Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Глава 5. Психологическая теория деятельности • 123



Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учениеи труд.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.Индивидуальные игрыпредставляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые —включают несколько индивидов. Предметные игрысвязаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игрыразворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.Ролевые игрыдопускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правиламирегулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Компоненты трудовой деятельности: субъект труда; содержание труда; средства труда; условия труда; организация труда.

Психологическая система трудовой деятельности включает в себя: 1.мотивы; 2.цели; 3.программу; 4.информационную основу деятельности (ИОД); 5.процесс принятия решения; 6.психомоторные процессы рабочие действия; 7.профессионально важные качества (ПВК).

Для правильного разрешения практических задач чрезвы­чайно важно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым в 1960 г. Он рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, и «функциональный» состав: различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развиваю­щихся в различных видах деятельности. При изучении этой структуры следует исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально значи­мых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур.

Методику системного анализа про­фессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предпо­лагает анализ деятельности на нескольких уровнях:

1. личностно-мотивационный анализ предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, - с другой. Степенью взаимосоответ­ствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации тру­дового поведения.

2. компонентно-целевой анализ вскрывает цель и значение каждого действия, каждой операции в общей струк­туре трудовой деятельности. На уровне компонентного анализа деятельности необходимо рассматри­вать не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внут­ренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

3. структурно-функциональный анализ изучает принципы организации и механизмов взаимодействия отдель­ных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятель­ности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности. В его основе pассмотpения лежит пpинцип анализа деятельности "по единицам" (Выготский), пpи котоpом та или иная pеальность pазлагается на единицы, содеpжащие в себе основные свойства, пpисyщие этой pеальности как целомy. Взаимосвязи междy единицами деятельности подвижны, в зависимости от места отpажения объекта в стpyктypе деятельности изменяются содеpжания психического отpажения, ypовень отpажения и вид pегyляции деятельности (пpоизвольная/непpоизвольная)

4. информационный анализ деятельности выявляет те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация инфор­мационного потока во времени и т. д.

5. психофизиологический уровень анализа деятельности озна­чает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетиче­ских процессов.

6. индивидуально-психологический анализ предпола­гает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

Деятельность рассматривается также в единстве ее компонентов: мотивационно-ценностных, когнитивно-информационных, исполнительных (операционно-действенных).

В целом, общеметодологические процедуры системного подхода реализуются в изучении:

Принципы системного подхода. Системный подход исходит, прежде всего, из качественного анализа целостных объектов.

Общеметодологические процедуры системного подхода реализуются в изучении:

- законов строения целого; - структурный анализ
- законов образования целого; }- принцип развития (процессуальный анализ)
- законов развития целого;  
- законов функционирования целого; } - функциональный анализ
- отношений явления (системы) с родовой системой, другими системами, средой.  

Процессуальная характеристика деятельности

1. Побудительно-мотивационная фаза. Возникновение потребности. Поиск предмета. Опредмечивание потребности (мотив). Возникновение эмоционального отношения к ситуации.

2. Аналитико-синтетическая фаза. Анализ средств и построение алгоритма деятельности (ориентировочный этап).

3. Исполнительная фаза. Реализация деятельности. Когнитивные действия (познавательный компонент): что нужно делать - знать, помнить, мысленно представить, придумать, заметить, сравнить, различить, оценить, принять решение. Уровень исполнительных действий, движений. Уровень социального взаимодействия: установить контакт, передать информацию, сообщение и т.д.). Контроль за результатом и самоконтроль.

Суть функционального анализа (ФА):

1. выявление набора основных функций системы. В деятельности как системе действия представляют собой функции, т.е. рассматриваются с т. з. их функции в общей структуре деятельности.

2. каждое действие представляет собой в свою очередь функциональную систему, в состав которой входит ряд подсистем.

ФА, таким образом, это анализ подсистем с точки зрения способности выполнять свои функции.

Функциональная структура деятельности (Мильман В.Э. Вопросы психологии №1, 1991 г., С. 71-80): Функциональные системы в структуре деятельности: побудительная; инструментальная; контролирующая.

 

Функциональные системы Функциональные подсистемы
Побудительная функциональная система Потребность
Мотив  
Объект  
Цель  
Инструментальная функциональная система Предмет
Условия среды (лимитирующие систему)  
Средства  
Состав  
Контролирующая функциональная система Контроль
Оценка  
Продукт  

Условия среды - факторы, которые влияют на систему.

Средства - условия среды, которыми я манипулирую.

Состав деятельности - средства, которые непосредственно воплощены в деятельности.

Контроль - отслеживание совпадения предмета с моим представлением о продукте.

Оценка - сличение продукта с целью.

Продукт - воплощенная цель, видоизмененный предмет.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описа­ния деятельности она предстает как многоуровневое полиструк­турное образование. При этом системный анализ требует рас­сматривать любое явление в развитии, что по отношению к про­фессиональной деятельности выступает, в частности, как требо­вание изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Изменяются механизмы, обеспечивающие движения самой деятельности - надситyативная активность, опpеделяющая самоpазвитие деятельность и возникновение ее новых фоpм, и yстановка, обyславливающая yстойчивый хаpактеp целенапpавленной деятельности в yсловиях постоянно изменяющейся действительности.

Дальнейшая разработка методов системного анализа дея­тельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их дина­мики. В качестве одного из таких приемов В. Д. Шадриков использует регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при соверше­нии того или иного действия в ходе осуществления анализируе­мой технологической операции. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляцион­ной матрицы (Дмитриева М. А., 1979.).

Выявление взаимосвязей имеет большое значение для реше­ния ряда практических задач. Свойствам, имеющим большее количество связей, при рационализации процесса профессио­нальной подготовки естественно уделяется и большее внимание, так как развитие этих свойств положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки.

Учет структуры профессионально значимых свойств при раз­работке системы профессионального отбора позволит повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более эко­номичной.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описатель­ный—имеет своей целью составление профессиограммы, описы­вающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологиче­ский анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоот­ветствия этих компонентов системы «человек — профсреда».

Е. А. Милерян для оценки работы операторов вводит поня­тие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во вре­мени. Гибкость проявляется в способности человека своевре­менно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью пони­мается общее количество вариантов стратегий, приемов и спосо­бов осуществления действий, каждый из которых ведет к достижению поставленной цели труда. Основным показателем разносторонности работы Е. А. Милерян считает процентное отношение обнаруженных оператором решений задач к макси­мально возможному количеству вариантов решений.

«Общая оценка качества труда оператора может быть осу­ществлена путем нахождения среднеарифметических оценок, произведенных по всем параметрам. В дальнейшем не 'исклю­чена возможность путем использования аппарата факторного анализа установить определенные веса для каждого из этих параметров с тем, чтобы эти веса ввести в формулу оценки качества в виде поправочных коэффициентов» (Пряжников Н.С.,с. 38—41,2003). Чем сложнее деятельность, тем больше показателей исполь­зуется для ее оценки.

Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями лич­ности—необходимое условие развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статич­ность способностей. Преодоление этого противоречия может осуществляться раз­личными путями. Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свойство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Второй путь становления гармонии между человеком и его профессией — компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с по­мощью различных сочетаний свойств. Совокупность приемов и способов деятельности, обусловлен­ная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности

ОТВЕТ НА ВОПРОС 6

Понятие о внимании.Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Классификация теорий внимания по Н. Н. Ланге. Теория внимания Т. Рибо. Концепция внимания П. Я. Гальперина. Концепция установки Д. Н. Узнадзе и внимание.

Основные виды внимания.Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольного внимания. Послепроизволыюе внимание

Характеристика свойств внимания.Основные свойства внимания. Психофизические характеристики устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости внимания. Концентрация и распределение внимания. Методы изучения распределения внимания. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.

Развитие внимания.Основные этапы развития внимания ребенка. Определяющие развитие внимания 4'акторы по Л. С. Выготскому .




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.