Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Часто вспоминаете Аллаха и прославляйте Его утром и вечером.(213) Джаухари говорил, что вечер — это время от предвечерней молитвы до заката солнца.
Также Всевышний сказал: «и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром.(214) «прославляй хвалой Господа твоего до восхода солнца и перед заходом.(215)
Это объяснение того, что пришло в хадисах: кто скажет то-то утром, или что-то вечером. Это значит перед восходом или перед закатом, то есть промежуток после утренней или же после предвечерней молитвы.
В «Сборнике достоверных хадисов» Муслима от Абу Хурайры приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто произнесет утром или вечером сто раз: Свят Аллах и хвала Ему», в Судный день никто не сможет прийти с чем-то лучше, чем он, кроме того, кто произнес эти слова столько, сколько произнес он или же больше, чем он.(216)
В том же сборнике приводится хадис от ибн Мас'уда, что пророк, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по вечерам говорил следующие слова:
Утром же он произносил: «Мы дожили до вечера, и этим вечером владычество принадлежит только Аллаху и хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Единственного, нет Ему сотоварища. Только Ему принадлежит власть и слава и Он на всякую вещь мощен. Господи мой, прошу Тебя блага, что в этом вечере, и блага того, что за ним последует, и прибегаю к Тебе от зла того, что будет в этот вечер, и зла того, что за ним последует! Господь мой, прибегаю к Тебе от лени и старческой дряхлости, Господи мой, прибегаю к Тебе от мучений в огне и мучений в могиле.(217)
В сборниках Сунны от Абдуллы ибн Хубайба приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Произнеси!». Я переспросил: «А что произнести?» Он ответил: «Утром и вечером произноси по три раза произноси последние три суры из Корана. Этого тебе хватит на все.(218)
У него же приводится хадис от Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников следующим словам: «Говорите по утрам: «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы дожили до вечера, Ты даешь нам жизнь, и Ты лишаешь нас ее и Ты воскресишь нас для отчета». По вечерам же говорите: «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы дожили до вечера, Ты даешь нам жизнь, и Ты лишаешь нас ее и к Тебе исход.(219)
В « Сборнике достоверных хадисов» Бухари от Шаддада ибн Ауса приводится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Главная молитва о прощении грехов, это когда раб говорит:
«О Аллах, Ты мой Господь, нет божества, кроме Тебя. Ты создал меня, и я твой раб. Я верен обету и слову, данному Тебе по мере моих сил. Я прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил. Признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе. Прости же меня, ведь, истинно, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».
Тот, кто сказал эти слова, вечером, и этой же ночью умер, зайдет в Рай. Кто же произнес их утром, а умер днем, тоже зайдет в Рай.(220)
В «Достоверном сборнике» имама Муслима со слов Саубана приводится хадис, что посланник Аллаха после окончания молитвы просил прощения у Аллаха трижды Астагфиру-Ллаха (трижды). Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-ссаляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрами!" Прошу прошения у Аллаха (трижды), о Аллах, Ты - Мир ("Салям" -одно из имён Аллаха, указывающее на свободу (саляма) от каких бы то ни было недостатков.) и от Тебя -мир (То есть: Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!
«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа 'аля купли шайин кади-рун! Аллахумма, ля мани'а ли-ма а'тайта, ва ля му'тыйа ли-ма мана'-та ва ля йан-фа'у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду». Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала. Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом.
«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа 'аля купли шайин кади-рун! Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи, ля иляха илля Ллаху ва ля на'буду илля ийа-ху! Ля-ху-н-ни'мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-санау-ль-хасану! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфируна». Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха,
нет бога, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Он оказывает благодеяния, Он обладает достоинствами (Имеются в виду высшие, абсолютные достоинства или же качества.), и Ему - достойная похвала! Нет бога, кроме Аллаха, а мы искренни в религии перед Ним, даже если это и не нравится неверным.
«Субхана Ллахи, ва-ль-хамду Ли-Лляхи ва Ллаху акбару, ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа 'аля кул-ли шаййин кадирун!» Слава Аллаху, хвала Аллаху, Аллах велик (каждую из этих фраз следует повторить по тридцать три раза.), нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может!
Поминания, произносимые перед сном
Сообщается, что Хузайфа сказал: Когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, укладывался ночью в постель, он ложился щекой на руку, а потом говорил: «С именем Твоим, о Аллах, я умру и с ним оживу» (Бисми-кя, Аллаxумма, aмуту ва ахйа), -когда же он просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, оживившему нас после того, как Он умертвил нас, и к Нему возвращение после воскресения!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи axйа-на мин ба'да ма амата-на, ваиляй-хи -н -нушуру!)
Айша рассказала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, каждую ночь, (хотел) лечь в постель, он соединял кисти рук (ладонями внутрь), а потом дул на них и читал над ними: «Скажи: "Он, Аллах, Один..."», -(а также): «Скажи: "Прибегаю к Господу рассвета..."», - (а также): «Скажи: "Прибегаю к Господу людей..."», -после чего проводил (руками) по (всем частям) своего тела, которые только мог (достать), начиная с головы, лица и передней поверхности тела и проделывая это трижды.
Ибн Масуд рассказал, что Пророк сказал: “Кто прочтет два последних аята из суры аль — Бакара, их ему вполне хватит”. (Текст согласован).
Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас (захочет) отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своего изара, ибо ему неизвестно, что на ней находится позади него, а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, преклонил я бок свой и благодаря Тебе я подниму его. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если Ты отпустишь её, то храни её посредством того, чем хранишь Ты Своих праведных рабов» (Би-сми-кя, Рабби, вада'ту джанби ва би-кя арфа'у-ху, фа ин амсак-та нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи 'ибада-кя-с-салихина).
Сообщается, что аль-Бара бин 'Азиб сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправлялся спать, он укладывался на правый бок, после чего говорил: «О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (пред Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Уверовал я в Твою Книгу, которую Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал. (Аллахумма, аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляйкя, ва фаввадту амри иляй-кя, ва альджа'ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа'а, ва ля манджя мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва набиййи-кя алля-зи арсальта).
Пророк, посоветовал свой дочке Фатиме и Али чтобы они перед сном прославляли Всевышнего 33 раза, восхваляли Его 33 раза и возвеличивали Его 34 раза, когда она попросила его нанять ей прислугу и пожаловалась ему на тяжесть домашней работы и добавил, что: «Это лучше для вас обоих, чем прислуга.(221)
Передают со слов Хузайфы что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел заснуть, он клал свою правую руку под голову, а потом говорил: О Аллах, упаси меня от Твоего наказания в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов! (Аллахумма, кы-ни 'азабакя йаума таб'асу 'ибада-кя!) (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
Передают со слов Анаса что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (хотел) отправиться в постель, он говорил: Хвала Аллаху, Который накормил нас, и напоил нас, и защитил нас и дал нам приют, а сколь много таких, для кого нет Защитника и Дающего приют! (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат'ама-на, ва сака-на, ва кяфа-на ва ауа-на, фа кям мимман ля Кяфийа ля-ху ва ля Му'вийа!) (Муслим)
Передают со слов аль-Бара бин 'Азиба что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): Когда (захочешь) лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, а потом ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и на Тебя положился по желанию своему и из страха пред Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Я уверовал в Твою Книгу, которую Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал» (Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя альджа'ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальд-жа'а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-ки-таби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта). И если (после этого) ты умрёшь (этой ночью), то умрёшь в присущем тебе от рождения состоянии, а (поэтому пусть эти слова будут) последним, что скажешь ты (в этот день). (Аль-Бухари; Муслим)
Поминание, которое произносится тем, как сесть на вьючное животное
Передают со слов Ибн Умара что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!), а потом говорил: Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии (222) а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье (223) о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного(, что может случиться) с имуществом и семьёй.(224) (Субхана-ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна! Аллахумма, инна нас'алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин аль-'амали ма тарда! Аллахумма, хаввин 'аляй-на сафара-на хаза, ва-тви 'анна бу'да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифа-ту филь-ахли, Аллахумма, инни а'узу би-кя мин ва'са'и-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари ва су'и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!) Возвращаясь же, он повторял то же самое, добавляя к этому (следующее):
Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему! (Аййибуна, та'ибуна, 'абидуна ли-Рабби-на хамидуна!) (Муслим) Когда мы поднимались (в гору), то говорили: «Аллах, велик!», - а когда спускались (в вади), говорили: «Слава Аллаху!»