Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Порядок уплаты таможенных пошлин, а также предоставления льгот по их уплате





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статьей 86 Таможенного кодекса ТС предусмотрены следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей:

· денежными средствами (деньгами);

· банковской гарантией;

· поручительством;

· залогом имущества.

Также устанавливается правило, что законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщик таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (ч. 2 ст. 86 ТК ТС). Таким образом, с юридической точки зрения таможенный орган не вправе предъявить плательщику таможенных платежей требование о применении какого-то определенного способа обеспечения их уплаты. Хотя представляется сомнительным, что таможенный орган будет безропотно принимать то обеспечение, которое самостийно предложит плательщик, и не „включит“ административный ресурс в том случае, если по каким-то причинам (объективного или субъективного характера) предоставленное обеспечение его не устроит. В крайнем случае, таможенный орган всегда сможет найти способ „перекрыть кислород“ даже вполне добросовестному предпринимателю.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества, банковской гарантии и поручительства фактически взяты из гражданского права. Но ТК ТС не предусматривает безусловного применения норм гражданского права в случаях применения всех и любого из указанных способов обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Применение норм гражданского права предусмотрено ТК ТС лишь в определенных случаях.

В то же время вопрос о сочетании норм столь разных отраслей законодательства, как гражданское и таможенное, и применении их в совокупности представляется весьма интересным.

Отношения по уплате таможенных платежей носят публично-правовой характер, т.к. одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. Государством для обеспечения исполнения его функций установлены специальные индивидуально безвозмездные платежи в государственную казну, которые лицо в установленных законодательством случаях обязано уплатить. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, имеет место доминирование государственного органа (таможенного) и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъектов, действующих в сфере таких его полномочий.

Пункт 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ допускает в установленных законодательством случаях применение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой. Но представляется, что юридическое оформление сплетения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей могло бы быть и более удачным (если вообще в рассматриваемой ситуации стоит смешивать указанные отрасли законодательства).

В гражданском праве возникновение отношений по обеспечению исполнения лицом его обязательства перед кредитором обусловлено существованием соответствующего основного гражданско-правового обязательства. По всем способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным гл. 23 ГК РФ, фигурирует кредитор в основном обязательстве, интерес которого в надлежащем исполнении и обеспечивается.

Таким образом, существуют два гражданско-правовых обязательства: обязательство должника перед кредитором по основному обязательству и обязательство должника или иного лица перед тем же кредитором по дополнительному (обеспечивающему) обязательству, причем второе жестко привязано к первому. Недействительность основного обязательства (т.е. его фактическое отсутствие) влечет недействительность акцессорного обязательства, обеспечивающего его исполнение (п. 3 ст. 329 ГК РФ).

В сфере таможенного дела конструируется следующая схема обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Существует публично-правовое обязательство конкретного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное публично-правовое обязательство предлагается обеспечить теми способами, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основном на основании правовых норм, предусмотренных опять-таки для гражданского оборота, т.е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли участников. Насколько же применимо такое регулирование?

В случае обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей возможно заключать договоры (например, залога, поручительства) между таможенным органом и залогодателем (поручителем). Так, например, в соответствии со ст. 86 ТК ТС, договор поручительства заключается между таможенным органом и поручителем в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Относительно договора залога, правда, отсутствует указание, в соответствии с требованиями какого законодательства его следует заключать. Можно придерживаться следующей позиции: учитывая, что залог является институтом гражданского права, очевидно, такой договор следует заключать согласно требованиям гражданского законодательства. Однако, как уже было сказано, гражданское законодательство применяется к административным правоотношениям только в случаях, предусмотренных законодательством.

В рассматриваемой ситуации предусматривается к правоотношениям, складывающимся в результате применения такого способа обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей, как залог, применение гражданского законодательства лишь при определении предмета залога (т.е. того имущества, которое может быть передано в залог). Относительно иных аспектов правового регулирования залога в таможенном деле гражданское законодательство, видимо, применяться не должно.

Однако следует учитывать, что договор залога или поручительства в гражданском законодательстве понимается как договор между залогодателем (поручителем) и кредитором в основном обязательстве, в то время как в публично-правовом обязательстве по уплате таможенных платежей, являющихся пошлинами или федеральными налогами, кредитором является государство, а не конкретный таможенный орган. Таможенный орган лишь выполняет определенные возложенные на него государственные функции. Таможенные платежи идут в федеральный бюджет и составляют часть государственной казны. Данная сфера общественных отношений не относится к гражданскому праву и гражданскому обороту, а приобретение государством прав на уплаченные ему платежи происходит на основании норм публичного права. Таможенному органу для самостоятельного выступления в качестве субъекта гражданских правоотношений и заключения гражданско-правовых договоров необходимо обладать статусом юридического лица, т.е. быть зарегистрированным в качестве такового в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. В противном случае таможенный орган может выступать в гражданском обороте только от имени государства в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ.
Статья 342 ГК РФ допускает последующий залог, если договором о предыдущем залоге последующий залог не был запрещен. Частью 2 ст. 86 Таможенного кодекса ТС предусмотрено, что плательщик вправе сам выбрать способ обеспечения исполнения им обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Указаний на то, что залог таможенному органу имущества, являющегося предметом действующего договора залога, для обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин не допускается, Таможенный кодекс не содержит. Таким образом, не исключается юридическая возможность для плательщика передать в залог таможенному органу уже заложенное имущество. При этом следует учитывать, что требования последующих залогодержателей удовлетворяются за счет заложенного имущества после требований предшествующих залогодержателей. Для недопущения подобной ситуации таможенному органу придется включать „административный ресурс“, что лежит уже за рамками правового поля.

Как уже было отмечено, обращение взыскания на заложенное имущество, не являющееся товаром, находящимся под таможенным контролем и переданным таможенному органу, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенному органу, реализуются в порядке, предусмотренном ч. 4 статьи 170, ч. 3 статьи 231, ч. 3 статьи 148, главой 21 Таможенного кодекса ТС и некоторыми другими. Однако следует учитывать, что такие товары также являются собственностью лица, как и любое другое имущество, за исключением того момента, что пользование и распоряжение ими ограничено нормами публичного права.

Почему же для возможно однородного имущества должны устанавливаться различные процедуры обращения на него взыскания?

Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться, в частности, в виде предоставления банковской гарантии и поручительства, которые регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии — также положениями банковского законодательства. При этом гарантом может выступать только определенное лицо (лицо, внесенное в соответствующий реестр федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела). Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню. Таким образом, отношения в связи с включением лица в такой реестр носят административно-правовой характер. При предоставлении банковской гарантии лицо выступает гарантом перед таможенным органом. При этом таможенный орган выступает не в качестве обычного участника гражданского оборота, а в качестве органа государства, выполняющего определенные функции государства, наделенного для этого соответствующей компетенцией и действующего в соответствии с указанной компетенцией. Такого рода отношения должны регулироваться нормами административного права, а не гражданского.

Итак, получается следующая ситуация. Существует публично-правовое обязательство лица по уплате причитающихся с него в пользу государства таможенных платежей. Учитывая риск недобросовестного поведения частного лица — участника возникших правоотношений, законом предусматривается обязанность данного лица в определенных случаях обеспечивать публично-правовой интерес в получении соответствующих таможенных платежей посредством установленных законом процедур. При этом обязанное лицо находится в ситуации подчинения государственно-властной воле и в соответствии с законом вправе проявить автономию своей воли лишь в выборе способа обеспечения уплаты таможенных платежей. Отказаться от обеспечения уплаты платежей данное лицо не вправе. Точнее, оно может не исполнять указанную обязанность, но в этом случае все установленные законом условия выпуска товаров соблюдены не будут, в силу чего таможенное оформление товаров не будет завершено.

Таким образом, заключение лицом договора залога либо поиск поручителя или гаранта обусловлены публично-правовыми обязательствами этого лица. Поручитель или гарант, обеспечивая исполнение обязанным лицом его обязательств по уплате таможенных платежей, фактически сам вступает в правоотношения с таможенным органом, т.к., во-первых, позиционирует себя в качестве такового перед таможенным органом, во-вторых, в случае неуплаты обязанным лицом причитающихся с него платежей этот поручитель или гарант обязан будет возместить недоплату. Таким образом, фактически складываются административно-правовые отношения.

Обратимся к такому юридическому инструменту, как административный договор. В настоящее время такое понятие в действующем законодательстве отсутствует. Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили своего четкого понимания и должного юридического оформления. Однако специалисты по административному праву обращаются к проблеме административных договоров, но внимание к данной проблеме не носит фундаментального характера, а скорее, носит характер отдельных замечаний, что обусловлено, в частности, элементарным отсутствием какой-либо приемлемой нормативно-правовой базы. В целом же данная тема не является новой для науки административного права.

Специалисты выделяют следующие особенности административного договора:

· целью данных договоров является достижение общественно значимых результатов;

· такой договор выступает как правовая форма деятельности субъектов, обладающих определенной самостоятельностью в решении соответствующих вопросов, хотя права и обязанности сторон не равны, поскольку речь идет об управленческих, а не имущественных полномочиях;

· административный договор в Российской Федерации не обеспечен судебной защитой;

· административный договор выступает в качестве формы, связанной с административным актом, с осуществлением административным органом своих обязанностей;

· нормативно-правовой базой административно-договорной практики выступают нормы административного, а не гражданского права.

Некоторые эксперты полагают, что в тех договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативного характера, применяются не нормы гражданского права, а нормы конституционного, административного, финансового права. Возникающие при этом правоотношения не являются гражданско-правовыми. Административные договоры опосредуют административно-правовые отношения, непременным участником которых выступает государственный (муниципальный) орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями. Государственный орган в административном договоре выступает именно как компетентный орган, реализующий управленческие функции и наделенный властными полномочиями.

Исходя из сказанного, можно было бы рассматривать заключение договоров между таможенными органами и залогодателями (а также поручителями) как заключение договоров (соглашений) административно-правового характера с необходимой корректировкой существующей нормативно-правовой базы. Представляется, что для этого есть основания.

Договорный элемент в рассматриваемых отношениях несомненно присутствует, т.к. условия соответствующих договоров (соглашений) в рамках действующего законодательства должны согласовываться сторонами. Таможенный орган в таких отношениях выступает именно в качестве государственного органа, наделенного властными полномочиями и реализующего определенные государственные функции, а не в качестве обычного юридического лица, участвующего в гражданском обороте.

Посредством заключаемых договоров обеспечивается интерес государства в получении причитающихся ему таможенных платежей. Безусловно, в настоящее время достаточных правовых оснований (исходя из содержания Таможенного кодекса ТС) для этого пока не имеется, но рассмотрение таких договоров именно как административных позволило бы „удержать“ правоотношения в рамках публично-правового регулирования и не перемешивать административное и гражданское право, когда для этого, наверное, нет действительно серьезных оснований[3].

В своей дипломной работе мне также хотелось бы затронуть аспект льгот по уплате таможенных пошлин, ведь благодаря указанному институту в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки. Льготы по уплате пошлин выступают не только средством юридического облегчения положения субъектов, но и эффективным инструментом внешнеэкономической политики государства.

Огромное практическое значение, которое имеет институт таможенных льгот, к сожалению, не обусловило ни его четкой законодательной регламентации, ни теоретического исследования.

Таможенный кодекс ТС как основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования.

Отсутствие ясных законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования.

Закон РФ "О таможенном тарифе" лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия "тарифная льгота" и "тарифная преференция", а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия "льгота" раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий "тарифная льгота" и "тарифная преференция".

В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу[4].

В существующих доктринальных определениях понятие "таможенная льгота" связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер.

Одни авторы подразумевают под таможенными льготами лишь льготы определенным категориям граждан и юридическим лицам, а именно иностранным лицам - дипломатическим представительствам иностранных государств, главам и членам дипломатического и административно-технического персонала дипломатических и консульских представительств и членам их семей.

Другие понимают под таможенными льготами только определенные законодательством преимущества, состоящие в освобождении товаров от таможенных платежей.

Третьи включают в понятие таможенной льготы только преимущества в виде снижения или отмены ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным государствам, юридическим и физическим лицам.

Все же большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

При этом авторы оперируют понятиями "таможенные тарифно-налоговые преференции", "таможенные преференции", "тарифные льготы", "таможенные привилегии" и т.п., наполняя их различным смысловым содержанием и по-разному определяя их соотношение.

Действительно, не все из этих терминов можно использовать как тождественные, в частности необходимо проводить различие между понятиями "льгота" и "привилегия".

По мнению А.В. Малько, если льгота представляет собой правомерное облегчение, то привилегия является отрицательным отклонением, облегчением, не установленным в законе, зачастую неправомерным, призванным улучшить положение каких-либо субъектов с одновременным ухудшением положения других[5].

М.Н. Козюк, напротив, рассматривает привилегию как разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, не применяя к ней критерий "противозаконности"[6].

В.В. Хрешкова аналогичным образом соотносит понятия "таможенные льготы" и "таможенные привилегии", рассматривая последние в качестве специфических льгот, имеющих более узкую направленность[7].

В этой связи необходимо отметить, что понятие "привилегии" наиболее часто употребляется в международных правовых актах в сочетании с понятием "иммунитеты", которые в совокупности выступают важным элементом правового статуса отдельных категорий лиц (представителей международных организаций, сотрудников дипломатических представительств иностранных государств). При этом под иммунитетами понимается освобождение от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении тех действий, которые могут быть совершены этими лицами в связи с выполнением своих функций, неприкосновенность служебной корреспонденции и документов. К числу привилегий, как правило, относится освобождение от таможенных пошлин на предметы, предназначенные для личного и официального пользования, освобождение от досмотра багажа, освобождение от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, освобождение от личных повинностей. Очевидно, что в таком понимании привилегии и таможенные льготы соотносятся как целое и его часть.

В общетеоретическом аспекте таможенные льготы представляют собой разновидность правовых льгот, выступающих как средства правового поощрения. Правовые льготы, как правило, рассматриваются в качестве "юридических средств, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов"[8].

Как отмечает А.В. Малько, льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов[9]. Таким образом, понятие "льготы" связывается с определенными послаблениями, преимущественными правами, предпочтениями, оказанными одним субъектам перед другими, которые становятся полезными всему обществу в целом.

При классификации таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности); беженцам или вынужденным переселенцам; дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам; юридическим лицам (при наличии оснований, установленных законом); государствам (в соответствии с международными соглашениями).

Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных процедур. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет (ст. ст. 229 ТК ТС). Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока[10].

Кратко остановимся на признаках таможенных льгот и льгот по уплате таможенных пошлин в частности.

Использование таможенных льгот позволяет субъекту облегчить условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством уменьшения подлежащих уплате в процессе такого перемещения таможенных платежей, сокращения времени таможенного оформления и контроля.

Таможенные льготы можно рассматривать в качестве инструмента таможенной политики. Путем предоставления таможенных льгот государство способно стимулировать рост отечественного производства, особенно по направлению экспорта продукции, создавать выгодные для страны условия ввоза импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу[11]. Кроме того, посредством установления таможенных льгот в отношении отдельных товаров или отдельных лиц Россия реализует взятые на себя международные обязательства;

Таможенные льготы всегда представляют собой средство правовой дифференциации, исключение из общих правил. Следует отметить, что механизм таможенно-правового регулирования вообще обладает высокой степенью вариативности. В таможенном законодательстве сложно обнаружить тот общий порядок, исключения из которого, по сути, и являются таможенными льготами. Например, любая из специальных таможенных процедур (перемещение товаров физическими лицами, отдельными категориями иностранных лиц, перемещение транспортных средств) представляет собой целый комплекс таможенных льгот.

Кроме того, возникает вопрос о возможности рассмотрения в качестве таможенной льготы полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставляемое в рамках отдельных таможенных процедур.

Каждая таможенная процедура определяет совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин (а также налогов, запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Условия таможенных процедур должны применяться равным образом всеми категориями субъектов, поэтому нельзя сказать, что в рамках условий таможенного режима выделяется положение особой группы участников таможенно-правовых отношений. Между тем уже сам факт выбора субъектомопределенной таможенной процедуры позволяет распространить на него отдельные условия, имеющие очевидно стимулирующий, льготный характер. Например, освобождение от уплаты таможенных пошлин при экспорте товаров.

По общему правилу правовые льготы должны устанавливаться в законодательстве и не могут носить индивидуальный характер. Особенностью таможенных льгот является то, что они устанавливаются Таможенным кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", но в случае с таможенными пошлинами они предоставляются и по решению Правительства РФ[12].

Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан.
Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами[13].

 


[1] Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. ― М., 1997.

[2] Химичева Н.И. Таможенное право России: учебник. - 2-ое издание переработанное и дополненное - М.: Юрист, 2007.

[3] Бадулин О.Г. Обеспечение уплаты таможенных платежей // Право и экономика, 2004 N 7

[4] Трошкина Т.Н. Таможенные платежи: Учебно-практическое пособие. М., 2007.

[5] Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1.

[6] Козюк М.Н. Правовое равенство и привилегия депутатской неприкосновенности // Личность и власть. Ростов-на-Дону, 1995.

[7] Хрешкова В.В. Правовое регулирование таможенных льгот: основные понятия // Гражданин и право. 2006. N 4.

[8] Морозова И.С. Правовые льготы: Учебное пособие / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2004.

[9] Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. N 1.

[10] Бакаева О., Кочубей И. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика, 2008.

[11] Романова О.С. Роль таможенной политики России в развитии международных экономических отношений // Финансы и кредит. 2007. N 14.

[12] Назаренко Н.А. Категория "таможенная льгота" в современном таможенном праве // Финансовое право, 2009.

[13] Бакаева О., Кочубей И. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика, 2008.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.