Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Бюджетная система»

 

на тему: «Доходы федерального бюджета РФ»

 

 

Выполнил: студент 559-1 гр. Походиев Ж.Ю.

 

Научный руководитель: к.э.н., доцент Моглоева Т.В.

 

 

Улан-Удэ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Принципы формирования и использования доходов федерального бюджета………………………………………………………………………........5

1.1 Экономическое содержание, состав и структура доходов федерального бюджета……………………………………………………………………………5

1.2 Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ……11

Глава 2. Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ............................................................................................................................18

2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года………………18

2.2 Анализ доходов федерального бюджета за 2010 год……………………...22

Глава 3. Пути увеличения доходов федерального бюджета………………….28

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...36

Приложения……………………………………………………………………...37

 

 

Введение

 

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.

Федеральный бюджет является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Государственная деятельность: управленческая, военная, экономическая, социальная и другие функции государства – требует обеспечения финансированием. Наличие и преумножение доходной части федерального бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики государства, расширенного производство и удовлетворения других общественных потребностей. Именно поэтому значение доходов федерального бюджета сложно переоценить.

Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения, разработка рекомендаций по решению существующих проблем, касающихся совершенствования формирования доходной части федерального бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов федерального бюджета;

· проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета, их динамику на примере нескольких лет;

· на основе анализа выявить проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также пути их решения.

При написании работы были использованы такие методы, как сравнение, обобщение, анализ, синтез данных, аналогия, метод графического построения и др.


Глава 1. Принципы формирования и использования доходов федерального бюджета

Экономическое содержание, состав и структура доходов федерального бюджета

 

Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов.

В Российском федеративном государстве в отличие от унитарного различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных (муниципальных) бюджетов.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Доходы бюджетов перечисляются в безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций и задач. В Российском федеративном государстве в отличие от унитарного (союзного) различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают в результате перераспределения ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход — вновь созданная стоимость за год в стране.

В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.

Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации — налоговый.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 80) налог – это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. (см. Приложение 1)

Региональными налогами считаются налоги, установленные Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (см. Приложение 2).

Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (см. Приложение 3).

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

К безвозмездным поступлениям относятся поступления в виде:

• дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;

• субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

• субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

• иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджет ной системы РФ;

• безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов также учитываются поступления от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджетов складываются из налоговых доходов, на долю которых в России приходится более 85% всех доходов бюджета, и неналоговых доходов. Наиболее крупными в фискальном отношении являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

В налоговых доходах федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, ввозные таможенные пошлины, акцизы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — важный косвенный налог. Он влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и регулирует спрос. НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов. Фискальное значение НДС трудно переоценить, на протяжении многих лет НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Все 100% НДС зачисляются в федеральный бюджет.

Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета.

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии с разработанной концепцией совершенствования пенсионной системы страны единый социальный налог, имевший единую ставку в размере 26%, заменен страховым взносом в размере 34% от фонда заработной платы предприятий и организаций. Для предприятий малого бизнеса и сельхозпроизводителей высокий тариф страхового взноса погашается из бюджета. При этом из 34% страхового взноса в Пенсионный фонд направляется 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%, в Федеральный фонд социального страхования – 2,3%. Взимается страховой взнос из зарплат, не превышающих 415 тыс. руб. в год., или 35 тыс. руб. в месяц.

Важное место в доходах федерального бюджета в последние годы занимают таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина не возвращается плательщику, и ему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.

Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют важную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения являются в основном товары массового спроса. Подакцизными товарами признаются пиво, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. Акцизы составляют в доходах федерального бюджета примерно 2-3%.

Проблемы распределения и использования доходов бюджета в РФ

 

Важнейшую роль в процессе распределения и использования доходов в любой стране играют финансово-кредитная система, система ценообразования и ряд других экономических инструментов. Ведущее положение в указанном процессе при этом занимает бюджетно-налоговая система. Именно через государственную бюджетную систему распределяется, перераспределяется и используется стоимость ВВП (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и национального богатства). При первичном распределении чистого национального продукта (национального дохода), как части стоимости ВВП, образуются доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков и др. На основе дальнейшего перераспределения указанных доходов через налоги и неналоговые платежи мобилизуются значительные финансовые ресурсы в централизованные фонды государства (государственный бюджетный фонд, государственные внебюджетные фонды).

Как центральное и ведущее звено финансовой системы страны, государственная бюджетная система служит в руках государства в качестве важного экономического инструмента регулирования макроэкономических пропорций путем перераспределения через нее денежных средств между отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения и т. д. Чем выше уровень централизации доходов в государственной бюджетной системе, тем выше роль государства и государственного регулирования в экономике, социальной сфере и других сферах общественной жизни. Благодаря высокой доле участия в распределении и использовании стоимости ВВП у государства появляются большие финансовые возможности для обеспечения требуемых обязательств перед обществом и гарантий социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что в РФ распределение стоимости ВВП и перераспределение доходов происходило и по сей день происходит не только в интересах государства, но в пользу крупных частных корпораций в лице олигархов, криминальных и полукриминальных структур. Такая ситуация, в свою очередь, предопределена тем, что, в условиях осуществления экономических реформ 90-х без государственного контроля, наряду с легально-официальной рыночной экономикой сформировалась коррупционно-теневая сфера экономики. Ее существование препятствует обеспечению справедливого распределения и использования доходов как в целом по стране, так и по ее регионам.

В связи с образованием профицита бюджета был образован в 2003 г. Стабилизационный фонд, реальная необходимость создания которого остается под вопросом. Стабилизационный фонд – это нефтегазовые доходы, образующиеся за счет превышения фактических цен на нефть и газ над базовыми, а также все остальные доходы, связанные с недоучетом инфляции и темпов экономического роста при планировании доходов федерального бюджета (включая остатки средств федерального бюджета). Среди перечисленных доходов при этом доминируют нефтегазовые, которые выделяются и планируются отдельно. Вместе с тем средства Стабилизационного фонда со дня его образования (2003 г.) и золотовалютные резервы Банка России были все время заморожены, т. е. не использовались для финансирования отечественной экономики, социальной и других сфер страны под предлогом угрозы инфляции. Вместо того, чтобы за счет части средств Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов ЦБ РФ формировать отдельный бюджет развития страны, обеспечивающий инновационную и инвестиционную деятельность, указанные денежные активы были размещены в долговых обязательствах (в ценных бумагах) западных стран под сравнительно низкий доходный процент, т. е. для обслуживания их экономики. Фактически в стране были упущены реальные шансы использования сверхдоходов, полученных от продажи на мировом рынке природно-сырьевых ресурсов по высоким ценам, для развития реального сектора отечественной экономики, решения острых социальных проблем, обеспечения роста производства товаров и оказывания услуг, соответственно и снижения уровня инфляции.

Одним из базовых критериев оценки оптимальности и справедливости процессов распределения и использования доходов в любом государстве является степень социализации общества через характеристику состояния качества жизни населения (индекс развития человеческого потенциала). Последнее конкретно выражается в таких показателях, как уровень жизни (уровень доходов) населения, образованность, пенсионная обеспеченность, средняя продолжительность жизни и пр. В этом отношении в современной России сложилась весьма парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что до кризиса, при имевшихся высоких макроэкономических и финансовых уровнях развития, страна по многим показателям качества жизни населения продолжала с большим отрывом отставать от многих стран мира. И эта тенденция наблюдается по сей день. Так, по уровню жизни населения Россия находится на 67-м месте, средней продолжительности жизни – на 119-м месте в мире и т. д. Получается, что сам по себе рост экономики и увеличение доходов российского государства еще не является гарантом повышения качества жизни населения, как это имеет место во многих социально - ориентированных странах мира.

В силу неэффективности государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России имеет место вопиющая несправедливость в перераспределении денежных средств, имущества и национального богатства между социальными группами населения. Экономические реформы в России в 90-е годы XX века, приведшие к ломке отношений собственности, в частности к никем не контролируемой и не регулируемой хищнической приватизации государственного имущества и национальных природных ресурсов, открыли шлюзы для неограниченного роста социального неравенства. Разрыв в доходах между богатыми и бедными достиг невиданных размеров. Децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) увеличился с 4,5 в 1991 г. до 15 в 2004 г. Индикатор поляризации доходов – индекс Джини вырос с 0,26 до 0,406. По экспертным оценкам, разница в уровне жизни «России бедной» и «России богатой» была стократной.

Первопричина неэффективности госрегулирования по обеспечению оптимального и справедливого распределения доходов в современной России кроется в проводимой государством налоговой политике. Создание новой налоговой системы в условиях рыночных отношений и перестройка механизмов перераспределения доходов в пользу богатых (олигархов) создали множество экономических и социальных проблем, наиболее острой из которых, как отмечалось выше, является чрезмерное социальное расслоение общества.

Одной из негативных сторон российской налоговой системы является ее ориентация на косвенные методы налогообложения. Так, около 70% налоговых поступлений в федеральный бюджет составляют косвенные налоги в виде налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и таможенных пошлин. Эти налоги, включаемые в цены реализуемых товаров и продукции, а также в тарифы на услуги и работы, выступают в качестве ценообразующих элементов, вызывающих, в свою очередь, повышение указанных цен и усиление инфляционных процессов. Косвенные налоги выполняют в основном фискальную функцию, т. е. являются более надежными, сравнительно стабильными, не зависящими от инфляции источниками пополнения доходов государственного бюджета. Поскольку конечными плательщиками косвенных налогов выступают конечные потребители, население и государственные бюджетные учреждения, то при взимании этих налогов снижаются реальные доходы прежде всего наименее обеспеченной части населения. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает государственной казне, т. е. эти налоги регрессивные по своей сути. Не трудно также заметить, что оплата косвенных налогов приводит к сокращению платежеспособности спроса потребителей, соответственно и объемов производства, реализации и потребления товаров, работ и услуг, что в конечном счете влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, поскольку конечными плательщиками косвенных налогов по бизнесу являются также предприятия-производители, то указанные налоги отрицательно влияют на финансовое состояние этих предприятий, что часто заставляет их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов. Все это говорит о том, что косвенные налоги не только не стимулируют, но и сдерживают развитие производства.

По этому поводу следует также отметить, что некоторыми учеными и специалистами предлагается отменить НДС или снизить его основную налоговую ставку до 16% и даже до 12% с целью повышения экономических стимулов у предприятий-производителей к развитию производства. Если до недавнего времени это считалось возможным, т. к. в случае отмены НДС или снижения его ставки выпадающие доходы бюджета можно было компенсировать за счет сверхдоходов, полученных в результате повышения цен на мировом рынке по продаже (экспорту) нефти, газа и пр., то сегодня, при падении цен на эти энергоносители и существующем финансовом кризисе, вышеотмеченные предложения, как нам представляется, уже становятся труднореализуемыми.

Нездоровая ориентация налоговой системы РФ проявляется также в том, что доходы государственного бюджета формируются не столько за счет налогов от природных ресурсов, налогов на имущество, на прибыль, на землю, на капитал и других прямых налогов, как это имеет место в большинстве стран мира, сколько за счет налогов на потребителя и на труд. Так, в стоимости производимого в России ВВП 75% занимают природные ресурсы, что дают 13% налоговых поступлений, а за счет труда создается 5% национального богатства, которая дает 2/3 всех собираемых налогов. Только фонд зарплаты облагается налогами в размере 39% (13% налогом на доходы физических лиц и 26%)

С 2010 года ЕСН страховыми взносами. Взимается страховой взнос из зарплат, не превышающих 415 тыс. руб. в год., или 35 тыс. руб. в месяц. То, что получает гражданин сверх этой суммы, не обременяется страховым взносом. Из этого вытекает, что со сверхзарплат от указанных сумм богатых и сверхбогатых людей не взимаютя страховые взносы ни в Пенсионный фонд, ни в другие социальные фонды. Получается, что главными плательщиками страховых взносов являются граждане, чьи зарплаты не превышают 35 тысяч рублей в месяц, и именно они должны наполнять социальную копилку страны. Такое положение, не только сохраняет, но и усугубляет поляризацию населения по доходам и социальное неравенство в обществе.

Важной составляющей госрегулирования процессов распределения и использования доходов является система ценообразования. В условиях рыночных отношений в России создана сеть естественных монополий, породившая систему корпоративного ценообразования, неподконтрольную государству и обществу. В результате цены растут галопирующими темпами, такое явление как высокий уровень инфляции стало для страны постоянным. Поскольку высокий уровень инфляции обусловлен безудержным ростом цен на продовольствие и тарифы на коммунальные услуги, то в рамках оптимизации государственной антимонопольной политики следует добиваться замораживания цен внутри страны прежде всего на топливо, электроэнергию и газ. Кроме того, государство должно принять административные и правовые меры по декриминализации товаропроводящей сети, т. е. по ликвидации организованных преступных и мафиозных групп, контролирующих продовольственные рынки в городах. Вместе с тем нельзя забывать, что одними административными мерами проблему снижения цен, как и уровня инфляции, не решить. Реальный и магистральный путь снижения цен на потребительские товары – это обеспечение в первую очередь устойчивого развития производства – увеличения объемов продукции сельского хозяйства, промышленности и других отраслей реального сектора отечественной экономики.
Глава 2.Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ

Анализ доходов федерального бюджета за 2007-2009 года

доход федеральный бюджет платеж

Рассмотрим состав, структуру и динамику доходной части федерального бюджета за 2007-2009 года.

 

Таблица 1 Распределение доходов Федерального бюджета в 2007-2009 гг. в млрд. руб.

  Доля в% Доля в % Доля в %
Доходы 7781,1 9275,9 7336,8
из них: налог на прибыль организаций 665,3 8,55 761,1 8,21 195,4 2,66
единый социальный налог 399,2 5,13 506,8 5,46 509,8 6,95
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1448,1 18,61 998,4 10,76 1176,6 16,04
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 875,4 11,25 1133,8 12,22 873,4 11,9
акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации 1,44 125,2 1,35 81,7 1,11
ввозимым на территорию Российской Федерации 26,5 0,34 35,3 0,38 19,8 0,27
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1171,1 15,05 1638,4 17,65 1007,2 13,73
Налоговые доходы всего: 4697,5 61,37 57,03 3863,9 53,66
доходы от внешнеэкономической деятельности 2426,1 31,18 3584,9 38,65 2683,3 36,57
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 122,2 1,57 150,5 1,62 419,4 5,72
безвозмездные поступления 260,7 3,35 1,3 0,01 6,2 0,08
платежи при пользовании природными ресурсами 58,4 0,75 111,8 1,21 63,5 0,87
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,0 1,4 0,02
Неналоговые доходы всего: 2867,3 38,63 3848,5 42,97 3173,8 46,34

 

Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения страны и наступившего осенью 2008 года финансового кризиса. По итогам 2008 г. рост доходов бюджета составил примерно 120%, что было связано с ростом цен на экспортируемые природные ресурсы, в частности на нефть и нефтепродукты. Несмотря на формальное наступление кризиса в мире в начале сентября, его пик и самый сложный период для экономики России приходятся уже на следующий 2009 год. Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков. Объем ВВП уменьшился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. Такое снижение доходов в совокупности с ростом расходов обусловили наличие дефицита федерального бюджета в размере 2,3 трлн. руб.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений постепенно с каждым годом меняется в сторону увеличения доли неналоговых и соответственно уменьшения налоговых доходов. В 2008 году это было обусловлено снижением поступлений от НДС и увеличением доходов от внешнеэкономической деятельности. В 2009 году факторами такой тенденции стали резкое снижение поступлений налога на прибыль и увеличение дохода от использования государственного имущества.

При сравнении структуры налоговых доходов за 2007-2008 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2008 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по ставнению с предыдущим годом. Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой. Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2008 г. составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2007 г. на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.

 

Рис. 1

 

Представленная на рис.1 структура налоговых доходов федерального бюджета говорит о том, что наибольшую долю более 50% составляет НДС, тогда как налог на прибыль в абсолютном выражении сократился почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. и его доля тем самым сократилась до 3%. Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике. Данная тенденция напрямую отражает негативное влияние кризиса на эффективность деятельности реального сектора. Поступления от НДПИ также сократились в виду снижения средней цены нефти за баррель на 41%. Так, если в 2008 г. она составляла 101,5 долл. США за баррель, то в кризисном 2009 г. Только 59,5 долл. США за баррель.

Что касается неналоговых доходов федерального бюджета, то здесь наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, в частности от централизованного экспорта. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. их абсолютный размер увеличился на 1160 млрд. руб., т.е. в 1,5 раза. Такой рост обусловил увеличение доли доходов от внешнеэкономической деятельности в общей сумме неналоговых доходов до 93% (по сравнению с 85% в 2007 г.). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за оба года составляют около 4%. Платежи при пользовании природными ресурсами увеличились в 2 раза, что обусловило рост их доли в структуре неналоговых доходов до 2,9%.

 

Рис.2

 

Представленная на рис.2 структура неналоговых доходов говорит о том, что доля доходов от внешнеэкономической деятельности сократилась и в абсолютном выражении это сокращение составило 900 млрд. руб. Однако увеличение доходов от использования имущества почти в 3 раза не позволило общему объему неналоговых доходов сократиться до уровня 2007 г., разница с которым составила +300 млрд. руб.

Таким образом, можно сказать, что кризис сказался в большей степени на налоговых доходах федерального бюджета, которые снизились примерно на 26% по сравнению с предыдущим годом. Что касается неналоговых доходов, то их объем сократился на 18%.

 

 

Анализ доходов федерального бюджета за 2010 год

Исполнение федерального бюджета в 2010 году происходило в условиях восстановления экономического роста, благоприятной и стабильной ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта, постепенного сокращения численности безработных при ускорении роста потребительских цен во второй половине года и значительном оттоке капитала из страны.

Если в 2009 году отмечалось падение темпов роста по большинству основныхпоказателей, характеризующих социально-экономического развитие России, то в 2010 году по сравнению с предыдущим годом произошло улучшение их динамики: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,7 % (в 2009 году – 91,4 %), индекс промышленного производства – 108,2 % (90,7 %), объем инвестиций в основной капитал – 106 % (84,3 %), грузооборот транспорта – 106,9 % (89,9 %), объем платных услуг населению – 101,5 % (97,5 %), оборот розничной торговли – 106,3 % (94,9 %). Однако докризисный уровень не был достигнут.

Улучшение динамики показателей в основных секторах экономики способствовало увеличению объемов и темпов роста ВВП. В целом за 2010 год, по данным Росстата (вторая оценка), номинальный объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 44 939,2 млрд. рублей, темп роста реального объема ВВП в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 104 % (в 2009 году по сравнению с 2008 годом – 92,2 %), индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2009 года – 111,4 % (101,9 %). Сдерживающее влияние на рост ВВП оказали сокращение производства продукции сельского хозяйства в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11,9 %, обусловленное значительными потерями урожая из-за аномально жаркого лета, а также снижение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (на 0,6 %)

Показатели   Прогноз к Федераль­ному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ   Отчет об исполнении федерального бюджета за 2010 год    
 
млн. рублей   млн. рублей   струк­тура   %к ВВП    
           
ДОХОДЫ   7 874 951,6   8 305 414,4     18,5    
нефтегазовые доходы     3 830 672,8   46,1   8,5    
доходы без учета нафтегазовых доходов     4 722 617,0   56,9   10,5    
Налоговые доходы   4 178 676,2   4 401933,8   51,5   9,8    
из них:            
налог на прибыль организаций   227 731,6   255 026,1   5,8   0,6    
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации   1 240 040,0   1 328 749,4   30,2   з    
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации   1 101 246,2   1 169 514,5   26,6   2,6    
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации   109 733,6   113 898,5   2,6   0,3    
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации   26 860,2   30 053,4   0,7   0,1    
НДПИ   1 349 871,3   1 376 639,5   31,3   3,1    
государственная пошлина   60 001,8   63 123,1   1,4   0,1    
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам   32102,8   33 253,4   0,8   0,1    
Неналоговые доходы   3 695 958,6   3 902 995,0   45,6   8,7    
из них:            
ввозные таможенные пошлины   538 939,6   587 502,7   15,1   1,3    
вывозные таможенные пошлины   2 438 948,8   2 508 102,1   64,3   5,6    
таможенные сборы   24 728,7   25 574,6   0,7   0,1    

 

Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8 305,4 млрд. рублей, что на 430,4 млрд. рублей, или на 5,5 %, больше показателя, установленного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями), расходы – 10 117,4 млрд. рублей, что на 139,0 млрд. рублей, или на 1,4 %, меньше законодательно установленного показателя. Федеральным законом от 4 мая 2010 г. № 71-ФЗ внесены изменения в части увеличения верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года до 3 353,1 млрд. рублей.45Превышение расходов над доходами федерального бюджета составило 1 812,0 млрд. рублей, что на 569,5 млрд. рублей, или на 23,9 %, меньше установленной суммы.

Исполнение федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях дефицита федерального бюджета и продолжающегося мирового финансового кризиса, который оказал негативное влияние на динамику основных характеристик федерального бюджета.

На формирование доходной части федерального бюджета в 2010 году

повлияли следующие изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:

- изменение ставок акцизов на табачные изделия (сигареты с фильтром - на 37 % к уровню 2009 года и на 14 % к ранее утвержденным ставкам 2010 года, сигареты без фильтра - на 74 % и 36 % соответственно);

- увеличение размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий;

- введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.

Кроме того, при формировании объема доходов федерального бюджета были учтены изменения бюджетного законодательства в части увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет дохода от уплаты НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95 % до 100 %, фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов с 50 % до 75 %, зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ.

При определении объема доходов федерального бюджета учтены изменения бюджетного законодательства, повлиявшие на изменение нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

На объем поступления доходов федерального бюджета повлияло в основном изменение макроэкономических показателей, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и таможенного законодательства.

Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2010 году и составило за последние 6 лет наименьшее значение (18,5 %), что обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов импорта, а также изменением налогового законодательства.

Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2010 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.

По сравнению с 2009 годом в общей сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла на 6,1 процентного пункта (вследствие увеличения объемов добычи нефти, природного горючего газа и газового конденсата), доля НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 4,2 процентного пункта.

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в

федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 69 153,3 млн. рублей (на 2,8 %), в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 34 167,8 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 42 452,7 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза, и ростом экспорта товаров, выработанных из нефти.

Глава 3. Пути увеличения доходов федерального бюджета

По-моему мнению, в ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из неё инвестиционные ресурсы.

При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

В 2013-2014 годах нужно активизировать работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам, таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему.

Также нужно принимать меры по снижению высокой зависимости российской бюджета от ситуации на мировых рынках сырья. Если в 2002 году федеральный бюджет был сведен с профицитом 1,4 ВВП при ценах на нефть Urals $24 за баррель, то в 2010 году дефицит федерального бюджета составил 4% ВВП при среднегодовой цене на нефть в $78 за баррель. Сильно вырос ненефтегазовый дефицит бюджета - с 5,2% ВВП в 2006 году до 13,9% ВВП в 2010-м.

Резерв сокращения зависимости исполнения бюджетных обязательств от уровня цен на нефть лежит в урезании государственных расходов и использовании неналоговых источников доходов. Необходимо возвращаться к канонам бюджетного консерватизма, которым Россия придерживалась в начале 2000-х годов, когда была свежа память о дефолте 1998 года. Несмотря на то, что урезание социальных расходов политически нереально, у правительства есть широкое поле для бюджетного маневра.
В первую очередь, это касается сокращения бюджетных расходов по статье "национальная экономика". Дирижистская политика, которая проводилась правительством во второй половине 2000-х годов (деприватизация ЮКОСа и "Сибнефти", накачка узкого круга государственных компаний ("Газпром", "Роснефть") новыми активами, создание госкорпораций, принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в "стратегические" отрасли) была вовсе не бесплатной для налогоплательщиков. Если в 2005 году расходы бюджета по статье "национальная экономика" составили 7,9% (250 млрд. рублей), то в 2009 — уже 18,6% (около 2 трлн рублей). Поэтому первым шагом на пути бюджетной стабилизации должен стать отказ от продолжения политики национализации и полная ликвидация государственных корпораций.
Во-вторых, это проведение масштабной приватизации. Летом 2010 года Минэкономразвития объявило о запуске программы приватизации миноритарных пакетов акций 11 госкомпаний, которая должна будет принести бюджету 1 трлн. рублей в течение ближайших трех лет. Конечно, реализация этих мер позволит частично залатать бюджетные дыры, однако Россия нуждается в гораздо более амбициозной программе приватизации. Правительство должно начать продавать контрольные пакеты акций госкомпаний.

Необходимо стимулирование инновационного развития страны. Для этого продолжить:

- поддержку инновационного предпринимательства за счёт содействия появлению фондов посевных инвестиций, поощрения увеличения расходов корпораций на инновации, стимулирования создания инновационных организаций вузами, государственными научными учреждениями и научными учреждениями государственных академий наук;

- применение механизмов софинансирования заказов компаний на исследования и разработки в форме грантов, субсидий и иных механизмов, предусмотренных законодательством;

- предоставление субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений;

- государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в образовательных и научных учреждениях;

- поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- поддержку государством деятельности венчурных фондов, предоставление гарантий при реализации инновационных проектов;

- формирование и финансирование крупных научно-технологических проектов, поддерживаемых на принципах государственно-частного партнёрства и направленных не только на решение конкретной научно-технологической задачи, но и на содействие улучшению общего инновационного климата в стране, развитию массовых современных производств;

- формирование «инновационного пояса» вокруг научных организаций и вузов (развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, хозяйственных обществ, внедряющих результаты выполняемых научными организациями и вузами исследований и разработок, иных действенных элементов инфраструктуры инновационной деятельности).

Наибольшее влияние на увеличение доходов федерального бюджета окажут следующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации:

• индексация ставок акцизов по подакцизным товарам – с 20,2 млрд. рублей в 2011 году до 51,8 млрд. рублей в 2013 году, в том числе, по табачным изделиям с 19,7 млрд. рублей до 49,5 млрд. рублей соответственно;

• индексация ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газ – с 47,5 млрд. рублей в 2011 году до 136,2 млрд. рублей в 2012 году;

• установление норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты в целях формирования федерального дорожного фонда – 84,3 млрд. рублей в 2011 году, 87,9 млрд. рублей в 2012 году и 140,8 млрд. рублей в 2013 году;

• индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами – 3,7 млрд. рублей в 2011 году, 8,4 млрд. рублей в 2012 году и 15,3 млрд. рублей в 2013 году;

• отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на отдельных месторождениях Восточной Сибири – 97,3 млрд. рублей в 2011 году, затем уменьшение в три раза этих поступлений;

• увеличение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, никель и медь – с 21,2 млрд. рублей в 2011 году до 66,3 млрд. рублей в 2013 году.

 

Заключение.

 

Реализуя возложенные на него функции, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые выступают в форме его доходов.

Госрегулирование процессов распределения и использования доходов как в целом по стране, так и по ее регионам является стержнем системы экономической и финансовой политики государства, которая охватывает широкий круг вопросов социально-экономического, финансово-денежного, геополитического, правового и инструментального характера. Анализ этих вопросов показывает, что в силу неэффективности и неправильности курса указанной политики, включая несовершенство действующего бюджетно-налогового законодательства, а также отсутствия должного государственного контроля над системой ценообразования в стране имеет место неоптимальное и несправедливое распределение доходов.

Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ показывает, что по сравнению с 2008 г. размер доходов сократился на 21%. В следствие финансового кризиса экспортные цены на нефть упали, прибыль предприятий сократилась, число убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора резко сократилась. Все это привело к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в структуре доходов доля налоговых доходов постепенно уменьшается и в 2010 г. составляет только 54%, что делает бюджет страны все более зависимым от уровня экспортных цен.

Именно поэтому решающее значение для сохранения объема доходов федерального бюджета в современных кризисных условиях и снижения налоговой нагрузки на экономику имеют реформы налоговой сферы, направленные на обеспечение ее стабильности, эффективности, сбалансированности, повышение ее прозрачности и справедливости, совершенствование налогового законодательства.

Через налоговый механизм и методы налогообложения государство получает возможность воздействовать на весь воспроизводственный процесс (производство, обмен, потребление), включая воздействие госрегулирования на пропорции распределения, перераспределения и использования доходов в обществе. Регулирующая функция налогов тесно связана с их социальной функцией. С помощью ее реализации обеспечивается общественное (социальное) равновесие в распределении и использовании доходов хозяйствующих субъектов. Для этой цели государства во всем мире используют, например, метод прогрессивного налогообложения (низкие ставки налога с малых доходов физических и юридических лиц и высокие – с больших доходов), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий людей (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных и пр.), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши и т. д.

Важную роль в формировании налоговых доходов бюджета играет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в функционировании которого также имеются некоторые недоработки. Основные параметры налоговой системы, в том числе в отношении нефтяного сектора, должны изменяться в соответствии с принципом целостности системного подхода, и по возможности синхронно, вместе с изменениями внешних и внутренних условий, в которых находится финансово-экономическая система страны и функционируют основные отраслевые предприятия. Это будет способствовать минимизации налоговых потерь при неблагоприятных экономических условиях и увеличению бюджетных поступлений в периоды экономического роста.

Совершенствование налоговой системы должно привести к появлению автоматизированных систем налогообложения, основанных на четких алгоритмах расчета налоговых поступлений, сопоставимых и открытых статистических данных, современных информационно-коммуникационных технологиях. Что касается нефтяного сектора, то здесь уже в настоящее время необходим постоянный мониторинг крупных налогоплательщиков с использованием информационных технологий и моделей контроля.

Следующая позиция совершенствования налогообложения нефтяного сектора экономики — разработка на основе системного подхода модели крупного налога на нефть — альтернативы налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая база предлагаемого налога определяется как произведение объема добытой нефти в натуральном выражении на единицу ее стоимости, устанавливаемой с помощью биржевого механизма отдельно для внутреннего и внешнего рынков. Ставка налога устанавливается в процентах от налоговой базы.

 

 

Список использованной литературы

 

1) Аветисян, И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России./И.А. Аветисян//Экономические и социальные перемены в регионе:факторы, тенденции, прогноз. – 2009. -№1(5). с.107-122

2) Александров, И.М.Бюджетная система Российской Федерации/И.М. Александров – М.:Дашков и К, 2007 – 486 с.

3) Бюджетная система Российской Федерации/ А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина -5-е изд. – Дашков и К, 2007. – 568 с.

4) Бюджетный Кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998г.

5) Государственные и муниципальные финансы: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 375 с.

6) Налоговый Кодекс РФ часть I № 146-ФЗ от 31.07.1998г., часть II № 117-ФЗ от 5 августа 2000г. (ред. от 17.05.2007 г.)

7) Сердюков, В.В. Совершенствование основных позиций налогообложения нефтяного сектора России./В.В. Сердюков//Вестник финансовой академии. – 2009. -№2(50). с.47-50

8) Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 25.11.2009г.

9) Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105)/ Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 703 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

10) http://www.gks.ru

11) http://www.budgetrf.ru

12) http://www.roskazna.ru

13) http://www.minfin.ru

Приложение 1

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.