Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Вопрос 6. Механизм открытой инфляции- инфляция издержек





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе еще одного механизма открытой инфляции - инфляции издержек- лежит взаимосвязь издержек и цен. Рост последних рассматривается как результат совместных действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая процентные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а следовательно, и цену продукции.

Профсоюзы, стремясь повысить уровень заработной платы трудящихся (их долю в реальном совокупном доходе), зачастую дают мощный импульс раскручиванию спирали "зарплата - цены" (инфляционной спирали).Она возникает тогда, когда увеличение зарплаты опережает рост производительности труда, т.е. является проявлением исключительно институционализированного давления организованных трудящихся. С другой стороны, раскручивание спирали поддерживают предприятия, которые могут закладывать возросшие издержки в цены.

Поэтому найти виновника, установить, кто же (профсоюзы или предприятия) дают толчок инфляции издержек, весьма трудно. Легче обеим сторонам договориться об уровне цен и зарплаты. Подобного рода процедуры хорошо отработаны в Японии и Германии. В первой ежегодно проводится серия переговоров предпринимателей и работников по вопросу о размере заработной платы, в ходе которых заключаются детально проработанные договоренности об ее уровне, основанные на уже достигнутом общенациональном соглашении. При этом часть зарплаты - от 25 до 30% - выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Это означает, что с понижением спроса и размера прибыли фирмы уровень зарплаты также автоматически понижается.

Кроме того, профсоюзы в Японии организованы не по отраслям, а по предприятиям. В сочетании с практикой пожизненного найма (для работников-мужчин) это создает определенную общность интересов фирмы и профсоюза и приводит к тому, что японские работники обычно легче соглашаются на сокращение зарплаты, когда их фирма испытывает трудности, поскольку они вполне могут рассчитывать на возмещение потерь от таких уступок при улучшении экономических условий на рынке.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Германии, где один раз в году между профсоюзами и предпринимателями проводятся пepeговоры о размере зарплаты. В них принимает участие и правительство, объявляя о своих намерениях в отношении экономической политики на предстоящий год. Таким образом, политика, которую правительство собирается проводить в будущем, получает хорошие шансы непосредственно влиять на соглашения о заработной плате.

В Японии и Германии со второй половины 80-х годов наблюдаются нулевые или стабильно низкие уровни инфляции в отличие от тех стран, где подобной практики переговоров не существует.

Значительное влияние на раскручивание инфляции издержек оказывает рост цен на продукцию и услуги монополистов, а также ценовая политика в базовых отраслях. В технологически связанных отраслях этот процесс выглядит следующим образом. Продавец продукции, находящийся в начале технологической цепочки, калькулирует свои фактические издержки и "накидывает" на них предполагаемую прибыль. Затем полученный промежуточный результат он увеличивает в соответствии с ожидаемым (на момент получения денег за свою продукцию) при помощи индекса роста цен. Это образует его цену предложения. Если продавец является монополистом, он имеет полную возможность навязать эту завышенную цену покупателю.

Последний к своим уже изначально завышенным (в силу того, что он является следующим звеном цепочки) издержкам добавляет величину приемлемой для него рентабельности и индекс ожидаемого роста цен. Эта накрутка происходит столько раз, сколько стадий передела (участников) содержит технологический процесс.

В итоге получается возрастающий прирост издержек по технологическим цепочкам, самораскручивающаяся спиральзатрат, которая к тому же замкнута, поскольку последний участник цепочки является поставщиком продукции для первого. Поэтому повышение цен в одном из звеньев технологической цепочки автоматически ведет к их росту на всех стадиях передела продукции и неизбежно возвращается к инициатору взвинчивания цен.

Единственным способом разрыва "порочного круга" выступает заключение межотраслевого ценового соглашения. При этом описанная выше ситуация берется под контроль, и негативные ценовые эффекты нивелируются. Однако такого рода соглашения работают только при соблюдении важного условия: пониженные цены и тарифы должны распространяться не только на его участников, но и на всех потребителей их продукции. То есть должно быть исключено применение политики ценовой дискриминации со стороны естественных монополистов.

Издержки производства могут также повышаться под влиянием импортных цен на сырье и продовольственные товары. Повышение цен на импортируемое сырье непосредственно воздействует на издержки производства в зависимости от той доли, которую это сырье в них занимает. Классическим примером, иллюстрирующим эту разновидность инфляции, являются "нефтяные шоки" 1973-1974 гг., которые последовала за резким скачком цен на нефть, вызванным политикой стран ОПЕК.

Повышение цен на импортируемые продовольственные товары влияет на стоимость жизни и, следовательно, ведет к усилению борьбы трудящихся за повышение заработной платы.

Наконец, повышение издержек производства может проистекать из либерализации цен на товары и услуги и их последующего повышения после длительного периода блокирования. Как раз это и случилось в России в 1992 г.

Инфляция издержек может быть изображена графически (рис. 1).

Рис. 1 – Инфляция издержек

 

Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1> AS2) в результате действия вышеупомянутых причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены (P1> Р2) и сокращается объем реального ВНП (Q1 > Q2).

 

Вопрос 7. Инфляция спроса

Аналогично можно проиллюстрировать и другой тип инфляции - инфляцию спроса.Этот тип соответствует таким ситуациям, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате их предложения как в общем плане, так и на уровне отраслей.

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

В самом общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса (рис. 2).

Q1 Q2 Q

Реальный ВНП

Рис. 2. Инфляция спроса

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к АD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения.

Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее.

На первом отрезке кривой общие расходы (C+J+G+NX) до такой степени низки, что объем ВНП отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

Предположим, что совокупный спрос начал расти. Это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться. Это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы.

По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.

Условия инфляции спроса:

1.Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

2. Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

3. Рост государственных расходов (рост военных и специальных заказов).

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Основные причины избытка совокупного спроса могут быть связаны с повышением:

- государственных расходов, с помощью которых финансируются распределение доходов (зарплата), или инвестиции (госзаказы, например военные);

- частных расходов на потребление в результате использования сбережений;

- частных расходов на инвестирование, которое финансируется за счет банковского кредита;

- доходов, вызванных положительным сальдо платежного баланса.

Однако инфляционное давление во всех этих случаях будет происходить, если предложение потребительских товаров и услуг недостаточно по отношению к спросу. Дефицит предложения, в свою очередь, может проистекать из-за:

- отсутствия свободных производственных мощностей;

- нехватки запасов в торговле;

- дефицита, связанного с непредвиденными факторами;

- невозможности прибегнуть к импорту вследствие отсутствия валюты для его финансирования.

Особенно предрасположена к инфляции спроса экономика, отличающаяся чрезмерным использованием наличных производственных ресурсов, в частности, та, в которой поддерживается полная занятость или почти отсутствует безработица. В ней любой скачок спроса оборачивается длительным ростом цен.

На практике весьма трудно отличить один из вышеназванных типов инфляции от другого, не зная первичного источника, т.е. подлинной причины роста цен и зарплаты. Однако большая часть экономистов считает, что эти два последних типа инфляции отличаются в одном важном отношении. Время действия инфляции спроса ограничено периодом, когда существуют чрезмерные общие расходы, в то время как инфляция вздержек сама себя ограничивает автоматически, т.е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается.

Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, что ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Другими словами, этот тип инфляции порождает спад, который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Следует также упомянуть о так называемой структурной инфляции. Это инфляция, при которой повышение общего уровня цен вызвано условиями формирования цен на некоторых рынках или в некоторых отраслях экономики.

Во-первых, в современных экономиках многие цены устанавливаются решением руководителей фирм в гораздо большей степени, чем выравниванием предложения и спроса на товар. Данный феномен получил название "администрируемой инфляции" и был впервые описан в 30-х годах ХХ в. американским экономистом Г. Минзом. Важным условием этого типа инфляции является наличие реальной рыночной власти у группы крупнейших производителей в большинстве отраслей современной экономики (на олигопольных рынках).

Кроме того, некоторые экономисты указывают, что рынки дробятся на все большее число мелких частичных рынков с более или менее высокими барьерами между ними. Например, вместо одного рынка рубашек появляются множество частичных рынков различных типов рубашек разных фабрик, модельеров, в разных классах цен и для различных случаев. На таких рынках продавцам легче господствовать. Каждый продавец стремится сделать свои товары менее зависимыми от ценовой конкуренции, заинтересовывая клиентов различными средствами (прежде всего рекламой).

Происходит также дифференциация спроса. С повышением уровня жизни люди предъявляют все большие требования к разнообразию и качеству предоставляемых товаров и услуг. Молодежные рынки обособляются от рынков для пенсионеров, рынки с высоким сервисом - от рынков с низким сервисом и т.д.

Вывод: когда рынки развиваются в этом направлении, не нужно никакого дефицита товаров, чтобы произошло повышение цен.

Во-вторых, в большинстве современных экономик сельскохозяйственные цены чаще всего устанавливаются в зависимости от политических соображений, а не в зависимости от эволюции предложения и спроса; они ориентированы на повышение, и всякое увеличение этих цен сказывается в результате механического или психологического воздействия на других ценах.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.