В этом разделе следует определить, какие методы ценообразования будут использоваться при продаже услуг вашего турпредприятия. Целями выбора методов ценообразования, отражающими общее направление развития предприятия, являются: получение максимальной прибыли, формирование круга постоянных клиентов, вытеснение конкурентов, предлагающих на рынке услуги-заменители.
Формируя ценовую политику, важно понять, что все виды услуг, производимые как предприятиями туризма, так и остальными компаниями, делятся на два основных типа, от которых и будут зависеть способы ценового воздействия на покупателя:
—услуги, объем производства, которых ограничен производственными мощностями;
— услуги, объем производства, которых неограничен.
Применительно к сфере туризма к первому типу относятся услуги средств размещения (гостиниц, баз отдыха, санаториев и пансионатов), чей объем производственных возможностей ограничен размерами номерного фонда. Ко второму типу - услуги турфирм, продающих туристские путевки и имеющих теоретически неограниченные возможности по объему продаж (условно, так как и здесь могут возникнуть ограничения).
Исходя из основной цели работы любого коммерческого предприятия — получение максимальной прибыли, — устанавливая цены на услуги средств размещения, можно использовать различные методы ценовой политики. При первом выходе на рынок целесообразно устанавливать цены на уровне среднерыночных или ниже (в зависимости от того, какой имидж должно иметь ваше предприятие: 5 звезд или отель среднего класса), а при закреплении на рынке, получении его доли и формировании положительной репутации, возможно, изменять цены в сторону повышения (для максимизации прибыли). Иным способомувеличения дохода гостиниц или баз отдыха может стать увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг. Таким образом, ценообразование услуг данного типа предприятий туризма можно назвать принципом «от минимума к максимуму».
Для услуг предприятий второго типа, имеющих неограниченные возможности по объему продаж, ситуация несколько иная. Так, в начале продаж нового тура его стоимость, например, может во много раз превышать необходимый уровень рентабельности за счет, допустим, эксклюзивности туристского направления. Но при расширении рынка и увеличении объемов продаж цены могут иметь тенденцию к снижению, и предприятие будет получать прибыль за счет увеличения оборота.
Скидки
Помимо вышеуказанных методов для предприятий туризма характерны следующие виды скидок:
— сезонные;
— групповые;
— детские;
— скидки при покупке пакета услуг;
— скидки при оплате услуги заранее; — скидки постоянным клиентам.
Целью установления скидок является также максимизация прибыли за счет снижения цен и привлечения большего количества клиентов. Рассмотрим обоснования введения различных видов скидок (табл. 3.6).