Теперь, когда мы знаем себестоимость услуги и примерные рыночные цены, можно рассчитать эффективность производства услуги. Основные показатели, которые должны быть приведены в данном подразделе, — это:
—рентабельность производства единицы услуги;
— прибыль с продажи одной услуги;
—доля налогов в единице услуги.
Для того, чтобы рассчитать вышеуказанные показатели, необходимо знать все операционные расходы по производству и реализации единицы туруслуги и ее рыночную стоимость.
Как было сказано в разделе «Комплектующие туруслуги», затраты делятся на переменные (производственные) и постоянные (административно-хозяйственные). Переменные затраты рассчитываются на единицу услуги и увеличиваются пропорционально увеличению объема производства, постоянные рассчитываются как общие затраты на деятельность предприятия в определенный расчетный период времени (месяц, квартал). Однако для расчета себестоимости производства единицы услуги нужно постоянные затраты также привести к удельным расходам на единицу. Для этого необходимо постоянные ежемесячные затраты поделить на среднее количество продаваемых за месяц туров.
Таким путем удобно двигаться в случае, если мы имеем дело с одной услугой, но если турфирма имеет много турпродуктов, а гостиница разные расценки на разные номера, то удобнее рассчитывать экономическую эффективность в обратном порядке, то есть не сводить все расходы к расчету на единицу, а рассчитать средние общие расходы (переменные и постоянные) за период (например, за месяц) и общий доход от продажи услуг за тот же период.
Приведем пример расчета дохода от продажи туров туристской фирмой (табл. 3.4).
Все общие показатели, включая доходы, расходы и налоги, удобно разместить в одной таблице расчета экономической эффективности производства услуги (табл. 3.5).
Стратегия
Теперь мы находимся на том этапе, когда уже имеется полное представление о том, какие характеристики и параметры будет иметь услуга, кто будет ее покупать, сколько существует таких потребителей, знаем технологию производства услуги и ее себестоимость. Теперь необходимо понять, каким образом услуга дойдет до потребителя, то есть какова стратегия выведения ее на рынок и стратегия поддержания продаж. В разделе «Стратегия» читатель должен найти ответ на следующие вопросы:
— Какие характеристики туруслуги будут позиционироваться на рынке подобных туруслуг, какой она будет иметь имидж, в чем будет отличие предлагаемой услуги от услуг других компаний?
— Сколько будет стоить продаваемая услуга и какова будет ценовая политика?
— Какие методы рекламы будут использованы для донесения информации об услуге до потребителя?
— Каким образом услуга будет продаваться потребителю, то есть какая будет выбрана сбытовая политика?
— Также в данном разделе рекомендуется отразить план выведения-услуги на рынок в первый раз.
— При составлении раздела «Стратегия» рекомендуется основываться на кривой жизненного цикла услуги с составлением плана требуемых мероприятий для каждого его этапа. Также необходимо дать объяснение, как будет осуществляться политика диверсификации услуги в момент наступления спада интереса к ней.