет в ту гостиницу, которая ему «наиболее приятна».
А поскольку на отечественном рынке:
—будет появляться все больше однотипных гостиничных услуг;
— потребности клиентов индивидуализируются и дифференцируются;
— нарастает конкуренция между гостиницами, работающими со сходными категориями клиентов,
то неизбежно растет значение факторов внеценовой конкуренции. А вопросами внеценовой конкуренции занимается служба PR, имеющая целью формирование управляемого имиджа (образа, репутации, фирменного стиля) гостиницы. Как правило, мероприятия PR состоят не из единичных (воспринимаемых клиентом как случайные), а именно из системы взаимосогласованных акций, направленных на клиентов, потенциальных клиентов, партнеров предприятия и властей.
В задачи менеджера PR входит: прогнозирование кризисов, изучение общественного мнения, создание единого фирменного стиля и фирменных стандартов, исследование эффективности акций, удержание постоянных клиентов, работа с персоналом и даже психотерапия руководства и партнеров.
4. Технический директор. В его подчинении находится служба, которая создает условия для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, элекротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи.
В состав службы входят: служба технического ремонта, служба благоустройства территории, служба связи.
5. Управляющий отелем — этот менеджер осуществляет руководство технологическим циклом обслуживания гостей от момента их поселения до момента выезда из отеля. У него в подчинении —начальник службы приема и размещения и начальник службы эксплуатации номерного фонда.
В службу приема и размещения входит:
— информационно-справочная служба (служит для информирования клиентов по всем вопросам, связанным с пребыванием в гостинице);
— служба доставки багажа;
— служба швейцаров;
— служба поселения: работники этой службы осуществляют контроль за номерным фондом гостиницы, ведя картотеку по занятости номеров и наличию свободных мест.
После того, как клиента поселили, он попадает в компетенцию службы эксплуатации номерного фонда. В эту службу входят:
— прачечные;
—служба уборки нежилых помещений (уборщицы);
—служба поэтажных дежурных (в крупном отеле). Поэтажный дежурный отвечает за качество работы горничных по поддержанию чистоты и порядка в жилых помещениях.
6. Менеджер по питанию руководит технологическим циклом питания и ресторанного обслуживания клиентов. В его подчинении находятся:
— шеф-повар — отвечает за приготовление пищи;
— метрдотель — отвечает за сервисное обслуживание клиентов в ресторане;
— шеф баров — отвечает за предоставление напитков и сервисное обслуживание гостей как в барах гостиницы, так и в мини-барах, находящихся в номерах;
— руководитель службы мытья посуды и уборки производственных помещений отвечает за чистоту посуды и столовых приборов, а также цехов ресторана;
—руководитель службы снабжения занимается организацией поставок продуктов питания, посуды и предметов производственного назначения.
7. Менеджер по снабжениюзанимается организацией снабжения гостиницы необходимыми материалами, оборудованием, канцелярскими принадлежностями, оргтехникой и пр. У него в подчинении находятся:
— начальник отдела снабжения; —заведующий складами.
8. Заместитель генерального директора по безопасностиотвечает за безопасность пребывания туристов в отеле, за сохранность вещей туристов в номерах. В его подчинении находятся начальники смен, осуществляющие круглосуточную охрану отеля.
9. Заместитель генерального директора по финансам. Эта должность не предполагает какого-либо планирования экономической деятельности гостиницы. Заместитель генерального директора по финансам контролирует движение финансовых средств и прогнозирование деятельности отеля.
10. Главный бухгалтер.По закону «О бухгалтерском учете в РФ», главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и подписывает все первичные финансовые документы.