Общая изучает общие закономерности речевого поведения, законы и правила, дает практические рекомендации. Частная- изучает законы эффективной речи, действующие в специфических областях, речевой деятельности- проф. И непроф. Духовная, военная, семейная, педагогическая, журналистская.
Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.Объем и задачи риторики как науки определяются в “Общей и частной риторике” (1859) неизвестного автора: “В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.Красноречие может быть изучаемо или со стороны его внешних изменений, которым оно подвергается в различные времена и у разных народов, или со стороны основных, жизненных законов. Отсюда и наука красноречия распадается на теорию и историю красноречия.Теория красноречия есть наука, излагающая законы красноречия; эти законы могут относиться или ко всем произведениям красноречия вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому теория красноречия разделяется на две части: на общую, излагающие законы, общие всем произведениям красноречия, и на частную, исследующую каждый род произведений порознь. Именно такой точки зрения на риторику придерживалось большинство русских исследователей в XIX в.Время информационного бума стало временем речевой агрессии, разрушающей взаимопонимание людей. Социальные основы возрождения риторики отчетливо прослеживаются в риториках частных – профессионально ориентированных. Риторика журналиста – это, прежде всего, искусство общения автора с адресатом и учение о правилах создания речевых произведений в сфере журналистики. Слово журналиста должно утверждать нравственные идеалы (этос) – защищать добро и правду, объединять людей, гармонизировать общественные отношения.Слово журналиста должно быть разумным (логос), устремленным к истине, насыщенным по смыслу, логичным. Слово журналиста должно эмоционально воздействовать на адресата (пафос). Возможно, это звучит несколько высокопарно, но именно представление об идеале должно быть камертоном разговора о профессии. Именно риторические основания (этико-лингвистические) могут обеспечить эффективность обучения профессии.