Эстетическая мысль эпохи Просвещения формировалась в период ранних буржуазных революций. Просветители соглашались с необходимостью изменения общества, порядков, царивших в нем, но они не могли принять насильственные методы. Они считали, что преобразование общества должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, борьбы с невежеством. Только просвещая, образовывая людей, можно построить разумное общество. В центр этого разумного общества просветители помещали частную собственность и социально активную личность гражданина. Им представлялось, что таким способом можно достичь гармонии личных и общественных интересов. К гармонии человека должны привести нравственные побуждения. Однако человек испорчен несовершенным обществом, его побуждения извращены, как и его мораль. Поэтому для начала он должен стать “естественным”, научиться уважать природу вообще и свою природу, в частности, и тогда добровольно, в силу моральных принципов, захочет поступиться личными интересами ради общего блага. Именно такой идеальный гражданин с его политическим и нравственным самосознанием способен построить гармоничное общество и достоин жить в нем.
Все надежды просветители возлагают на воспитание, и прежде всего морально-политическое и эстетическое. С точки зрения воспитания нового человека и гражданина просветители и раскрывают основные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, гармонию, вкус. В том же аспекте они рассматривают проблемы сущности и общественной функции искусства, художественного конфликта и характера, правды в искусстве.
Эстетические теории Просвещения тесно связаны с традициями эпохи Возрождения, а на раннем этапе – и с классицизмом, который просветители переосмысливают применительно к своим целям. Лейтмотивом эстетических концепций Просвещения является защита искусства высокого гражданского пафоса.
В XVII–XVIII вв. Англия была передовой страной с точки зрения экономики, что обусловило и развитие общественного сознания в целом. Англия становится центром европейской философии, литературы и культуры. Здесь же зародились основные идеи эстетики Просвещения.
Основная особенность эстетики английского Просвещения состоит в том, что она исходит из реального человека того времени. Английские эстетики отстаивают сенсуалистические, эмпирические принципы и частично материалистические. Это эстетика антипуританской направленности. Известно, что пуританское движение отрицательно относилось к искусству, которое, как считалось, отвлекает от молитвы, порождает лень и разврат, нарушает дисциплину и способствует разорению людей. Английские теоретики и моралисты искусства стремились преодолеть примитивный аскетизм пуритан. Под их покровительством искусство стремительно развивалось: именно в Англии впервые появился реалистический роман и зародился сентиментализм (от франц. sentiment – чувство) – течение в европейском искусстве конца XVIII – начала XIX вв., возникшее как реакция на рационалистическое искусство классицизма и утверждавшее самоценность личности, мира ее чувств. Английские просветители рассматривали искусство как путеводитель к подлинной нравственности. Проблема взаимоотношения искусства и нравственности была центральной для английской эстетики XVIII в., что определило ее этическую направленность.
К 1730-м годам в Англии появляется самобытный и удивительный художник – Уильям Хогарт.
Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.
Творчество Хогарта также в значительной своей части посвящено осмеянию пороков современного ему общества; но, раскрывая мрачные картины жестокости, продажности, аморальности, духовной бедности и материальной нищеты, художник никогда не изменяет своей вере в человека. Художник создает портреты. Его образы говорят о здоровье, душевной силе, внутренней красоте людей – чертах, которые умеет видеть художник и которые являются основой его искусства.
Его первые живописные произведения в известной мере связаны с графическими. Это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев, иногда навеянных литературой. Таковы «Карьера мота» (1732—1735, Лондон, Музей Соуна), «Модный брак» (1743—1745, Лондон, Национальная галерея) , раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления действительности того времени. Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой.