Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Мера, гармония, грация.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди многих понятий, с помощью которых эстетика описывает свой предмет, особое место занимают эстетические категории. Гармония и мера, прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и т.д. – это духовные модели эстетической практики общества, которая создает не только мире богатство эстетических ценностей и потребностей, но и систему понятий и категорий, в которых закреплены опыт эстетического освоения мира человеком . В этих логических формах представлен весь исторический достояние человеческой эстетической деятельности, т.е. виды деятельности закреплены в определенных формах мысли. Именно поэтому постижение содержания основных эстетических категорий, проникновения в закономерности существования эстетических явлений является важной задачей эстетической науки.

Прежде всего отметим, что категории не являются какими неподвижными, неизменными сущностями. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, отражая определенные этапы в развитии человеческого познания. Следовательно, при изучении самых категорий следует придерживаться исторического подхода, рассматривать их в развитии, становлении, учитывая возникновение и происхождение, причины развития и изменения их содержания.

В поисках древнейших представлений о гармонии (с г – согласие, лад) обратимся к античной мифологии. Из известного античного мифа о Гармония, дочь бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, мы узнаем, что Зевс выдал ее замуж за Кадма, легендарного основателя греческого города Фивы. На свадьбе Гармонии и Кадма присутствовали все боги. Они подарили Гармонии одеяло и ожерелье, которые изготовил Гефест. То, что Гармония является дочерью. Богини красоты и бога войны, очевидно, не случайность. В мифе отразилось представление о гармонии как порождение двух основ – красоты и борьбы, любви и войны.

Второй древнегреческий миф рассказывает о происхождении мира, где гармония является противоположностью хаоса, который выступает одним из первооснов возникновения всего существующего. Эта первооснова характеризуется как нечто без качества, определенности, представляется какой пустотой, бесформенностью, распорошенностью. Гармония есть означает определенную качественную определенность, единство и оформленность целого как совокупности составляющих частей. Принципом, на основе которого возможно это единство, есть мера.

Следовательно, даже древнейшей мифологии свойственны были представления о гармонии, хаос и меру, которые потом стали самостоятельными понятиями античной философии и эстетики.

Гомер использовал термин гармония и в торгово-практическом смысле. Это, во-первых, мир, согласие, согласие. Во-вторых, гармония понимается также как скрепа, гвоздь. Одиссей, строя корабль, скрепляет его гвоздями и гармониями. То же самое происходит и с понятием мера, тесно связано у греков с понятием гармонии. У Гомера это слово чаще всего означает единицу измерения. У Гесиода понятие меры используется как норма, определяющая порядок социальной жизни. "Меры во всем соблюдай и дела свои вовремя делай", – пишет он в труде "Работа и дни". С ним перекликается Феогнид: "Слишком ни в чем не спеши, ведь в любом деле лучший указчик человеку – мера". Эти рассуждения имеют не столько эстетический, сколько морально-нормативный характер. И все же понятие меры указывает на лучшее для человека, что уже само по себе имеет и эстетический смысл. Греческой древности восходят высказывания: "ничего слишком", "мера – наилучшее", "используй меру", "человек – мера всего".

И, наконец, характерным для пифагорейского учения является то, что гармония в них имеет числовое выражение, она органически связана с сущностью числа. Пифагорейцы создали учение о продуктивной сущность числа. Они считали мате6матични основы началом всего существующего и уподобляли все вещи числам. Числовая гармония лежит в основе заганоантичного учение о космосе с симметрично расположенными и настроенными на определенный музыкальный числовой тон сферами. Пифагорейцы ввели числовой момент в самую космологию. Они признавали, что форма Вселенной должна быть гармоничной, и придавали ей вид симметричных геометрических фигур: Земли – форму куба, огневые – форму пирамид, воздуху – форму октаэдра, воде – форму икосаэдра, сфере Вселенной – форму додекаэдра. Именно с этим связано известное пифагорське учение о гармонии сфер. Пифагор и его последователи считали, что движение светил вокруг центрального мирового огня создает гармоничную музыку. Поэтому космос предстает гармонично построенным и музыкально оформленным телом.

Пифагорське учения заметно повлияло на дальнейшее развитие учений о природе и сущности гармонии. Идеи, которые легли в сонови учений о гармонии сфер, о единстве микро-и макрокосмоса, о гармоничные пропорции, были начаты именно пифагорейцами.

Гармония присуща прежде объективном мировые вещей, самому космоса. Она свойственна и природе искусства, иллюстрацией чего является лира, на которой по-разному натянуты струны создают прекрасное созвучие. Гармония бывает скрытой и очевидной. Первая содержательнее, а следовательно, имеет преимущество над второй. Космосу как высшей совершенства присуща прозванная гармония. Это только на первый взгляд мир представляется хаосом, кучей мусора, рассыпанного наугад. На самом же за игрой стихий и вроде случайностей скрывается чрезвычайная гармония.

Средневековая эстетика, которая производила свое понимание гармонии, оказалась в сложном и противоречивом положении для античного наследия. Античные представления о гармоничную построение космоса, о мерное вращении небесных сфер не соответствовали библейским взглядам на устройство и происхождение мира. Необходимо было обосновывать новую христианскую космогонию, чтобы заменить идею космической гармонии иерархией земного и небесного, человеческого и Божьего. Однако совсем отказаться от античного учения о гармонии служителей культа не могли. Григорий Нисский считал, что гармоничная устроенности мира является доказательством славы Божьей. Новой идеей относительно гармонии было представление ее как тождества целого и части, за ней стояло учение стоиков и неоплатонивцив о единстве микро-и макрокосмоса.

Категории гармонии и меры широко использовались и в Новое время, однако они уже не были главными эстетическими понятиями, с помощью которых осознавались новые эстетические проблемы. Определенный итог развитию понимания гармонии и меры находим у Гегеля. Гармонию он рассматривает в системе родственных эстетических понятий – правильности, симметрии, закономерности. Правильность, по его мнению, наиболее элементарным и абстрактным обнаружением совершенства. Вана создается путем одинакового повторение определенной фигуры или мотива, а значит, полностью исключает всякую разнообразие, во всем предусматривает единообразие и тождественность. Из всех линий наиболее правильной является прямая, а из геометрических фигур – куб.

С правильностью связана и симметрия. Но тут уже недостаточно однообразного повтора той самой определенности, что имеет место в абстрактной правильности. Симметрия требует также и осуществления разрозненных в размерах, положении, форме, цвете определенных определенности, которые, объединяясь, создают симметрию. Оба эти понятия. С точки зрения Гегеля, характеризующие количественную определенность вещи, однако еще не открывают диалектического соотношения количества и качества. Что касается гармонии, то она имеет отношение не только к количественной, но и к качественной определенности, содержит в себе три составляющие – внутреннее единство, целостность и согласованность.

Итак, категория меры приобретает в эстетике Гегеля универсального диалектического значение. Всякая единство противоположностей выступает в нем как стену, в которой эти противоположности объединяются. В этом отношении понимание гармонии у Гегеля близкий к античному понятие середина. Гармония выступает как определенный тип степени, где качественные противоположности находятся в какой единства и целостности.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.