Необходимо составить временной график размещения рекламы в течение года с учетом факторов сезонности и ожидаемых конъюнктурных изменений в соответствии с этапами жизненного цикла услуги.
1-й этап. Создание продукта. На данном этапе происходит детальная разработка будущей рекламной политики и осуществление первых рекламных акций, несущих информацию о готовящемся выходе на рынок новой услуги.
2-й этап. Выход на рынок. Целесообразно проводить интенсивную рекламу, требующую высоких затрат, чтобы проинформировать потенциальных клиентов о выходе туруслуги на рынок и сформировать первоначальный спрос. Среди приемов ознакомления потенциальных клиентов с продуктом могут применяться так называемые рекламные туры.
3-й этап. Этап роста. Проводится пульсирующая реклама (неравномерное размещение рекламы в рамках одного временного периода). Это связано с сезонным характером предлагаемой услуги и необходимостью повышения интенсивности рекламы в периоды межсезонья для сглаживания неравномерности спроса. Кроме того, использование пульсирующего графика позволит клиентам глубже ознакомиться с ней, а предприятию сэкономить средства.
4-й этап. Период максимального объема продаж. Затраты на рекламу невысокие, низкая ее интенсивность в целях предотвращения избыточного спроса на услугу, а также снижения издержек.
5-й этап. Поддержка спроса. Далее для поддержания необходимого уровня спроса (объема продаж) следует проводить мероприятия «напоминающей рекламы», которая должна уверить постоянного покупателя в правильности сделанного им выбора. Это тем более важно с учетом того, что наибольший процент прибыли хорошо зарекомендовавшему себя предприятию индустрии туризма (гостиничных услуг) приносят постоянные клиенты.
PR-мероприятия
Помимо рекламных мероприятий, выполняющих функцию доведения информации об услуге до потенциального потребителя и побуждения его к совершению покупки, следует осуществлять имиджевыемероприятия (PR-мероприятия), создающие не самой услуге, а предприятию-производителю услуг определенный положительный образ, положительную репутацию.
Планирование типичной PR-кампании включает в себя следующие этапы:
1-й этап. Определение цели. На данном этапе изучается настоящее состояние турпредприятия и ставится основная цель PR-кампании. Например, в условиях приближающегося открытия базы отдыха, гостиницы или новой турфирмы целью кампании является привлечение общественности и СМИ для распространения информации о появлении нового туристского предприятия или изменения имиджа уже работающего.
2-й этап. Предложения по достижению цели. Формулируются стратегии — модели действий, показывающие, как достичь цели. Определяются инструменты PR, используемые для достижения цели. Элементами «предложений» могут быть:
— Целевые аудитории. Ими могут быть представители органов управления в туризме, представители деловых печатных изданий и деловые люди.
—Основные сообщения—конкретные обращения. Например, составление краткого, но информативного вступительного слова на церемонии открытия, нацеленного на создание положительного образа предприятия и распространения позитивной информации о нем.
—Коммуникационные средства. К их числу можно причислить интервью, статьи, обращения в СМИ с учетом особенностей выбранного сегмента.
— Команда реализации проекта. Производится отбор и набор работников службы маркетинга для непосредственного планирования PR-кампании и ее проведения.
— Временные рамки мероприятия и затраты на них. Для приведенного выше примера: устанавливается дата церемонии открытия, в соответствии с разработанной программой формируется ее бюджет.
3-й этап. Тактические решения. Здесь представляется развернутый и детальный план действий по реализации стратегии.
4-й этап. Методы оценки. Они позволяют оценить результаты PR-кампании, отвечая на вопросы:
—Достигнуты ли цели кампании и в какой степени?
—Обретено ли признание общественности?
—Изменилось ли отношение к предприятию со стороны общественности, потребителей, менеджмента в результате проведении кампании?
В числе методов оценки могут быть: количественный анализ посещения, анализ содержания публикаций и обращений в СМИ, опросы, размеры продаж, отчеты персонала.