Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рене декарт. Как основатель рацоналистического метода в философии и эстетике. Буало.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Яркий представитель рационализма в философии – Ренэ Декарт (1596–1650) – французский философ-дуалист, математик иестествоиспытатель. Свою методологию рационализма он изложил в работе “Рассуждение о методе”. В трактате Декарт сформулировал основные методологические принципы рационализма, ставшие философской основой эстетики классицизма: ясность, логичность, последовательность, упорядоченность мышления.

Известно, что обычно в обществе наблюдается неравномерность в развитии видов и жанров искусства: как правило, какой-то вид искусства или жанр занимает ведущее положение. В эпоху Возрождения такую роль играла живопись. Во Франции XVII в. ведущее место занимает художественная литература, на втором месте стоят театр и архитектура, а живопись отодвигается на задний план. Поэтому и доктрина классицизма была разработана, главным образом, на материале литературы и, в частности, драматургии. Более того, эта разработка научной теории была сделана в литературной форме, как в античности.

Самым известным теоретиком классицизма стал Никола Буало (1636–1711) – французский поэт, критик. Свою доктрину он изложил в стихотворном трактате “Поэтическое искусство” (1674), основываясь на принципах рационализма. Искусство, по Буало, должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. Требования ясности, четкости анализа распространяются Буало и на эстетику. Он говорил, что язык любого художественного произведения должен отличаться рационалистичностью, композиция его должна строиться по строго установленным правилам. А главная задача художника – убеждение силой и логикой процесса мышления.

Одним из основных принципов эстетики Буало является требование во всем следовать античности. Он даже выступает за сохранение античной мифологии как источника нового искусства. Корнель и Расин часто обращаются к античным сюжетам, давая им современную трактовку. Под античными именами и событиями они выводят современных героев и актуальные конфликты. Необходимо отметить, что французские классицисты ориентируются, скорее, на суровое римское искусство, а не на древнегреческое. Буало использует материал античности для противопоставления его как искусству и эстетике барокко, так и буффонаде Таберена, комедиям Мольера, басням Лафонтена, в которых он видит проявление своеволия, нарушение правил, посягательство на дисциплину.

Классицисты переосмыслили античное понятие меры, которую эстетика Возрождения трактовала как внутреннюю гармонию, присущую человеку от природы. Они тоже ищут гармонию, в первую очередь личного и общественного, но на путях подчинения индивида абстрактному государственному принципу. Поэтому мера выступает у них в виде внешнего ограничивающего начала. Такая концепция меры возникает не только из идеализации абсолютистских устоев жизни, но и одновременно из пессимистической оценки социума, в котором воцаряется хаос эгоистических воль, потому, по их мнению, людям инеобходимо внешнее принуждение. Так, классицисты приходят к противоречию: с одной стороны, они культивируют дисциплину, подчинение абсолютистским правилам, а с другой – ставят проблему социализации личности, воспитания человека, способного сдерживать эгоистические стремления, жить бок о бок с другими людьми, т. е. распоряжаться свободной волей.

Классицисты, как и теоретики эпохи Возрождения, вслед за античными философами занимаются проблемами красоты, гармонии, пропорций, но видят в них умозрительность, идеальную сущность, ограниченную геометрической точностью. По Буало, красота – это гармония и закономерность Вселенной, но источником ее является не сама природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю и противостоящее ей. Духовную красоту он ставит выше физической, а произведения искусства – выше творений природы. Природа у Буало уже не норма, не образец для художника. В понимании сущности искусства он исходит из того, что она предварительно должна быть очищена, освобождена от первоначальной грубости, оформлена упорядочивающей деятельностью разума, и только после этого она может быть использована художником. Именно такую облагороженную природу Буало называет “изящной”. “Изящная природа”, скорее, отвлеченное понятие, чем объективная реальность. Для Буало природа противостоит духовному началу. Разум, дух упорядочивает материальный мир, и художник воплощает как раз духовные сущности, лежащие в основе природы. Разум и духовное начало в данном случае тождественны. Любое художественное произведение должно черпать в разуме свой блеск и достоинство. От поэта необходимо требовать точности, ясности, обдуманности. Нет красоты вне истины, поэтому и критерии у них одни – ясность и очевидность. Буало уверен, что все непонятное некрасиво.

Ясность содержания и воплощения – вот основные признаки красоты художественного произведения по Буало. Причем ясность должна касаться не только частей, но и целого. Гармония частей и целого провозглашается как непременная основа прекрасного в искусстве. Все туманное, нечеткое, непонятное, неразумное Буало объявляет уродливым.

Поскольку разум абстрагирует, обобщает, имеет дело чаще всего с общими понятиями, рационалистическая эстетика ориентируется на родовое, типическое. Применительно, например, к живописи, ориентация на общее проявляется в предпочтении композиции рисунка, колориту и вообще краскам.

Сознательная ориентация классицистов только на общее проявляется в способе типизации. Так, выдвигается требование тождества характера. Оно непосредственно сопряжено с требованием единства времени. А если действие должно развиваться в рамках 24 часов, то изображаемый характер должен оставаться тождественнымсамому себе, т. е. не изменяется. Нарушение этого правила Буало считает логической ошибкой и критикует с этой позиции драматурга Лопе де Вега.

Если Буало выступает против того, чтобы изображать характер в развитии, то он игнорирует и пользу изображения тех условий, в которых формируется характер. Характер, изолированный от условий, места и времени, представляет собой продукт абстрагирующей деятельности мышления. Тип для искусства классицизма совпадает с родовым понятием. Таким образом, наряду с принципом тождества, классицистами выдвигается абстрактно-логическая манера создания типа. Сущность ее в том, что живой субъект сначала “рассекается”, берется одна черточка конкретного индивида, все остальные части отбрасываются, а нужная выпячивается, подавляя все остальное в характере, все индивидуальное, все оттенки и краски. Типический образ превращается в сухую геометрическую абстракцию. Такой метафизический способ типизации у классицистов органически сочетается с широким использованием гиперболы. Данный метод суживал и познавательные, и эмоционально-действенные возможности художественного образа, лишал его глубины и убедительности, а ведь ради нее и проводилось “расчленение” характера.

Метафизический способ типизации в теории и практике классицизма находится в полном соответствии с характером философии XVII в. Он обусловлен мировоззрением классицистов. Несмотря на противоречивость и метафизичность, эстетика классицизма была шагом вперед в художественном и научном развитии человечества. Руководствуясь ее принципами, Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен и многие другие писатели XVII в. создавали выдающиеся художественные произведения.

В середине XVII в. начинается эпоха Просвещения – интеллектуального и социокультурного движения в Западной Европе, возникшего в конце XVII в. в Англии и получившего широкое распространение в XVIII в. во Франции и других странах. Классицизм претерпевает эволюцию, прежде всего изменяется идейное содержание: поднимаются темы и сюжеты, в которых находит отражение борьба за политическую свободу, личные права, свободу вероисповедания. Своеобразную интерпретацию классицизм приобретает у Гете и Шиллера: это так называемый веймарский классицизм. В эпоху наполеоновской империи классицизм теряет свое идейно-эстетическое содержание, становится официальной эстетической доктриной и превращается в академизм.

Эстетика классицизма. Стиль ампир.

Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее полно изложил правила и нормы классицизма крупнейший теоретик этого направления Никола Буало (1636-1711) в трактате » Поэтическое искусство », который был задуман по образцу «Науки поэзии» («Послание к Пизонам») Горация и завершен в 1674 г.

Говоря о классицизме, нельзя не остановиться на его позднем этапе – академизме(от названия платоновской философской школы) –направлении в изобразительном искусстве, характерном для европейских художественных школ XVII–XIX вв. и отличающемся догматическим следованием канонам искусства античности и Возрождения. Было бы ошибкой утверждать, что академизм не существовал до XVIII в. Как направление в изобразительном искусстве, он впервые появляется в Италии в рамках раннего классицизма. Можно сказать, что он был крайней формой классицизма, абсолютной квинтэссенцией классицистического догматизма (антиисторического недиалектического схематически окостеневшего типа мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений осуществляется без учета конкретной реальности).

Первые ростки академизма связаны с организованной братьями Караччи в Болонье “Академией вступивших на правильный путь” (ок. 1585). Идеи и принципы, сформулированные художниками Болонской школы, легли в основу создания и функционирования академий многих стран (Парижской, Петербургской и др.), дававших широкое образование: в них было прекрасно поставлено преподавание техники рисунка, лепки, привлекались для преподавания талантливые художники. Однако постепенно правила и нормы, возводимые в абсолют, стали тормозом для творческого процесса. Академизм предлагал принять за образец, эталон выхолощенные идеалы и принципы искусства прошлых великих эпох – античности и Высокого Возрождения. Он требовал от художников неукоснительного следования внешним формам классического искусства. Провозглашались неизменными каноны, искусственно извлеченные из художественного процесса и оторванные от него. Догматизм ограничивал возможности художника, загонял его в клетку правил и предписаний, суживал тематику. Допускались лишь сюжеты, заимствованные из Библии, античной мифологии, древней истории. Приметы современности и национального своеобразия расценивались как нарушение правил.

Представители консервативного академизма вели непримиримую борьбу с другими художественными школами и течениями, не признавали многих ярких талантливых художников, творчество которых не укладывалось в прокрустово ложе академических норм. Академизм породил стиль ампир (от франц. impire – империя) – поздний классицизм эпохи империи Наполеона. Ампир воскрешал времена императорского Рима, чтобы выразить беззаветную преданность императору. Искусство превращалось в помпезное, официозное явление. Принцип рационализма и логического обоснования, выдвинутый классицизмом, становится чистой формальностью, выхолащивается – ведь при таком догматизме любое логическое обоснование бессмысленно. Стилизация, возводящаяся в художественный принцип, рабское подражание средствам и приемам классического наследия зачастую лишали произведения художественной ценности. Тот же результат дают упрощенные зауженныецели, навязываемые искусству. Так, например, задачами архитектуры академисты считали возвеличивание нации, прославление воинских подвигов.

Отличительная особенность стиля ампир – специфический выбор декоративных средств. Залы дворцов украшали картины сражений. У порталов зданий размещались массивные львы и сфинксы. Военные эмблемы, щиты, копья, пучки стрел, лавровые венки, различные типы оружия, стилизация греко-римских орнаментов стали излюбленным мотивом декоративных лепных украшений.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.